Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Догматическое Богословие. 1 курс.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
923.65 Кб
Скачать

2. Символ веры Церкви

,  – знак, признак; соединение, от "" – сопоставляю, соединяю.

Древние эллины " " (во множественном числе) называли особые знаки дружбы и взаимного гостеприимства. Это мог быть разломанный надвое предмет, например, перстень, половинки которого хранились в доказательство заключенного союза, дружбы. По прошествии многих лет союзники, друзья или их потомки при встрече узнавали друг друга, убедившись, что обе части соединяются и образуют единое целое – символ.

В современном употреблении символ – это условный знак, выражающий целое понятие. В Церкви символ не есть просто знак. Подлинный символ имеет освящающее значение. Крест – символ христианства, символ искупления и спасения рода человеческого. Древняя Церковь оставила нам различные христологические символы, например, монограмму "" и само изображение рыбы.

И, наконец, исповедание веры после IV в. стали называть Символом веры (  ). Святые отцы и Соборы до IV в. исповедание веры называли "изложением веры, верою, верою 318 Отцев". Например, в Правиле 1 Первого Вселенского Собора в греческом тексте употреблено слово "вера" (), а не "символ веры":

"Святые Отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется Символ веры трех сот осминадесяти отцев, бывших на Соборе в Никеи, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен".

В творении "Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников" употреблено также "вера 318 отцев": "Прочее брате: понеже превыше тебе есть, еже испытовати о инех вещех, держи царский путь: веру глаголю онех трех сот осьминадесяти святых отец, в нюже и крестился еси".

В документах Лаодикийского Поместного Собора встречается словосочетание "символ веры": " ... и тогда уже глаголемые у них верные, по изучении символа веры, да будут помазаны святым миром, и тако причащаются Святых Таин". В правилах того же собора употребляется "вера": "Крещаемым должно изучати веру, и в пятый день седмицы давати ответ епископу, или пресвитерам".

Термин "символ" в значении "исповедание веры" – западного происхождения. См., например, у блаженного Августина: "Так как невозможно было призвать (Того), в Кого не уверовали, – по слову апостола: "Как призывать Того, в Кого не уверовали" (Рим. 10, 14), – вы прежде выучили Символ, где содержится правило веры".

От символов следует различать аллегории.

Среди всех источников Церковного Богословия исключительно важное место занимает Никео-Цареградский Символ Веры. Прежде всего, он напоминает нам о том, что исповедание Веры Церкви Христовой Православной всегда начинается с Крещения, и нет другого способа войти в основанную Христом Спасителем Церковь, как только через принятие Крещения. Во-вторых, этот Символ Веры напоминает нам о том, как Святые Отцы Первого и Второго Вселенских Соборов защитили спасительную Веру Церкви от лжеверия ариан и других еретиков. Первый Вселенский Собор проходил в Никее (325 г.), а Второй – в Константинополе, или, как в старину говорили на Руси, в Царьграде (381 г.), а потому и Символ Веры называется Никео-Цареградским.

В Церкви Христовой Православной Никео-Цареградский Символ Веры употребляется при совершении Таинства Святого Крещения, читается и поется на Божественной Литургии, среди утренних молитв, на Повечерии, на Изобразительных, при совершении Таинства Исповеди и перед причащением больных на дому. Преподобный Серафим Саровский, обучая приходящих к нему непрестанной молитве, давал краткое утреннее и вечернее молитвенное правило. В этом правиле вместе с молитвами "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся" читается и Символ Веры. Кратко говоря, Символ Веры мы поем или читаем всякий раз, когда молитвенно исповедуем спасительную Веру Церкви как свою Веру.

Имея изначально крещальное употребление, Символ Веры с древнехристианских времен используется и как основа для оглашения, то есть для проведения систематических бесед с готовящимися ко Святому Крещению. Это подтверждают "Огласительные поучения" Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, произнесенные и записанные им в середине IV века.

Последние два-три столетия Никео-Цареградский Символ Веры стал основой для составления письменных и печатных "Катихизисов" – учебных пособий для преподавания православного вероучения в церковно-приходских школах, духовных училищах и семинариях.

В Русской Православной Церкви наибольшее распространение получил "Катихизис", составленный Святителем Филаретом, митрополитом Московским (†1867 г.). Первая часть этого "Катихизиса", содержащая раздел "О Вере", является изъяснением Никео-Цареградского Символа Веры.

Различные определения Символа Веры

В Катихизисе Святителя Филарета на вопрос "Что есть Символ Веры?" дается следующий ответ: "Символ Веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане".

Приведем и некоторые другие определения Символа Веры.

Архиепископ Костромской и Галичский Платон в "Сокращенном изложении догматов Веры по учению Православной Церкви" пишет: "Симовол Веры есть в кратких, но точных словах изложенное на первых двух Вселенских Соборах учение о том, во что должны веровать христиане; это неизменный образец изложения Веры для христиан всех мест и времен".

А. Царевский в "Уроках по Закону Божию" (Киев, 1886 г.) пишет: "Самое изложение христианской веры называется символом или знаком веры, каковое название указывает на то, что этим изложением веры каждый христианин показывает, что он действительно христианин и принадлежит к обществу христиан".

В "Записках по православно-христианскому вероучению" для гимназий протоиерея Антония Мироновича (Варшава, 1928) говорится: "Всё православно-христианское вероучение изложено в Никео-Цареградском Символе Веры".

