Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архитектурно-дизайнерское проектирование город...docx
Скачиваний:
126
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
36.7 Mб
Скачать

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ СТРОЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

...ансамбль не может «получаться» слу­чайно. Он должен создаваться, организовы­ваться в результате определенной системы мер, гарантирующих его связанность и архитек­турную направленность, оставляя таланту, ква­лификации автора - удачу выражения. Созда­вая эту систему мер, необходимо исходить из того положения, что город есть растущий по оп­ределенному плану ансамбль - комплекс, со­стоящий, в свою очередь, из стройной системы разнообразных, но связанных между собой ан­самблей-комплексов.

Л.А. ИЛЬИН

1Градостроительная типология форм городской среды

Формирование городской среды - явление разноаспектное, многосту­пенчатое, в котором архитектурное творчество составляет лишь часть взаи­модействующих в общем процессе факторов. Поэтому в архитектурной тео­рии нет даже устоявшегося термина для того материально-пространственно­го объекта, с которым в данном случае оперирует зодчий. Его называют ■■фрагмент городской среды», «урбанистическое пространство», «внешнее городское пространство», «городской ландшафт», «интерьер улицы», даже «градостроительный ансамбль», подразумевая архитектурную среду, пред­назначенную для городской деятельности, не требующей закрытых помеще­ний, активно связанной с природно-климатическими воздействиями или до­пускающей их в широких пределах.

Наибольшее распространение получили в последнее время два опре­деления: «открытые городские пространства» и «городской интерьер», точ­нее других определяющие архитектурную сущность объекта.

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ СТРОЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

...ансамбль не может «получаться» слу­чайно. Он должен создаваться, организовы­ваться в результате определенной системы мер, гарантирующих его связанность и архитек­турную направленность, оставляя таланту, ква­лификации автора - удачу выражения. Созда­вая эту систему мер, необходимо исходить из того положения, что город есть растущий по оп­ределенному плану ансамбль - комплекс, со­стоящий, в свою очередь, из стройной системы разнообразных, но связанных между собой ан­самблей-комплексов.

Л.А. ИЛЬИН

1Градостроительная типология форм городской среды

Формирование городской среды - явление разноаспектное, многосту­пенчатое, в котором архитектурное творчество составляет лишь часть взаи­модействующих в общем процессе факторов. Поэтому в архитектурной тео­рии нет даже устоявшегося термина для того материально-пространственно-"э объекта, с которым в данном случае оперирует зодчий. Его называют

фрагмент городской среды», «урбанистическое пространство», «внешнее -эродское пространство», «городской ландшафт», «интерьер улицы», даже

-радостроительный ансамбль», подразумевая архитектурную среду, пред--азначенную для городской деятельности, не требующей закрытых помеще--ий, активно связанной с природно-климатическими воздействиями или до­текающей их в широких пределах.

Наибольшее распространение получили в последнее время два опре­деления: «открытые городские пространства» и «городской интерьер», точ--ее других определяющие архитектурную сущность объекта.

16

1.1 Городская среда как особый объект архитектурного творчества

М.Я. Гинзбург (1892-1946) писал, что «организация изолируемого про­странства, та кристаллическая форма, которой охватывается по существу своему аморфное пространство, есть отличительный признак архитектуры от других искусств. То, что составляет особенность, так сказать, пространст­венных переживаний, ощущений, испытываемых от interiur'oB архитектурно­го произведения... Основное отличие архитектуры, не повторяемое в воспри­ятиях какого-либо иного искусства».

Но «чувство интерьера» возникает не только внутри зданий. Бруно Дзе-ви (1918-2000) указывает, что «архитектурное пространство мы продолжаем ощущать в городе, на улицах и площадях, в переулках и парках, на стадионах и скверах - повсюду, где творчество человека ограничило «пустоты», т.е. со­здало замкнутое пространство. Если внутри здания пространство ограничено шестью плоскостями (полом, потолком, четырьмя стенами), это не означает, что пространством не является равным образом и пустота, ограниченная пя­тью, а не шестью плоскостями, как это имеет место во дворе или на площа­ди... все то, что зрительно ограничено какими-либо завесами, будь то стены зданий, или ряды деревьев, или синь моря, характеризуется теми же самыми элементами, которые отмечают архитектурное пространство».

На рис. 1.1 показан теоретический перебор подобных моделей: от «классического» городского интерьера, прототипом которого могут служить замкнутая средневековая площадь, двор-колодец, до гипотетической обзор­ной площадки, где реально проектируется только одна формирующая наше отношение к пространству плоскость, а остальные условны, недосягаемы для архитектурных преобразований и принимаются как окружающая это со­оружение данность.

