Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Деда!.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
690.69 Кб
Скачать

46. Археологические памятники кочевников Восточной Европы: печенегов, половцев, гуннов, тюрок.

Археологические памятники печенегов и тюрков немногочисленны. Кочевнические погребения конца IX–XI вв. интерпретируются археологами как печенежско-тюрческие, поскольку "родство торков и печенегов, засвидетельствованное древними письменными памятниками, заставляет сомневаться в наличии существенного различия в ритуале этих двух групп населения". Обряд погребения тюрка, ближе всего подходит к печенежским погребениям.

Древнерусские, византийские и западные письменные источники концентрируют внимание на кочевниках, обитавших в районах, близких к Поднепровью, однако, судя по археологическим данным, в X-XI вв. область распространения печенегов и тюрков была значительно шире. Значительное количество подобных погребений сосредоточено в Поволжье и Заволжье, причем именно эти районы по сравнению с Поднепровьем были более многолюдны.

Захоронения бедны инвентарем, а обряды погребения аналогичны мадьярским захоронениям, разбросанным по южнорусским степям 1-й пол. IX в. Хоронили своих покойных кочевники под небольшими земляными насыпями (либо впускные погребения в насыпи предшествующих эпох). В погребении присутствовали голова и ноги коня, либо его чучело, что характерно и для мадьяр, и для тюркских племен Центральной Азии. Немногочисленные вещи, положенные в могилу, включали стремена, поясные наборы, оружие – прямые сабли и луки, а также подвески и бляшки и редкую керамику. Вещевой набор соответствует степной моде, распространявшейся среди кочевников евразийских степей. Данная ситуация естественна для кочевых народов, у которых разложение родового строя только начиналось и социальная дифференциация не была развитой. Поэтому археологические памятники печенегов и тюрков практически одинаковы. Тем более что оставшиеся в южнорусских степях печенеги влились в племенной союз тюрков.

При быстром продвижении через наши степи гунны не оставили достаточно древностей. С гуннами связывают распространение деревянных сёдел и металлических стремян. Есть вероятность того, что остатки древних гуннских погребений, возможно, обнаружить на территории Усть-Донецкого района, особенно интересна в этом отношении местность в районе х. Крымский. В фондах РЭМЗ половецкая культура представлена предметами из 8 и 20 погребений могильника Матюхин Бугор. В погребении 8, датируемым концом X – началом XI вв., были обнаружены элементы конской упряжи (стремена и удила) и железный нож со следами деревянных ножен.

В погребении 20 находился скелет взрослого человека в положении вытянуто, на спине, головой на запад-юго-запад. У кисти левой руки находился нож, в ногах удила, стремена, костяные накладки седла, и сосуд. Предварительно погребение датируется XI–XII вв [14].

47. Три периода этногенеза и культурогенеза славян. Зарубинецкая и черняховская культуры.

Большой вклад в изучение славянского этногенеза внесло языкознание. Поиски истоков славянства и развития праславянского языка были начаты лингвистами в XIX в. Безусловно, важнейшими в изучении древнейшей истории славян являются данные археологии. В современных археологических изысканиях весьма широко применяются естественно-научные методы: датировки по радиокарбону, дендрохронология, палинологические, флористические и фаунистические анализы, металлография и др. Все это при постоянном пополнении источнико-вого фонда делает выводы археологии исторически достаточно конкретными и все более и более точными. Но в силу специфики своей источниковой базы археология самостоятельно изучает опять-таки не целостный этногенез, а лишь его важную часть - культурогенез. Очевидно, проникнуть в глубь этнической истории славян, как и других бесписьменных народов, можно лишь на интердисциплинарном уровне, используя в полной мере данные всех вышеназванных наук. Постепенно складывается новая научная область -этногенезология. В настоящей работе упор делается именно на междисциплинарный подход в решении вопросов раннего этногенеза славян, но канву изложения образуют материалы археологии и лингвистики.

В археологии основным в изучении культурогенеза является ретроспективный метод. Он заключается в поэтапном прослеживании истоков той или иной археологической культуры, важнейших этнографических маркеров - от раннесредневекового периода, когда этническая принадлежность древностей надежно определяется историческими материалами, в глубь столетий, к тем культурным образованиям, с которыми выявляются генетические связи, а от них - на ступень ниже и т.д.

Культура подклешевых погребений (характерным обрядом было накрывать остатки сожжений крупным сосудом - по-польски "клеш" - опрокинутым вверх дном) соответствует первому этапу развития славянского языка и этноса. Язык славян в это время только что начал самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывая собственную структуру и лексику. Соотнесение данных археологии и языкознания выявляет их полную корреляцию. Лингвистика свидетельствует о контактах славян в это время с западными балтами, германцами и скифами. Согласно материалам археологии, население культуры подклешевых погребений соседствовало и тесно взаимодействовало на северо-востоке с западными балтами (культура западнобалтских курганов), на северо-западе с германцами (ясторфская культура) и на юго-востоке со скифскими племенами.

