Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy_AKU_men.docx
Скачиваний:
78
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
832.37 Кб
Скачать

4.6. Упрощенные процедуры банкротства

Закон о банкротстве предусматривает также две упрощенные процедуры банкротства, являющиеся по существу процедурами конкурсного производства:

- упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника;

- упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника. Так, если стоимость имущества юридического лица - должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется не по правилам ГК РФ, а в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

При этом если недостаточность имущества должника обнаружилась до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом лежит на собственнике имущества должника - унитарного предприятия, учредителе (участнике) должника и руководителе должника, а рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по общим правилам производства по делу о банкротстве[14].

Если же недостаточность имущества должника обнаружилась после создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом лежит на ликвидационной комиссии (ликвидаторе), а рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по правилам упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника.

Особенности упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника предусмотрены ст. 224-226 Закона о банкротстве и выражаются в следующем:

- арбитражный суд сразу принимает решение о признании должника банкротом, вводит конкурсное производство и назначает конкурсного управляющего. Другие процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешне управление, мировое соглашение) не применяются;

- кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца со дня опубликования объявления о признания ликвидируемого юридического лица - должника банкротом.

Правила упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника предусмотрены ст. 227-230 Закона о банкротстве. Под отсутствующим должником понимается гражданин - должник или руководитель юридического лица - должника, фактически прекратившего свою деятельность, место нахождения которых не представляется возможным установить. Факт отсутствия деятельности должника должен доказать заявитель (ст. 65 АПК РФ), обратившийся в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих отнести должника к отсутствующему, в частности документ органа связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности.

Правила упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника применяются также в том случае, если имущество юридического лица - должника заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев до дня подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

При обнаружении имущества отсутствующего должника по ходатайству конкурсного управляющего арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным Законом о банкротстве.

Закон о банкротстве предусматривает также особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, кредитных организаций, страховых организаций, стратегических организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, субъектов естественных монополий.

  1. Уголовное и Административное законодательство об ответственности за неправомерные действия при банкротстве.

НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ БАНКРОТСТВЕ (СТ. 195 УК).

Традиционная система норм о банкротстве, сложившаяся в уголовном праве народов континентальной Европы (в том числе и в России) к XIX веку, включала две основные нормы: 1) норму о «злостном» банкротстве; 2) норму о «неосторожном» банкротстве[66]. «Злостное» (злонамеренное, обманное, мошенническое) банкротство понималось как умышленное причинение вреда кредиторам вследствие обманного уменьшения активов (сокрытия имущества) или увеличение пассивов (фальсификации долгов). «Неосторожное» банкротство трактовалось как виновное причинение должником ущерба кредиторам вследствие расточительности. Слово «банкротство» использовалось для обозначения исключительно преступных деяний. Несчастная (простая) «несостоятельность» уголовной ответственности не влекла. Практически во всех правовых системах предусматривались «объективные предпосылки» уголовного преследования банкротства (чаще всего — начало конкурсного производства).

В XX столетии традиционная система норм о банкротстве сохранилась в праве многих европейских стран (например, в Австрии, большинстве Скандинавских стран). В Германии, Франции, Швейцарии и некоторых других странах была проведена реформа норм о банкротстве, основным направлением которой явилось ужесточение ответственности за наиболее опасные проявления «неосторожного» банкротства — за явную и грубую бесхозяйственность. При этом от традиционного различения «злостного» и «неосторожного» банкротства пришлось отказаться.

Российское законодательство об ответственности за преступления, связанные с банкротством (ст. 195-197 УК), находится в стадии становления. Законодательство это крайне неэффективно, чрезвычайно либерально, казуистично, противоречиво и находится за рамками европейской правовой традиции. В результате процедуры банкротства в России нередко используются для недобросовестного обогащения за чужой счет.

Особенностью российского законодательства является то, что для уголовного преследования банкротских злоупотреблений не требуется каких-либо объективных гражданско-процессуальных предпосылок, что, с учетом материальных составов преступлений, предусмотренных ст. 195 и 197 УК, значительно усложняет уголовное преследование лиц, совершивших эти преступления. Сотрудники правоохранительных органов нередко воздерживаются от возбуждения уголовного дела, ожидая окончания производства по делу о несостоятельности в арбитражном суде. Представляется, что такая практика не основана на законе. Следует исходить из того, что уголовное дело может быть возбуждено в любой момент, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления (ст. 140 УПК РФ), независимо от возбуждения производства в арбитражном суде и от стадии этого производства. При этом «вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом» (ст.