В сочетании таких элементов, которые поддаются авторской обработке в процессе «конструирования изолирующей среды», и элементов, включающих­ся в архитектурное произведение только зрительно, - небосклона, фрагментов пейзажа, перспектив улицы, - и состоит отличие городского интерьера от обыч­ного. Естественно, что при этом основная (по М.Я. Гинзбургу) задача архитек­туры - «изолировать, отграничить какими-либо вещественными материальны­ми формами известную часть пространства» - существенно усложняется: «пунктир» материальных форм, вычленяющих открытое городское пространст­во, должен быть достаточно выразительным, чтобы выполнить свое предназна­чение, должен гармонировать с изображениями, возникающими в разрывах, а размещение и конфигурация этих разрывов должны согласовываться с зако­нами градостроительной организации среды, лежащими вне закономерностей формирования материальных объектов, образующих «пунктир».

Создание городского интерьера - особая область архитектурного творчест­ва, стоящая на грани между градостроительным и объемным проектированием и соединяющая возможности и трудности и того, и другого. Оперируя одновре­менно и с «дальними», и с «ближними» градостроительными пространства­ми, архитектор должен свободно ориентироваться в комплексе функцио­нальных и художественных факторов их планировочной организации; заду­мывая формы и конструкции ограждений «своего» пространства, должен об­ладать знаниями, необходимыми для проектирования различных зданий и сооружений, объектов городского дизайна и оборудования, элементов ланд­шафтной архитектуры.

Понятия «открытое городское пространство», «городской интерьер» не­сколько отличаются от близких им терминов «архитектурная среда», «город­ская среда», «архитектурное пространство», описывающих явления более об­щего порядка (рис. 1.2). По принятой много лет назад ЦНИИП градостроитель­ства классификации к открытым пространствам в городах и групповых си­стемах населенных мест относятся незастроенные территории вообще, в том числе водно-зеленые системы, главные проспекты, набережные, эспланады,

а - помещение; б - двор-колодец; в - курдонер, лоджия; г,д- балкон, терраса; е - обзорная площадка

пешеходные зоны, площади, бульвары и другие элементы планировочной структуры города, которые составляют систему открытых пространств, несу­щих оздоровительные и коммуникационно-рекреационные функции и активно влияющие на художественно-эстетическую выразительность городских ансам­блей, а также хозяйственно-технические пространства, предназначенные для коммунального и дорожно-транспортного благоустройства города, такие, как стоянки индивидуального транспорта, хозяйственные площадки, проезжие ча­сти улиц, дорог и т.п. Термин архитектурное пространство подчеркивает эс­тетический смысл явления - оно возникает, когда из общего реального прост­ранства с помощью архитектурных форм выделена и преобразована в особое «художественно-осмысленное пространство» его определенная часть, высту­пающая, в свою очередь, в качестве архитектурной формы. Архитектурная среда также включает все эти уровни, но этот термин характерен ощущением «погруженности в пространство», известной долей случайности возникших у зрителя впечатлений [1]. Городская среда продолжает этот подход, с одной стороны, исключая из рассмотрения интерьеры зданий, с другой - в еще боль­шей степени подразумевая стихийность своего формирования, вводя в число факторов становления зрительного ряда неподвластные или почти неподвла­стные архитектурному проектированию уличное движение, строительно-ре­монтные работы, погодные условия, рекламы, знаки и т.п.

Термин «городской интерьер», вновь напоминая об архитектурном содержании городской среды, подчеркивает локальность объекта, его мест­ный характер. Сказанное позволяет уточнить сущность этого понятия в рам­ках настоящей работы. Городской интерьер - это целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства, в кото­ром часть реальных ограждений (плафон, стены) заменены условными (небосвод, панорама). На базе этого исходного понятия в дальнейшем рассматриваются особенности строения и формирования более сложных пространственных систем, в том числе те, в становлении облика которых участвуют лежащие вне архитектуры факторы жизни и деятельности города. А поскольку трудно описывать строение, свойства, потенциальные возможности формирования и развития таких объектов с какой-либо одной позиции, в учебнике исполь­зуются все вышеперечисленные термины.

