Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мировые концепции Ментального здоровья.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
128 Кб
Скачать

9. Концепция ментального здоровья и пожилые люди.

Во всем мире пропорция пожилых и старых людей растет, в то время, как отношение семьи к заботе о них изменяется. Что раньше рассматривалось в качестве нормального результата старения, сейчас повсеместно признается в качестве результата болезни, депривации, а также внутренне или внешне нанесенных психологических и физических травм. Соответственно, таких последствий можно избежать. Развитые страны, в отличие от развивающихся, показывают успех в уменьшении неспособности пожилых людей к полноценной жизни, исключая тех, кто имеет деменцию, с помощью улучшения их здоровья в молодости. Депрессия и деменция сохраняют статус двух важных ментальных заболеваний, влияющих на пожилых людей (Copeland, 2003).

Становится понятным, что концепция ментального здоровья, или идея защиты качества жизни, отражает важность отсутствия различий между пожилыми и молодыми людьми. Большинство различий в поведении между ними происходят от физических и ментальных нарушений у пожилых людей, а также из-за их неблагоприятных социальных условий, чем от самого процесса старения. Например, пожилые люди имеют связь с реальной утратой финансовой поддержки, переживают социальную изоляцию и испытывают растущую ответственность за внуков, в случае их заболевания ВИЧ.

Ошибочные концепции включают то, что пожилые люди выбирают «безделье» в социальной жизни, что депрессия является естественной, а интеллектуальное снижение является нормальным качеством старения и, что пожилые люди не подвергаются дистрессу от смерти сверстников и собственной инвалидности. Фактически, эти положения принимаются без проверки их достоверности (Copeland, 2003).

Как и на других стадиях жизни, ценности пожилых людей, защищающие их ментальное здоровье, должны уважаться и необходимо поощрять пожилых людей принимать собственные решения, защищая собственный стиль жизни. Это будет лучше, чем в случае, когда другие принимают решения за них. У разных народов во всем мире могут быть индивидуальные и культурные различия, но общие принципы укрепления ментального здоровья пожилых людей сохраняются. Предложения максимизировать их социальные функции через улучшение физического здоровья, а также создание условий социальной поддержки и личностного роста пожилых людей могут укреплять их ментальное здоровье (Copeland, 2003).

Заключение.

В данной главе изучаются концепции ментального здоровья различных групп в разнообразных странах, с помощью изучения современных процессов практической деятельности. Этот метод учитывает комментарии, данные практиками.

Проблема заключается в сосредоточенности ментального здоровья на неспособности людей конструктивно функционировать в их социальных ролях и делать позитивные вклады в свое общество.

Сообщества людей, в которых отсутствуют оптимальные условия существования и контакты с другими людьми, где люди не могут насытить свою жизнь смыслами, являются дисфункциональными.

Наряду с ментальным здоровьем существует «богатство», по мнению некоторых практиков, это признается как основа здорового общества.

Практики, консультирующие по данной главе, ясно показывают, что убеждения и действия необходимо понимать в пределах их политического, экономического и социального содержания, а культурные убеждения выступают лишь одним элементом, нуждающимся в рассмотрении. Сегодня имеется ряд культурных групп, на стиль жизни и убеждения которых влияют социоэкономические и сельско – городские условия жизни.

На убеждения людей во многих обществах также влияют часто происходящие социальные изменения.

Также существуют данные, что компоненты ментального здоровья являются универсальными, их выражение и интерпретация могут индивидуально различаться, иметь культурные отличия и соответствовать контексту. Подобно этому, различные аспекты ментального здоровья могут рассматриваться в качестве особенно важных и приоритетных, в зависимости от ситуации и контекста. Однако, представители социальной группы должны осознавать, что те перспективы ментального здоровья, которые они поддерживают, не всегда являются полезными.

Взгляды конструктивистов, которые признают «разнообразие убеждений как норму» (Lee, 1996, p. 189), защищают это, как полезный, путь вперед. В этом отношении создается разночтение практиков в том, как люди или группы могут воспринимать ситуации, переживать их идеологию и смыслы, или как это может быть применено для укрепления ментального здоровья. Практики опираются на мнения членов группы об их собственной реальности. Эти мнения зачастую являются усложненными, некорректными, наполненными «культурными» объяснениями.

Это отношение также способствует процессу «соконструирования» между практиками и целевой группой или обществом, в котором через «рекурсивный и образовательный процессы» (Lee, 1996, p. 199), практики могут поддерживать целевые группы, могут рассматривать новое, более соответствующее поведение. Такое положение дел обеспечивает структуру для концепции, уважающей ментальное здоровье человека, способствующей изменениям.

Проблемы, расположенные в сфере ментального здоровья, вовлекающие практиков в укрепление ментального здоровья, требуют признания различий во мнениях о ментальном здоровье.

Программы по укреплению ментального здоровья проверяются участниками на значимость и соответствие. Это непосредственно важно, когда делаются попытки введения программ, которые могут использовать поддерживаемые убеждения и восприятия. Хотя общие планируемые результаты программ могут быть схожими среди различных групп и культур, фокус, формы и стратегии воздействия могут различаться, так как они отвечают нормам и приоритетам конкретного общества.

Литература

Copeland J (2003). Some thoughts on older people and mental health. Unpublished paper/communication.

Freeman M (2003). Mental health impact of HIV/AIDS. Unpublished paper/communication.

Gwyther L (2003). Palliative care and mental health promotion. Unpublished paper/communication.

Lavikainen J, Lahtinen E, Lehtinen V (2000). Public health approach on mental health in Europe. Helsinki, National Research and Development Centre for Welfare and Health, STAKES Ministry of Social Affairs and Health.

Lee Mo-Yee (1996). A constructivist approach to the help-seeking process of clients: A response to cultural diversity. Clinical Social Work Journal, 24(2):187-202.

Landman M (2002). The experience of a sample of HIV positive mothers in Khayelitsha. Paper presented to Infants in Changing Cultures Conference, Cape Town, April.

Mendes P (2003a). A chapter missing? Aspects of the inner life of ex-under-aged soldiers. Unpublished paper/communication.

Mendes P (2003b). Mother-child affectionate bonds in a war-torn country. Unpublished paper/communication.

Scheper-Hughes N (1992). Death without weeping: the violence of everyday life in Brazil. Berkeley, University of California Press.

Sepulveda et al. (2002). Palliative care - the World Health Organization global perspective. Journal of Pain and Symptom Management, 24(2):91-96.

Tomlinson M (2001). A critical look at cultural diversity and infant care. Synergy, Australian Transcultural Mental Health Network, Winter:3-5.

Tomlinson M (2003). Unpublished paper/communication.

Van der Merwe A (2003). Comments. Unpublished paper/communication

26.8.2012 06:37:00 PM