Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема №13.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
99.84 Кб
Скачать

2) В чем заключается сущность образования? Кто такой Человек как образец, по которому должно строиться образование?

Образование — это не учебная подготовка к профессии, специальности, ко всякого рода деятельности. Наоборот, всякая учебная подготовка существует для образования, лишённого внешних целей. Но образование, как отмечает М. Шелер, это не самовлюбленная направленность на самого себя, на свою красоту, свою добродетель, своё знание. Образование — это предназначение, индивидуальное и единственное в своём роде предназначение для наций, культур, для каждого отдельного человека. По сути, мы переживаем сейчас подобную ситуацию. Сейчас, как никогда, образование должно опираться на целостность отечественной культуры, а для этого недостаточно новых курсов и программ. Необходимо восстановление духа отечественного образования, который связан с преображением личности на пути к духовности, нравственному идеалу.

Образование есть категория бытия, а не знания и переживания. Образование — это отчеканенная форма, образ совокупного человеческого бытия.

Образование как становление человеканачиная с дочеловеческой природы — и одновременно как опыт постоянного «само-deificatio» — с осознания того, что над самим человеком есть верховная сущность, внушающая глубокое благоговение.

Человек, как существо витальное, без сомнения, является тупиком природы, её концом и её наивысшей концентрацией одновременно; однако как возможное «духовное существо» он есть нечто иное, чем просто тупик: он есть в то же время светлый и великолепный выход из этого тупика, существо, в котором цервосущее начинает познавать само себя и себя постигать, понимать и спасать. Итак, человек есть одновременно и то, и другое: тупик и — выход!

Э.В. Ильенков (ч. 2, с. 669-674)

1) Почему слова «знать» и «мыслить», с точки зрения автора, являются синонимами?

Разве мы не сталкиваемся с людьми, которые «знают», а «творчески (самостоятельно) мыслить» не умеют? В таких случаях правильнее было бы сказать, что действительного знания тут нет и в помине, а есть что-то другое, лишь по недоразумению именуемое «знанием». Ведь нельзя «знать» вообще — можно знать только что-то определенное, а знать предмет — значит уметь самостоятельно обращаться с ним и разбираться в нём. Но «мышление» и есть не что иное, как способность («умение») обходиться с предметом умно, т. е. в соответствии с собственной природой. Мышление и есть реально функционирующее знание.

2) Каковы распространенные заблуждения относительно знания?

Слова, термины, формулы, знаки, символы и их устойчивые, отложившиеся в науке сочетания, усвоенные (заученные) вместо знания предмета, — как особый, над и вне действительности существующий предмет, как особый объект, как особый мир идеальных, абстрактных, призрачных «предметов». И когда такое иллюзорное, чисто формально усвоенное «знание» стараются связать с жизнью, с реальностью, то ничего хорошего ни для знания, ни для жизни получиться, собственно, не может. «Мышление» поэтому и понимается и исследуется сторонниками этого взгляда прежде всего в его словесном обнаружении, как «языковое мышление». Естественно, сама способность мыслить отождествляется со способностью оперировать со словами, со знаками, с символикой.

3) Кто является догматиком, а кто – скептиком?

Воспитание догматика заключается в том, что ему предлагают для зазубривания горы готовых истин - формул, законов, правил и алгоритмов — и одновременно приучают смотреть на окружающий мир как на огромный резервуар примеров, эти истины подтверждающих. Он и привыкает замечать вокруг себя только такие факты, которые иллюстрируют правильность школьных прописей, а на остальное — не обращать внимание, как на нечто не существенное, от чего нужно абстрагироваться и прежде всего — от противоречий. В философии эта позиция называется релятивизмом, а человек, её исповедующий, есть скептик. Догматизм рано или поздно, но обязательно превращается в скептицизм. Если догматик всегда упорствует, защищая одну абстрактно-одностороннюю «половинку Истины», и отвергает с порога другую, то скептик уже видит, по крайней мере, обе «половинки».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]