В приведенном определении слова «изнутри воспринимаемый кон­кретный фрагмент» имеют принципиальное методологическое значение. При проектировании зданий и сооружений архитекторы, отталкиваясь от объем­но-планировочных схем, переключают внимание на объемно-пластические характеристики, комбинируя для получения максимума архитектурной выра­зительности соотношения масс, членения фасадов, цвет, фактурность и т.д. Другими словами, в двуединстве архитектурных задач, указанных М. Я. Гинз­бургом, «создать оболочку, конструкцию», которая должна «обнять прост­ранство... организовать его по определенным законам», первая как бы пере­вешивает вторую. Тогда как проектирование городских пространств уже по смыслу своему отдает предпочтение взгляду «изнутри», акцентирует работу с собственно пространственными, а не объемными комбинациями.

Восприятие особенностей городского интерьера во многом зависит от нацеленного внимания зрителя. Находясь рядом с сооружением, наблюда­тель воспринимает его внешний вид, объем или фасад фактически незави­симо от окружения. Но стоит изменить психологическую установку, взгля­нуть на здание как на часть единого бассейна восприятия, в котором нахо-

а - фактическое пространство:

б - городское пространство:

в - архитектурное

пространство:

г - городская среда

дится и наблюдатель, и объект наблюдения, - окружающая их среда стано­вится пространством, интерьером.

Чередование установок на восприятие части или целого - единичного экстерьера или интерьерной среды - порождает специфическую задачу ар­хитектурного творчества - обеспечить цельность эмоционально-художест­венного ряда впечатлений, соединенных открытым городским пространст­вом. Задачу тем более трудную, что сегодня главным предметом внимания проектировщика оказались здания, сооружения, составляющие лишь часть архитектурной среды.

Диалектика связей части и целого усугубляется многоплановостью са­мого понятия «городской интерьер». Его в равной степени можно отнести и к отдельному пространству, и к их связке, и к совокупности впечатлений от всех открытых пространств города.

Простейшей формой городского интерьера следует считать единич­ный относительно изолированный фрагмент города, который зритель в состоянии воспринять единовременно (рис. 1.3). Таковы площадь, перекрес­ток улиц, двор, отрезок магистрали. Комбинации отдельных фрагментов зри­тель осваивает разновременно, «порциями». Если при этом сохраняется ак­тивная связь их прямых впечатлений, возникает следующая разновидность -система городских пространств, образующих несравнимый с исходными зрительный образ. Так воспринимается сложенный из отдельных площадей и линейных отрезков ансамбль Невского проспекта в Ленинграде (С.-Петер­бург). Самый сложный уровень в этой иерархической последовательности -впечатление от района или города в целом. Синтетический образ города возникает при слиянии полученных в разное время представлений о его крупных ансамблях, характерных уголках, пригородных пейзажах [2].

«Ярусная» структура восприятия архитектуры города (отдельный фраг­мент - композиция группы пространств - облик города в целом) - весьма су­щественная черта его архитектурно-художественной организации. Она поз­воляет понять, что при всей сложности проектного прогноза ее высшей фор­мы - образа города, - суммируется он из вполне поддающихся проектирова­нию самостоятельных объектов градостроительного формообразования, ох­ватываемых двумя «нижними» уровнями.

Городской интерьер в общем ряду архитектурных пространств пред­ставляет своеобразное звено. Можно указать много отличий его от интерье­ров зданий:

  • формирование городских интерьеров еще подчиняется закономерно­стям прямого зрительного освоения, как это имеет место внутри зданий, од­нако их размеры, формы, особенности развития гораздо ближе к аналогич­ным параметрам градостроительных образований - районов, зон, - цельное и единовременное восприятие которых невозможно;

  • превосходство в физических размерах обуславливает многофункцио­нальное, а не узкоспециализированное использование городских пространств, что вызывает особые трудности соединения в цельной среде разноплановых, иногда почти несовместимых процессов; порождает специфические проблемы архитектурно-художественной организации городских ансамблей;

  • принципиально иначе осуществляется связь с природно-климатиче­скими условиями, которые напрямую - через погоду, смену сезонов, включе­ние зелени и т.д. - участвуют в формировании облика городских интерьеров; это обстоятельство учитывается проектировщиками далеко не полностью.

Но гораздо существеннее названных различий городских интерьеров и интерьеров в зданиях сходство, идентичность вызываемых ими архитектур­но-художественных ощущений. Зритель воспринимает пространственный объект целостно, как определенную эмоционально-эстетическую согласован­ность его компонентов, и только потом начинает рассматривать достоинства или недостатки этих компонентов. Это обстоятельство может в известной ме­ре стать действенным инструментом гармонизации городского пространства, инструментом объективного проектного включения, «вписывания» архитек­турных сооружений в городскую среду.