Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

МГП-1

.pdf
Скачиваний:
94
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
793.91 Кб
Скачать

Пацанские правила...

ным соперником. Ее только можно поставить на место вер$ бально:

«Если девушка будет вести себя хамовато? Об этом и разговоров никаких быть не может! Спросишь только: “Ты что, подруга?!”» [Р.А., 1 пол. 1970$х гг.].

Те же нормы воспроизводятся в постсоветской уличной среде. Напасть на женщину или «развести» ее (вынудив от$ дать деньги или другие ценности) – это не просто беспре$ дел, «этим вообще никто не занимается».

3. Парни с девушками.

Не только девушки были вне агрессии, но и парни, гуля$ ющие с девушками. Об этом говорят практически все ин$ форманты.

«Было правило – не нападать на того, кто идет с девуш$ кой. И это правило всегда соблюдалось» [Н.А., 1 пол. 1980$х гг.].

«Я всегда говорю: у нас в Люберцах можно было гулять спокойно – и никто никогда не подойдёт и ничего не ска$ жет. Даже, если, скажем, шел металлист с девушкой» [Ш.А., 1 пол. 1980$х гг.].

«Парня, идущего с девчонкой, никогда не трогали. (…). Этого не было. Это, знаешь – как бы святое было» [А.Е., 1 пол. 1980$х гг.].

И в середине 2000$х годов действовала та же норма. Нельзя трогать парня, провожающего девушку домой через чужую территорию, даже если он будет вызывающе себя вести по отношению к местным пацанам – он получит свое на обратном пути:

«Если пацан с девушкой идет, то пусть он хоть матом кричит. Потом его поймают, да и всё» [2006 г.].

111

Д.В. Громов, С.А. Стивенсон

По распространенному уличному правилу, если парень идет с девушкой, и она ведет себя неправильно – скажем, оскорбляет встречного – спрос не с девушки, а с парня. Парень должен держать ответ за неправильное поведение своей девушки. В 2006 году мы наблюдали сцену: подвыпив$ шая девица в компании парня оскорбила проезжавшего мимо мужчину лет сорока. Мужчина вышел из машины, один раз молча ударил девицу, а затем, ударив парня, внушительно сказал ему: «Следи за тем, как ведет себя твоя метла!» Ос$ новной воспитательный посыл здесь был направлен на пар$ ня, именно ему было предписано отвечать за поведение де$ вушки.

4. Меньшие по количеству.

Часто считалось, что нападать на единичного противни$ ка, во$первых, «нехорошо», а во$вторых, «неинтересно»:

«Если, например, двадцать восемь человек – они что, бу$ дут бить одного? Это даже не вызывало никакого спортив$ ного интереса. Если каждый по разу ударит, тридцать человек – и всё.

<Интервьюер: То есть, был спортивный интерес состяза$ ния?> Ну, наверное» [Ш.А., 1 пол. 1980$х гг.].

Для того чтобы уравнять шансы, встреченной жертве иног$ да предлагали состязание на равных – «драться один на один». Это было даже в случаях коллективного наказания:

«Если кого$то надо было наказать, отлавливали его все вместе. Но бил при этом – кто$то один» [В.В., 1 пол. 1980$х гг.].

На эту же норму указывали московские пацаны в 2006 году. Количественное преимущество противника может быть поводом отложить драку и назначить групповой поединок («за$ бить стрелку»). Вот как описывает это один из опрошенных:

112

Пацанские правила...

«Ну, например, меня бы одного поймали в чужом районе. А мне не хочется получить. Я говорю, что я один и что вы меня будете все вместе. Я со своими пацанами приду, и мы разберемся» [2006 г.].

Существует запрет на «бесцельную» агрессивность. Вот фрагмент из интервью с мужчиной, чья пацанская юность прошла в советское время:

«Простых людей на улице никогда не трогали никого. Никогда не было, что просто взяли и кого$нибудь избили. Если дрались, то с какой$нибудь целью, специально при$ езжали, имея цель. А так – никого не трогали.

<Интервьюер: А если кто$то сделал замечание?> Ну, если простые люди… Если бабушка идет там, скажет –

никто внимания не обращал, никого не трогали» [Ш.А., 1 пол. 1980$х гг.].

И современные пацаны, рассказывая о том, как они устраи$ вают битвы с «врагами» – панками или рэперами – в пригород$ ных электричках, указывают на то, что «ботаники» – неулич$ ные молодые люди, не являются достойными противниками.