69 АПК РФ), а не наоборот.

Другая особенность — слово «банкротство» используется в законодательстве России в качестве синонима слова «несостоятельность», а также для обозначения «процедур банкротства» — объясняется влиянием законодательств правовой семьи общего права (прежде всего, британского).

Статья 195 УК предусматривает в ч. 1 и 2 два самостоятельных состава преступления.

Объективная сторона неправомерных действий при банкротстве, предусмотренных ч. 1 ст. 195 УК, включает деяние (неправомерное действие или бездействие, указанное в законе), последствие в виде крупного ущерба и причинную связь, а также особую обстановку «банкротства или его предвидения».

Деяние (действие или бездействие) может альтернативно выразиться в шести разновидностях, которые можно разбить на две группы: 1)

сокрытие имущества в широком смысле (включая имущественные обязательства), не связанное с отчуждением имущества (сокрытие имущества; сокрытие имущественных обязательств; сокрытие сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе; передача имущества в иное владение; сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность); 2)

отчуждение или уничтожение имущества. 3)

Сокрытие имущества и сведений о нем следует рассматривать в смысле сокрытия вещей (поскольку сокрытие обязательств выделено в особый вид деяния). Сокрытие имущественных обязательств может выразиться в сокрытии информации о них и документов, их удостоверяющих. Речь идет об обязательствах, в которых лицо выступает в качестве кредитора или должника. Передача имущества (вещи) в иное владение должна быть связана с его сокрытием. Не может причинить какого-либо вреда передача его, например, на хранение или в аренду, если местонахождение имущества не скрывается.

Отчуждение имущества само по себе не может причинить ущерба, если не является безвозмездным, неэквивалентным (по заниженным ценам) или явно бесхозяйным (например, деньги проиграны предпринимателем в азартной игре). Не охватывается ч. 1 ст. 195 УК отчуждение имущества во исполнение действительных обязательств перед кредиторами. Такие действия квалифицируются по ч. 2 ст. 195 УК.

Сокрытие имущества не должно быть причиной неплатежеспособности (тогда ответственность наступает за преднамеренное банкротство), но может причинить ущерб кредиторам в связи с увеличением суммы непогашенных требований.

Статья 195 УК указывает лишь на действительное или мнимое уменьшение активов. Законодатель недооценил опасности обманного увеличения пассива (фальсификации долгов), что широко используется в ситуациях с «заказными банкротствами» и позволяет аферистам не только заявить неправомерные требования, но и приобрести решающий голос в комитете кредиторов.

Крупным признается ущерб, превышающий 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК). Крупный ущерб в данном преступлении связан с неисполнением обязательств в их сумме (как в отношении контрагентов в обязательствах, так и в отношении бюджета, внебюджетных фондов, работников).

Обстановка совершения преступления — «банкротство или его предвидение». Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) определяет несостоятельность (банкротство) как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Часть 2 ст. 65 ГК РФ сохранила норму о добровольном объявлении должником о своей несостоятельности, однако ч. 3 ст. 65 ГК РФ предусматривает, что порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Действующий Закон о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. несудебного порядка констатации несостоятельности не предусматривает, предусмотрено лишь право должника на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Представляется, что положения ч. 2 ст. 65 ГК РФ могут быть реализованы путем заключения в арбитражном суде мирового соглашения в порядке, предусмотренном гл. VIII Закона о несостоятельности (банкротстве). Конечно же, стороны, если закон не препятствует этому, могут и в несудебном порядке урегулировать свои имущественные отношения, например, простив долг или прибегнув к новации (реструктурирование долгов). Однако в этом случае лицо не признается несостоятельным (банкротом).

Совершение преступления «при банкротстве» возможно только после признания судом несостоятельности должника. «Предвидение банкротства» означает предвидение лицом возможности или неизбежности признания его в установленном порядке несостоятельным должником. Предвидение банкротства возможно как до принятия дела о несостоятельности к производству арбитражным судом, так и после принятия дела к производству вплоть до вынесения судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде умысла (прямого или косвенного), причем в большинстве случаев имеет место прямой умысел. Косвенный умысел возможен при отчуждении или уничтожении имущества (например, предприниматель, получив кредит, проиграл деньги в азартной игре).

Субъект преступления — специальный: индивидуальный предприниматель-должник либо руководитель[67] или собственник организации-должника, достигший возраста 16 лет. В связи с упразднением в России индивидуальных частных предприятий «собственником организации» может быть только государство, муниципальное образование или собственник иностранной организации. Учредитель и участник организации-должника, не являющийся ее руководителем или собственником, не являются субъектом этого преступления. Не являющиеся субъектами преступления лица, совершившие деяние, предусмотренное в ст. 195 УК, могут нести ответственность только в качестве соучастников должника, его руководителя или собственника. Они могут быть привлечены к ответственности за хищение при наличии признаков хищения. На тех же условиях несет ответственность за хищение и руководитель организации-должника. Если он действует в пользу организации-должника — ответственность наступает за неправомерные действия при банкротстве. Если он просто присваивает или растрачивает имущество организации — он несет ответственность не за это преступление, а за присвоение или растрату.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 195 УК, включает деяние (неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов в ущерб другим кредиторам лицом, знающим о своей фактической несостоятельности, а равно принятие такого удовлетворения кредитором), последствия в виде крупного ущерба и причинную связь между этим деянием и крупным ущербом.

Законодатель рассматривает это преступление в качестве менее опасного, чем преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 195 УК. Ответственность по ч. 2 ст. 195 УК наступает лишь в случае, когда требование кредитора является действительным. Если речь идет о недействительной сделке, направленной исключительно на уклонение от исполнения обязательств (такая сделка обычно бывает неэквивалентной) — ответственность наступает по ч. 1 ст. 195 или 196 УК.

Обстановка преступления — фактическая несостоятельность, которая осознается преступником. Фактической несостоятельностью будет фактическая неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Крупный ущерб (более 250 тыс. руб.) причиняется в связи с нарушением очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. При его исчислении суммируется ущерб, причиненный всем кредиторам, бюджету и работникам организации-должника.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде только прямого умысла.

Субъект преступления — специальный: в случае неправомерного удовлетворения требований — это индивидуальный предприниматель-должник, руководитель или собственник организации должника (достигший возраста 16 лет); в случае неправомерного принятия исполнения обязательства — кредитор или лицо, уполномоченное действовать в его интересах (достигшее возраста 16 лет).

  1. Показатели неплатежеспособности (финансовой несостоятельности) организации.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.  В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ признаком банкротства для юридических лиц считается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены ими в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. При этом, по общим правилам, хозяйствующий субъект может быть признан банкротом арбитражным судом, если совокупная величина его просроченных свыше трех месяцев долговых обязательств составляет не менее 100 тыс. руб.  Кроме общих правил определения признаков банкротства, выделяются специальные признаки, предусмотренные в статьях 190 и 197 для стратегических организаций и субъектов естественных монополий, для которых предел суммы просроченной задолженности составляет не менее 500 тыс. руб., а период просрочки – свыше 6 месяцев. 

Следует также иметь в виду, что для подачи заявления о признании должника банкротом кредитору необходимо иметь вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее требование кредитора к должнику.  В размер денежных обязательств для определения признаков наличия банкротства включают:  размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;  суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;  размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;  размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.  При определении наличия признаков банкротства не учитываются подлежащие за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства:  неустойки (штрафы, пени);  проценты за просрочку платежа;  убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства;  иные имущественные и (или) финансовые санкции.  К обязательным платежам относят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством РФ. Размер обязательных платежей исчисляется без учета штрафов (пеней) и иных финансовых санкций. 

В числе основных факторов неплатежеспособности можно назвать следующие:  циклические колебания конъюнктуры рынка;  снижение спроса;  рост уровня себестоимости продаж;  ухудшение состояния расчетов с дебиторами;  неоптимальное размещение финансовых ресурсов в активах;  значительные инвестиции, не подкрепленные ростом долгосрочного капитала. 

  1. Понятия и виды правовых процедур при банкротстве (несостоятельности) предприятия.

Банкротство (несостоятельность) — это неспособность должника, признанная арбитражным судом, выполнить денежные обязательства перед кредиторами в полном объеме. Банкротство является одной из форм ликвидации - принудительной ликвидацией юридического лица.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]