В "Законе Божием", составленном протоиереем Серафимом Слободским, о Символе Веры сказано: "Символом Веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином".

С учетом того, что Символ Веры употребляется на Литургии, имеется и такое определение: "Символ Веры – это торжественное исповедание христианских догматов, которое читается или поется во время Литургии перед началом евхаристического таинства". (Архимандрит Петр Л’Юилье "Замечания о Символе Веры", Журнал Московской Патриархии, 1969, №1, с. 75).

Вера Церкви и вероучение

В вышеприведенных и подобных им определениях "Символа Веры", к сожалению, не проводится различия между такими понятиями, как "Вера Церкви" и "вероучение Церкви". Отсюда происходит неопределенность самих определений Символа Веры.

Высота, глубина и широта спасительной Веры Церкви (для различения – Вера с заглавной буквы) не поддается никакому краткому словесному выражению. Если применить литургическую и святоотеческую богословскую терминологию, то можно сказать: "Вера Церкви – это Вера Апостольская, Вера Отеческая, Вера Православная, выражающая Апо­стольскую Проповедь, Апостольское Учение и Апостольское Предание". В этом смысле Вера Церкви – это не доктрина, а благодатная жизнь во Христе, которая в Церкви Христовой Православной выражается многообразно – через Богослужение, священнодействия и молитву, через чтение и слушание Священного Писания, посредством иконописания и иконопочитания, в творениях, жизни и подвигах Святых Угодников Божиих.

А церковное вероучение (вера с прописной буквы) – это словесное или письменное изложение Веры Церкви. Оно не может быть всеобъемлющим.

Из книги "Толкование на Символ веры". В. Н. Лосский, еп. Петр (Л’Юилье):

Введение

Символ веры – это торжественное исповедание христианских догматов, которое читается или поется во время литургии, перед началом евхаристического канона. Первое слово этого священного текста – Верую – связано с каждым последующим членом Символа и придает этому изъявлению общей веры христианского народа характер личного участия и ответственности каждого члена Церкви, который произносит вместе с другими "верую", и далее "исповедую", "чаю" (ожидаю с надеждой).

Но достаточно ли исповедовать одними устами, даже со всем сердечным благоговением, если ум не прилепляется к смыслу этих слов, найденных отцами Церкви, чтобы Богооткровенная истина стала доступной каждому человеческому разуму, просвещенному верой во Христа?

Великий православный богослов прошлого века Митрополит Филарет Московский делал различие между верой как Богооткровенной Истиной и верой как сознательным принятием откровения. Слепая приверженность авторитету веры недостаточна для того, чтобы "обладать верой". Свт. Филарет писал, что пока наша вера покоится на Священном Писании и Символе веры, она принадлежит Богу, Его пророкам, Его апостолам, отцам Церкви, это еще не наша вера. Но когда она закрепляется в наших мыслях, нашей памяти, тогда мы обрели ее, обладаем ею.

Следовательно, необходимо изучать все 12 членов Символа веры для того, чтобы слова, которые мы слышим за каждой литургией, пробуждали нашу мысль и делали нас сознательными членами Церкви Христовой.

Прежде чем приступить к изучению христианских догматов, сжато выраженных в Символе веры, скажем несколько слов об истории этого "правила веры", которое получило в Церкви силу вселенского авторитета.

До начала IV века "символы", или краткие формулы христианской веры, были, главным образом, связаны с крещением и катехизацией. Этим объясняется их многочисленность и изменчивость в зависимости от поместной практики той или иной Церкви. Эти формулы исповедания, которые новокрещенные должны были произносить в день своего крещения, во II веке назывались "правилами" или "канонами" веры.

Символ нового вида, отвечающий необходимости точно определять православное учение в противовес учениям еретиков, появляется в IV веке. Эти принятые на соборах символы не связаны уже исключительно с обрядом крещения, а приобретают более существенное значение в жизни Церкви.

Никейский Символ веры был первым догматическим символом, провозглашенным Вселенским Собором (325). Этот "крещальный" символ поместной Церкви – возможно, Иерусалимской – был переработан богословами, которым пришлось его расширить, чтобы более точно выразить исповедание Божественности Христа (против учения Ария). Символ этот еще пользовался вселенским авторитетом на Констатинопольском (381), Ефесском (431) и Халкидонском (451) Соборах как догматическое исповедание веры.

Никео-Цареградский Символ веры, используемый в наше время, имеет лишь общее сходство с первым, Никейским Символом. Первоначально он был одним из выражений "Никейской веры" с подробно изложенным исповеданием Божественности Христа, которое после 370 года родилось из крещальных антиохио-иерусалимских символов. Этот литургический символ был, по-видимому, поправлен Отцами Второго Вселенского Собора для употребления при крещении, без намерения заменить им Никейский Символ. Он был провозглашен вместе с Символом Никейским на IV Соборе (Халкидонском) как официально признанная догматическая формула и таковым вошел в литургическую практику Имперской столицы. К концу V века этот Константинопольский литургический Символ веры признается как полная и окончательная формулировка Никейского Символа, который она и заменила. Ему предстояло быть принятым повсюду как истинное "правило веры", и он вытесняет другие христианские символы, крещальные или соборные. VI Вселенский Собор (680) подтверждает непреложный характер так называемого Никео-Цареградского Символа веры.