Следующий этап истории славян связан с тесными контактами с кельтами. Последние, преодолев двумя волнами Судеты и Карпаты, расселяются на Одере в Силезии, где складывается типичная для кельтов латенская культура, и на Висле в Малопольше, где формируется тынецкая культура, в которой сочетаются кельтские особенности с пшеворскими. Значительное воздействие культуры кельтов фиксируется и далее к северу Висло-Одерского междуречья. В результате культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую, на первых порах с явной "кельтской окраской". Постепенно славяне - носители пшеворской культуры - ассимилировали кельтов сначала Малопольши, а позднее и Силезии. Кельтский субстрат оказал мощное воздействие на развитие пшеворской культуры, наследие кельтов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни. В конечном итоге образуются две диалектно-этнографические группы славянства - южная, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, и северная, где славяне тесно взаимодействовали с кельтской цивилизацией как соседи.

В области территориального смешения славянского населения со скифо-сарматским (лесостепные земли между Днестром и Днепром, наиболее пригодные для земледелия) складывается славяно-иранский симбиоз. В результате процесса постепенной славянизации аборигенов формируется новообразование, известное в исторических источниках как анты - это иранский этноним, унаследованный славянским образованием, пережившим симбиоз со скифо-сарматами. Их памятники составляют подольско-днепровский регион черняховской культуры, в котором проявляются такие элементы домостроительства, погребальной обрядности и лепной глиняной посуды, которые стали весьма характерными для раннесредневековой славянской культуры Днепровско-Днестровского региона.

К периоду славяно-иранского симбиоза относится целый ряд языковых и культурных элементов, воспринятых или унаследованных юго-восточной частью раннего славянства из иранского мира. Языковое влияние проявляется в материалах лексики, элементах фонетики и грамматики. Это дало основание В.И. Абаеву утверждать, что в этногенезе рассматриваемой группы славян участвовал скифо-сарматский этнический субстрат. Анализ языковых иранизмов позволяет говорить о том, что в римское время складывается антская диалектная область. Иранское наследие в юго-восточной части расселения славян выявляется также в духовной культуре и антропонимике.

Зарубинецкая культура, археологическая культура, распространенная около 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. на территории Среднего и отчасти Верхнего Приднепровья. Некоторые исследователи считают ее древнеславянской. Названа по могильнику у с. Зарубинцы Переяслав-Хмельницкого района Киевской области УССР, обнаруженному В. В. Хвойкой в 1899. Для З. к. характерны бескурганные могильники с трупосожжениями. Отдельные трупоположения встречены лишь в двух пунктах (Корчеватое, Велемичи). Остатки небольших поселений З. к. со следами наземных или несколько углублённых в землю жилищ часто расположены на высоких и труднодоступных местах. Население жило родовым строем, занималось земледелием, скотоводством, а также охотой и рыбной ловлей. Орудия труда делались из железа, различные украшения — из бронзы. Керамика лепная. З. к. развивалась под влиянием латенской культуры. На З. она граничила с пшеворской культурой. Производство железа освоили в совершенстве. Различные топоры. Серпы,косы- горбуши, наконечники стрели дротиков, удила рыболовные крючки.

Черняховская культура занимает лесостепную и степную зоны правобережной Украины и лесостепную - левобережной, Молдавию часть Юго-Восточной Польши и частично Трансильванию и Румынию. Названа по могильнику у с. Черняхов Кагарлыкского района Киевской области, исследованному В.В. Хвойкой в 1900-1901 гг. Датируется 305 вв. н.э.      Известно много неукрепленных поселений Ч. К. Пока открыты только три городища. На поселениях обнаружены наземные жилища и полуземлянки, имеющие обычно открытые очаги и реже - печи. У домов - хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 м. Жители занимались земледелием и скотоводством. Найдено много земледельческих орудий труда - железные наконечники пахотных орудий, серпы, косы.      Высокое развитие получил ряд ремесел - железоделательное, кузнечное, бронзолитейное и гончарное. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешты (Молдавия) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной на большинстве поселений. Разнообразием форм отличалась столовая гончарная посуда (ваза с тремя ручками, кувшины, миски, кружки).      О развитии внешней торговли свидетельствуют находки амфор, краснолаковой керамики и стеклянной посуды, представленной двумя видами кубков - цилиндрических и конических. Импорт поступал из греческих городов Северного Причерноморья и римских провинций. Во внутренней торговле использовалась римская монета (на территории Ч. К. обнаружено более 1000 монетных кладов).      Погребальные памятники представлены бескурганными могильниками с трупосожжениями и трупоположениями. В инвентаре погребений - керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни.