Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

МГП-1

.pdf
Скачиваний:
90
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
793.91 Кб
Скачать

Маскулинности скинхедов...

ляются миксовые культуры и движения, такие как гей$ски$ ны, превращающие скинхедскую эстетику в сексуальный фетиш, а также межсубкультурные образования – гот$скин$ хеды, панк$скинхеды. В это же время происходит культур$ ное наполнение скин$движения различными символами, куль$ товыми продуктами, фашистской и языческой идеологиями. Кельтский крест, свастика, коловрат, цифровые сочетания (88, 14), руны становятся коллективным языком для «посвя$ щенных», а 20 апреля (день рождения Гитлера) – главным коллективным праздником наци$скинхедов.

Для России расцвет националистических движений и орга$ низаций относится к середине 1990$х годов, когда огромное количество рабочей молодежи хлынуло за поддержкой и ощу$ щением опоры и защиты в ряды РНЕ, НБП, наци$скинхедс$ ких группировок. В результате, к началу 2000$х годов более половины всех наци$скинхедов в мире составляли именно рос$ сийские скины. Поэтому говорить о субкультурной составля$ ющей скинхедов в этот период практически невозможно, го$ раздо более влияние на коллективную солидарность оказы$ вали политические, идеологические факторы, а национализм и расизм служили основой идентичности. Именно эти факто$ ры оказались решающими для раздувания СМИ негативного имиджа скинхедов, вытеснения из умов обывателей представ$ ления о субкультурном характере скин$движения.

Лишь в последние годы можно говорить о возрождении (а в России о возникновении) «традиционных»10 скинхедов, а также большей количественной представленности шарпов и рашей, которые часто объединяются с анти$фашистскими формированиями. Некоторые скинхеды предпочитают оста$ ваться аполитичными, для них быть скинхедом – это выгля$ деть определенным образом, посещать концерты, пить пиво с друзьями, ходить на футбол, читать культовые книги. Поэто$ му можно говорить, что сейчас в России на молодежных сце$ нах достаточно жестко противопоставляются скинхеды и бон$ хеды, которые подчас не имеют ничего общего друг с другом.

191

И.В. Костерина

Актуальные подходы к изучению маскулинности и мужских молодежных культур

Как и любая другая субкультура (будем пока рассматри$ вать это именно как субкультуру) скинхеды являются муж$ ской солидарностью. Важным замечанием к описанию со$ временного состояния молодежных субкультур будет тезис представителей Бирмингемской школы культурных иссле$ дований о том, что субкультуры – явление исключительно мужское. Это выражается в том, что мужчины выступают в качестве идеологических лидеров группы. Они определяют и диктуют правила поведения, формируют иерархическую структуру, обладают наибольшим (или эксклюзивным) ин$ формационным ресурсом; они регулируют отношения внут$ ри группы и, что немаловажно, именно ни должны маркиро$ вать свою субкультурную принадлежность при помощи раз$ личных визуальных и невербальных кодов – особой одеж$ ды, прически, аксессуаров и т.д. Еще одним убедительным аргументом в защиту этого тезиса будет количественное преимущество мужчин в субкультурных группах. Таким об$ разом, давая характеристику какой$то субкультуры, мы опи$ сываем ее как мужское сообщество, в то время как девуш$ ки, физически присутствуя в нем, остаются существующи$ ми, но невидимыми11.

Как пишет М. Киммел12, маскулинность – это гомосоци$ альная установка. Мужчины испытывают себя, изображают героические подвиги, подчас идя на огромный риск, а все потому, что они хотят, чтобы другие мужчины даровали им их мужественность. Одобрение другими мужчинами как «до$ казательство себя» – финальная и возможно самая важная часть этого процесса конструирования. Это создает иерар$ хию в структуре группы. Индивидуальная оценка собствен$ ной маскулинности не имеет значения без публичного под$ крепления и признания или одобрения. Поэтому маскулин$ ность – драматическое предприятие, в котором соревнова$

192

Маскулинности скинхедов...

тельность является одним из главных элементов, и подчас именно участие в субкультуре или каком$то другом типе молодежных солидарностей становится ареной реализации проекта маскулинности.

В исследовании маскулинности мужских субкультур, осо$ бенно использующих насилие, брутальность и гипермаску$ линность в качестве одних из ведущих кодов культуры, важно выделить несколько векторов, на которые обычно направле$ но внимание исследователей.