«<Интервьюер: А если едет компания ботаников, на них тоже нападают или как?>

А чего на них нападать? Ну представьте, едет человек и читает газету. И что?

<Интервьюер: То есть, они не вызывают желания их по$ бить?>

Интерес есть к тому, кто может дать сдачи» [2006 г.].

В некоторых группах (в частности, в люберецких груп$ пах 1$й половины 1980$х, где был высок интерес к спорту и культуре тела) существовал запрет на использование ору$ жия. Запрещалось использовать в драке (и вообще иметь при себе) оружие – ножи, палки, цепи, предметы для утя$ желения кулака и т.д.:

113

Д.В. Громов, С.А. Стивенсон

«…Никогда ничего не брали с собой. Будь мужиком. Вот кулаком – ударь кулаком. То есть, у нас никогда не было ни цепей, ни какого$нибудь другого оружия. Если мы били пацифистов там, нацистов, брейкеров, панков – вот они$то всегда пытались цепь достать, или какую$нибудь там пе$ чатку, или кастет, или еще что$то. У нас никогда ничего такого не было – ни ножей, ни чего другого. Даже когда против тебя трое, когда десять на десять там, двадцать на двадцать. То есть, вот чисто» [А.Е., 1 пол. 1980$х гг.].

Демонстрация оружия рассматривалась как вызов, к па$ цану с оружием относились значительно жестче:

«Вот тебя встретили на улице – если ты просто идешь, с пустыми руками – тебе ничего не будет. Ну наедут, уда$ рят – и не больше. А вот если ты достанешь нож – тогда берегись!» [А.Ф., 1 пол. 1980$х гг.].

Информант, чье детство прошло в Душанбе, привел улич$ ную поговорку: «С ножом – покалечим, без ножа – побьем» [М.Р., 1944 г.р., сер. 1950$х гг.].

Иногда в качестве одной из причин запрета на оружие называли страх перед милицией. То же отмечали и пост$ стветские информанты. Задержанный с оружием в руках (или даже в кармане) получал значительно более серьезные обвинения, чем безоружный.

Учитывая большое количество запретов на насилие, су$ ществовала практика придумывать благородный повод для драки:

«Когда на кого$то нападаешь – стараешься сделать ему внушение, найти уважительный повод. Например: “Не шу$ мите! Уже поздно, женщины и дети спят, нельзя шу$ меть!”» [Р.Р., 1 пол. 1970$х гг., Астрахань].

Достаточно распространенным способом для провоциро$ вания драки было использование в качестве задиры мало$

114

Пацанские правила...

летнего. Поддавшись на провокацию, жертва нарушала один из перечисленных выше запретов на насилие, и нападаю$ щий получал моральное право осуществить агрессию:

«Как правило, подходил какой$нибудь мелкий (ну, это старый, в общем$то, способ). Подходит мелкий: “Дай мне, – говорит, – жевачку”. Ты говоришь: “Нету”. Типа, “иди отсюда, мальчик, не мешайся”. Какой$нибудь пер$ воклассник, второклассник. А мы где$то пятый, шестой были, седьмой. “Уйди, мелочь, уйди! – [смеется] – По$ шел вон!” – как в кино. И он тогда: “А$а$а!” – начинает что$то кричать так истошно. И тут такая толпа вывали$ вает. А ты такой: “У$у$у!” – и бегом! [Смеется] [В.Н., 1 пол. 1980$х гг.].

Растяжимость правил

При чтении данной статьи может возникнуть вопрос: «Если уличные пацаны были такие благородные и следовали мо$ ральному кодексу, то откуда возникло мнение об их агрес$ сивности, откуда рассказы об их нападениях на прохожих, на женщин, на слабых?» Действительно, рассматривая дан$ ную тему, нельзя идеализировать пацанов, нужно учиты$ вать, что рассмотренный «кодекс чести» предполагал ис ключения из правил. При всем том, что запреты на насилие существовали, они могли нарушаться.

Например, поскольку бить одиночку группой было не при$ нято, для экзекуции могли отрядить одного или нескольких человек:

«Всей толпой мы не били. Могли сказать что$нибудь. Ну могли отвести там в сторону… Ну два$три человека отве$ ли в сторону – чего там… Допустим, раз там… два$три раза ударили – упал и всё, развернулись и ушли. А что$ бы всей толпой долбить – не били никогда» [Ш.А., 1 пол. 1980$х гг.].

115

Д.В. Громов, С.А. Стивенсон

Физическое воздействие могло заменяться устным:

«Парня, идущего с девчонкой, никогда не трогали. Ну, могли приколоться, пошутить там как$нибудь, могли об$ ступить, сказать: снимай атрибутику, клади в карман – но кулаками никогда никто не тронет. С девчонкой идешь – пожалуйста, иди. Могли хохму сделать, но подойти – никто никогда не подходил. Этого не было. Это, знаешь – как бы святое было» [А.Е., 1 пол. 1980$х гг.].

Наличие девушки могло и не защитить от нападения, если девушка приходила в составе достаточно крупной компа$ нии. Победа над сильным противником, согласно пацанским правилам, была делом достойным; поэтому стремление к кол$ лективной драке могло перевесить запрет на агрессию про$ тив девушки:

«На танцах, если ты пришел с девушкой один – в углу или, там, в центре танцуешь – то тебя никто никогда не тронет. Пусть ты хачик, пусть брейкер, пусть. Тебя никто никогда не тронет, если ты один. Но если, изви$ ните, ты не один, ты с друзьями, вас толпа и вы отды$ хаете, и мы приехали толпой, грубо говоря…» [А.Е., 1 пол. 1980$х гг.].

По описаниям видно, что все перечисленные запреты хоть и избавляют некоторые категории жертв от агрессии, но не до конца. Агрессия просто уменьшается, приводится к уме$ ренной норме. Например, часто она ограничивается вербаль$ ным воздействием – неоднократно отмечалось, что в том или ином случае на жертву не нападали физически, но мог$ ли позволить себе пошутить в ее адрес, «приколоться», сде$ лать замечание, словесное внушение. В других случаях фи$ зическое воздействие все$таки присутствовало, но в сравни$ тельно небольшой форме. Незлобливый пинок малолетке, «два$три удара» чужаку – за агрессию не считались.

116

Пацанские правила...

Мы допускаем, что информация о случаях агрессивнос$ ти, выходящей за рамки запретов, могла скрываться от то$ варищей.

«И потом, когда возвращались и обсуждали, кто где был, могли сказать: “Ты чего, делаешь. Он же с девчонкой сидел на лавочке”. И за это уже наши наказать могли. Могли, знаешь, просто подойти и врезать. И поэтому даже [если] где$то что$то такое происходило – об этом молча$ ли. Если кто$то что$то сотворил – он об этом (…) боялся сказать, потому что это не приветствовалось» [А.Е., 1 пол. 1980$х гг.].

Нарушивший неписанные правила пацанского поведения мог подвергнуться наказанию в следующих формах.

1. Устное порицание:

«Если во время драки даже ключ возьмешь в руку (вот ключ от квартиры) – и то твоя компания скажет, что ты, мол, зажал в руке ключ – это было очень… нехоро$ шо… <Интервьюер: За это как$то наказывали?>

Наказывать не наказывали, но, ты знаешь, просто могли руки потом не дать» [А.Е., 1 пол. 1980$х гг.].

2. Отказ в защите:

«И если потом ты говорил, что кто$то где$то тебя оби$ дел – то, знаешь, на тебя смотрели так… помнили, что ты в прошлый раз пошел с чем$то» [А.Е., 1 пол. 1980$х гг.].

3. Физическое воздействие. Так, во время дружеской драки один из участников, несмотря на запрет, использовал кас$ тет. Неформальный лидер компании довольно жестоко из$ бил его, «пять раз ударив об остановку». Примечательно, что провинившийся принял наказание стойко, поскольку «знал, что бьют за дело» [А.Е., 1 пол. 1980$х гг.].

117

Д.В. Громов, С.А. Стивенсон

4. Бойкот – с провинившимся не общались. Возможна и жесткая форма бойкота – когда бойкоту подвергается не только провинившийся, но и те, кто с ним общался.

Стоит добавить, что для советского времени была не ти$ пичная такая получившая впоследствии распространение форма наказания, как постановка на деньги.

Сучетом уличного «морального кодекса» межгрупповые

имежличностные конфликты в пацанской среде предпола$ гали несколько способов разрешения:

– организация набега на территорию противника (про$ тивник обязан был сорганизоваться и принять бой);

– специально назначенная драка (забивание стрелки);

– принятие решение на уровне старших.

Происхождение пацанских культурных кодов

Как уже отмечалось, представления пацанов о норматив$ ном мужском поведении во многом определяют их поведе$ ние в уличном контексте. Требования демонстрации силы характера, готовности постоять за себя, верность слову – всё это связанно с культом гегемонной маскулинности, про$ низывающим всё общество, а не только данные сообщества. Вместе с тем эти нормы особенно актуализируются именно в пацанской среде. С чем это связано?