Часто причины возникновения и распространения дви$ жения скинхедов ищут в классовых причинах, объясняя развитие молодежных субкультур социальным протестом против неравенства и несправедливости. Но, как справедли$ во задается вопросом исследовательница Нэнси МакДоналд13, а почему руководить действиями молодых не может просто страсть или любовь к какому$то делу: музыке, танцам, ту$ совкам, граффити и т.д. или просто симпатия определенно$ му стилю в одежде? Поэтому говорить исключительно о клас$ совом наполнении этой культуры представляется весьма ог$ раниченным, хотя, когда ниже я буду говорить о специфике молодежных про$националистских организаций, этот фак$ тор нельзя будет обойти вниманием. Близко к классовому подходу оказывается концепт «протестной» маскулинности14, которая, будучи маркированной как субординированная по отношению к гегемонной (основываясь на «идеальных» ти$ пах маскулинности, предложенной Р. Коннеллом), стремит$ ся обнаружить и актуализировать собственные ресурсы, спо$ собствующие выведению представлений о такой маскулин$ ности из маргинальной сферы. В частности, представители рабочего класса, будучи лишены ресурса гегемонной маску$ линности в силу своего социального статуса, подвергают со$ мнению незыблемость маскулинности «белых воротничков» и формируют собственный дискурс, где «другими» могут быть объявлены женщины или черные мужчины, равные им по статусной позиции. Или же борьба за ресурсы маскулин$

193

И.В. Костерина

ности может выражаться в деструктивных, протестных дей$ ствиях, нарушающих общепринятые нормы, и потому бро$ сающих вызов гегемонной (на тот момент) маскулинности.

Другим важным вектором является изучение мужских молодежных культурных формирований с точки зрения дис$ курса насилия и преступлений. Поэтому часто мужские со$ общества, использующие насилие и совершающие нелегаль$ ные действия, анализируются в рамках проблематизирую$ щего дискурса насилия. В частности в книге Дж. Мессерш$ мидта «Маскулинности и преступления»15, хотя и не делает$ ся акцент исключительно на субкультурах, анализируются субкультурные явления, которые официально нелегальны. Он признает, что преступления в подавляющем большин$ стве случаев связаны с мужчинами. Но результат этого он видит в самой специфике создания гендера, особенно в стра$ тегиях маскулинности. Он рассматривает и то и другое как множественные конструкты: и то и другое может предста$ вать в различных формах. Когда у некой группы нет дос$ тупных легальных гендерных ресурсов, доступных осталь$ ным, преступление рассматривается как эффективный, дос$ тупный и вполне достижимый способ завершения/достиже$ ния мужской идентичности. Мессершмидт определяет мо$ лодежь как одну из таких групп и относит большое количе$ ство преступлений, совершаемых молодежью из$за недостатка власти/силы и доступа к конвенциональным ресурсам мас$ кулинности. Поэтому его выводы отличаются от распрост$ раненного представления о том, что мужчины (особенно в период юности) «в силу своей природы» склонны к насилию и совершению преступлений.

Но всё же остается вопрос: почему индивиды одного воз$ раста предпочитают одну модель или дискурс маскулиннос$ ти другим. И почему индивид может пересмотреть или мо$ дифицировать свою маскулинную идентичность когда ста$ новится старше? Эти изменения скорее всего будут связаны с различными точками в индивидуальных биографиях. И

194

Маскулинности скинхедов...

мужчины могут дополнять свою гендерную идентичность без участия силы через использование адекватных замени$ телей находящихся в рамках конвенциональности. Поэтому насилие и совершение преступлений не являются постоян$ ной константой для представителей той или иной молодеж$ ной культуры, а также являются продуктом сложных био$ графических событий и замысловатых траекторий социали$ зации.

Еще один аспект молодежных мужских гомосоциальных сообществ связан с представлениями о мужском теле и те$ лесности, спорте, физической силе и выносливости. Культу$ рологическое направление таких исследований представле$ но работами об эстетике мужского тела, например, о фаши$ стском теле. В российской практике многие из этих аспек$ тов рассматривал И.С. Кон, например, в книге «Мужское тело в истории культуры»16 он акцентирует именно теле$ сные аспекты мужественности, анализируя как репрезенти$ руемое в искусстве и публичном пространстве мужское тело, так и практическое воплощение мужчинами тех или иных представлений о маскулинности. В частности, такая сфера как спорт часто оказывается способом удовлетворить по$ требность в соревновательности, являющуюся одной из важ$ ных черт построения мужской идентичности.

Как пишет Г. Ваннел, спорт и маскулинность очень близ$ ки друг другу, одно есть часть другого и успехи в спорте означают, что ты уже не мальчик, а мужчина17. В спорте маскулинность формулируется также в терминах «провер$ ки выносливости» и в тех же соревновательных тенденциях. М. Месснер отмечает, что спорт крайне иерархичен18. Но всегда указывается, что то, чем занимаешься ты, несмотря на его соревновательность, отличается от того, чем занима$ ются другие (более низкого, простого, менее престижного), например, отдельные боевые искусства преподносятся как более «интеллектуальные», духовно$ориентированные, напри$ мер, по сравнению с боксом, где «глупые люди просто лупят

195

И.В. Костерина

друг друга». Поэтому иерархия часто выстаивается между теми, кто вправе применять силу, и теми, кого лишают этого преимущества, т.е. иерархию между достойным и недостой$ ным применением силы. Важным моментом становится оп$ ределение правил применения силы и объекта, по отноше$ нию к которому она может быть применена.

Милитаристские и силовые структуры также имеют боль$ шое значение в коллективном проекте маскулинности. На$ пример, все молодежные субкультуры предлагают четкую позицию по отношению к службе в армии. А образ мужчи$ ны$воина является ключевым символом маскулинности.

И, наконец, для моей статьи будет важным отметить зна$ чение визуальной составляющей культуры скинхедов, куль$ турный аспект, который выражается через определенный стиль, моду, брэнды и т.д.

В своей статье я буду в меньшей степени касаться инди$ видуальных проектов маскулинности, и в большей апелли$ ровать к коллективному габитусу19 двух противоположных направлений скинхед$культуры: маскулинности неонацист$ ских скинхедов и маскулинности «традов» и антифа$скин$ хедов (рашей и шарпов). Эти типы маскулинности настоль$ ко различны в аспектах культуры и коллективной идентич$ ности, насколько и различны идеологии, составляющие ядро той и другой солидарности.

Важно обозначить векторы, по которым разворачивается реализация того или иного проекта маскулинности. В слу$ чае скинхедов это – идеология, патриотизм, практики (наи$ более значимые: применение физического насилия, куль$ турные практики, музыка, ТМ), визуальные коды, символы.

Неонацистский проект маскулинности

Юноши, входящие в право$экстремистские движения, как правило, представляют собой «идеальный тип» гегемонной брутальной маскулинности, проявляющейся как во внешних

196

Маскулинности скинхедов...

кодах, так и в характере выстраивания властных отношений внутри субкультуры и с внешним окружением. Большин$ ство компаний, основой (или неотъемлемой частью) которых является националистические взгляды, представляют собой гомосоциальные сообщества, где значимость других муж$ чин, принципы мужского братства оказываются группооб$ разующими. Поэтому часто неонацистские солидарности стро$ ятся на принципах мужского братства и солидарности. Вся власть (реальная и символическая) сосредоточена в руках мужчин. Они создают правила, по которым производится и поддерживается культура. Они являются «носителями» ос$ новной идеи и главными «контролерами» взаимодействия внутри группы и с представителями других молодежных культур. Национализм порождает особый тип маскулиннос$ ти, который включает в себя патриархатные установки, бру$ тальность, стремление к лидерству. Поэтому в случае с НС$ скинхедами говорить о специфической внешней компоненте маскулинности не приходится. Если еще лет 7 назад образ скинхеда был довольно типичен, если не карикатурен: бри$ тая голова, подкаты с подтяжками и высокие ботинки, бом$ бер20, то сейчас, благодаря стигматизации этого образа со стороны СМИ и пристальному вниманию со стороны мили$ ции, неонацисты перенесли акцент с внешней составляю$ щей на внутреннюю. В целом облик НС$скинхеда должен был быть воинственным, угрожающим, суровым. А одежда должна выполнять помимо символической (маркировать при$ надлежность к движению), утилитарную функцию: быть удобной, практичной, приспособленной для драк – на джин$ сах обычно висят эффектные цепи, которые заправляются в карманы, а при удобном случае резко вынимаются и выпол$ няют роль оружия, бомбер – прочная куртка, ее трудно порвать в драке, воротника у нее нет, поэтому схватить че$ ловека в бомбере не за что, Камелоты и берцы сами по себе представляют мощное оружие, т.к. масса одного ботинка с железными вставками составляет до двух килограмм). Тем

197

И.В. Костерина

не менее, внешняя субкультурная составляющая не явля$ лась обязательной, и, по мнению самих бонхедов, злоупот$ ребляли внешними субкультурными атрибутами молодые или неадекватные участники движения, которые видели в этом возможность выделиться и продемонстрировать свою иден$ тичность окружающим, т.к. эффективная демонстрация внут$ ри их peer$группы невозможна по причине идеологической несостоятельности. Поэтому в своем желании выделиться и продемонстрировать свою «скинхедость» неофиты нередко нарушали внутригрупповые нормы, и именно они станови$ лись героями газетной криминальной хроники, вызывая не$ довольство старших товарищей, которые видели в подобных импульсивных действиях дискредитацию движения. На со$ временном этапе, внешняя атрибутика все больше выходит из употребления, в устной агитации и на форумах, новичкам советуют не выделяться из толпы и выглядеть как «простые парни». Интересно, что именно в этом моменте часто проис$ ходит переход от внешнего (атрибутивного) к внутреннему (идеологическому) проявлению нормативной НС$маскулин$ ности. Т.е. гораздо важнее оказывается практическая/ дея$ тельная реализация этого проекта маскулинности, такая как участие в акциях, храбрость, выносливость, готовность к риску и даже к преступлениям. Поэтому основными требо$ ваниями к юношам, входящим в право$экстремистские со$ общества становятся доверие, верность идее и группе. Зача$ стую конструируя себя как мессий, спасителей русского народа, НС$скинхеды претендуют на исключительную и потому доминирующую роль в выстраивании социального порядка и отношений с окружающим миром.

Можно говорить о том, что национализм формирует осо$ бое иерархическое пространство, где доминирующими (нор$ мативными, «своими») являются молодые мужчины, кото$ рые разделяют националистические взгляды и деклариру$ ют их. А подчиненными (ненормативными, «чужими») ока$ зываются отличающиеся по поведению, национальности и

198

Маскулинности скинхедов...

идеологическим представлениям мужчины. Соответственно для «русских» НС$скинхедов эта иерархия выстраивается следующим образом:

русский мужчина$национал$патриот

русский мужчина$непатриот

нерусский мужчина

Т.о. эта иерархия строится на противопоставлении «силь$ ных своих», «других» («русские» мужчины, представляю$ щие другие типы маскулинностей), «чужих других» (нерус$ ские мужчины).

** *

Важным посылом националистического милье становится представление о том, что настоящий мужчина должен быть защитником слабых (женщин и детей), охранять свою роди$ ну (и все, что с ней связано) от посягательств других. Такой конструкт мужчины$воина, если и не разделяется, то, по крайней мере, вызывает уважение (одобрение, боязнь) у дру$ гих мужчин, т.к. легитимирует применение силы во имя «бла$ гой цели». Отсюда и представление о том, что настоящий мужчина должен служить в армии (институционализиро$ ванный патриотизм), должен уметь драться, должен охра$ нять свою территорию от чужаков. Последнее утверждение в случае бонхедов проявляется во враждебном поведении относительно представителей нетитульных национальностей, например, выходцев с Кавказа и Средней Азии.

НС$скины позиционируют себя как принципиальные ге$ теросексуалы и гомофобы, аргументируя это тем, что сексу$ альная ориентация, не приводящая к воспроизводству чле$ нов национального сообщества, бесполезна и потому идеоло$ гически вредна.

Таким образом, можно сказать, что наци$скинхеды пред$ ставляют собой «идеальный тип» гегемонной брутальной мас$ кулинности, проявляющейся как во внешних кодах, так и в

199

И.В. Костерина

характере выстраивания властных отношений внутри суб$ культуры и с внешним окружением. При этом сам характер выстраивания маскулинности становится догмативным и при$ нудительным.

«Традиционный» и антифа проекты маскулинности

В этих сценарии предписания к маскулинности с точки зрения поступков и коллективных правил не столь жесткие. Здесь важнее оказываются другие принципы солидарности. Как пишет Линда Макдауэл21, молодежная культура состо$ ит из музыки, одежды, стиля, тусовок. Поэтому, говоря о «традиционных» скинхедах (традах), восходящих к волне появления классических субкультур, в первую очередь сле$ дует обратить внимание именно на эти составляющие. В на$ чале статье я выделила источники, повлиявшие на внешность «традиционных» скинхедов, на сегодняшний день можно от$ метить большую свободу и принцип личного вкуса в выборе дресс$кода, стиля и прически. Внешний вид современных скинхедов сочетает в себе стиль традов, нео$панков, хулсов, но в любом случае остается делом личного вкуса. Некото$ рые скинхеды предпочитают носить casual, что подразуме$ вает дорогую брендовую одежду и обувь: Fred Perry, Ben Serman, Lonsdale, Crombie, Harrington, Crinders, Dr. Martens, в среде традов и Рашей с Шарпами, например, обсуждают$ ся детали одежды, такие как цвет джинсов, ботинок, шири$ на подтяжек, шнурков, правила, как нужно подкатывать джинсы и рукава рубашек. Вот несколько цитат с сайта http://skinheads.clan.su, где подробно описывается внешний вид «правильного» скинхеда:

«Рубашки нельзя носить навыпуск, они всегда заправля$ ются в джинсы. К ним полагаются подтяжки и ботинки Dr. Martens подходящего цвета. Поверх рубашки носят джинсо$ вые куртки, а если холодно – свитеры с треугольным ворот$

200