Известный английский исследователь субкультур Дэвид Даунс предлагал рассматривать субкультуры как совместно выработанные ответы на коллективные проблемы12. В пацан$ ской среде такой общей проблемой представляется отчуж$ дение молодежи от мира школы, а зачастую и от мира семьи (особенно в неполных семьях, где воспитание осуществля$ ется матерью, или в семьях, где существует насилие над детьми). Попадая на улицу, они компенсируют свое отчуж$ дение и конструируют себя в качестве хозяев территории. Поведение мальчиков и подростков, основанное на представ$ лениях об активной, агрессивной маскулинности, которые

118

Пацанские правила...

отвергаются школой и подавляются в семье, может беспре$ пятственно осуществляться в уличной среде. Коллективные практики доминирования требуют построения особых прин$ ципов регулирования жизни группы, взаимопомощи, верно$ сти своим друзьям.

Существует ряд культурных кодов, традиций перфор$ мативного и ритуализированного насилия, к которым при$ бегают пацаны, чтобы построить свою мужскую идентич$ ность и организовать жизнь на улице. Многие нормы и ри$ туалы, регулирующие насилие (такие, например, как кол$ лективные битвы и «стрелки»), берут свои истоки в тради$ циях деревенских драк. Эти традиции изучались российс$ кими этнографами в XIX–XX веках. Группы, или, как их иногда называли, партии молодежи с одной улицы или из одной деревни боролись с представителями других улиц и деревень на праздниках, свадьбах или просто в повседнев$ ной реальности13. Как считает Т.Б. Щепанская14, деревенс$ кие драки подтверждали легитимность насилия как инст$ румента защиты прокреативной сферы, охраны безопасно$ сти женщин и детей. Через драки молодым людям добрач$ ного возраста передавались нормы осуществления насилия и право быть его агентами.

Урбанизация не до конца подавила ритуалы и нормы мо$ лодежного насилия. Интересно отметить, что насильствен$ ные уличные практики подростков особенно часто отмеча$ лись в периферийных городских районах, где селились не$ давние выходцы из деревни, и где деревенские обычаи оста$ вались частью коллективного социального знания15. Носите$ лями знаний о насилии являлись родители, старшие братья, соседи, те, кто сами принимал участие в групповых схват$ ках. Эти знания могут передаваться как в качестве прямых инструкции («будь мужиком», «умей постоять за себя», «глав$ ное ударить первым»), рассказов об обычаях и традициях, так и через общую культуру отношений, требующую агрес$ сивного самоутверждения.

119

Д.В. Громов, С.А. Стивенсон

Не исключено, что культура рабочего класса также яв$ ляется источником построения особой маскулинной иден$ тичности. Хотя пацанские группировки обычно являются соседскими группами и объединяют живущих в соседних домах, без разделения по социальному принципу, но наибо$ лее активные их члены принадлежат, по нашим наблюдени$ ям, к молодежи из рабочих семей. Возможно, в их поведе$ нии проявляются культурные ориентации рабочего класса, в которых акцентируются такие качества мужчины, как физическая сила, смелость и непосредственность. Сравни$ вая российские данные с западной литературой, можно от$ метить, что многие стилевые особенности поведения паца$ нов (например, их упор на телесный контроль) очень харак$ терны для молодежных субкультур рабочего класса. То же относится к территориальности. В то время как представи$ тели субкультур молодежи среднего класса (например, хип$ пи) пытаются осваивать большие пространства, считают своей не только территорию своего города, но и всю страну, а то и мир, пацаны сосредоточены на защите своей улицы или мик$ рорайона16.

Другой источник культурных кодов российских пацанов – это тюремная субкультура. Можно отметить много совпаде$ ний между правилами пацанов и императивами этой суб$ культуры. Например, телесные практики и там, и там край$ не ригидны и жестко табуируют любую трансгрессию. Тю$ ремная субкультура также ценит характер, склонность к риску, к действию, содержит поэтизацию романтического криминального братства и поощряет оппозицию ко всему, что связано с официальной властью. Субкультура воров$в$ законе запрещала насилие против женщин, неоправданное проявление насилия, ограничивала крайнее насилие (убий$ ство). Кстати, можно вспомнить и о почитании матери в тю$ ремно$криминальной среде17.

Хотя все эти культурные коды являются очень устойчи$ выми, надо отметить и различия в сообществах пацанов в

120