Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Тверского края (Исправленная).rtf
Скачиваний:
23
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
696.6 Кб
Скачать

§2. Тверской крайв эпоху неолита

Около середины 5-го тыс. до н.э. на пространствах лесной и лесостепной зон Европы совершился переход от одной исторической эпохи к другой, от мезолита к неолиту. Этот процесс занял сотни лет, не все стороны жизни изменялись одновременно. Но из нашего времени события, происходившие тысячи лет назад, воспринимаются как резкая смена материалыкультуры. Что же составляет содержание перехода к неолиту?

С нарастающим повышением среднегодовых температур таёжные породы замещались дубом, липой, вязом. Промысловые значение стали иметь такие животные, как медведь, бобр, мелкие пушные звери, а также копытные: лось, кабан, благородный олень, косуля. Существенным подспорьем была охотана птиц. В самостоятельную и даже ведущую отрасль хозяйства превратилось рыболовство, давшее человеку величаю завоевание — оседлость. Постоянное проживание на одном месте обеспечивалось регулярным продуктом — рыбой. Спокойное существование в местах, изобилующих добычей, привело к значительному росту населения.

Поселения переместились, в основном, на озёра. «Главное» поселение обычно располагалось у выхода реки или протоки из озера. На побережье могло быть значительное число поселений и кратковременных стоянок. Это зависело от размера водоёма, высоты берега, очертаний береговой линии, от вида почвы, от обилия рыбы и т.д. Конечно, больше всего стоя неолита на огромном озере Селигер.

Ещё недавно многие учёные называли лесной неолит «пережиточным», поскольку в степной зоне и к югу от неё Люди уже осваивали земледелие и скотоводство. Но справедлива ли такая оценка? Ведь рыболовческо-охотничье хозяйство лесной зоны обеспечило рост населения, расцвет техники обработки камня, кости, рога, дерева. Завершалось сплошное заселение обширных территорий. Устойчивыми были общественнаясистема и родоплеменные отношения. Сложное и глубокое содержание имела духовная культура. Это совсем не пережиточный, не тупиковый, путь развития. Он полностью соответствовал природным условиям края лесов, рек и озёр.

Именно начиная с неолита, Великий водораздел становился одним из центров взаимодействия европейских и азиатских культур.

В Тверской области открыто огромное число поселений неолита — более 2000. Территория Верхневолжья традиционно относилась археологами к области распространения льяловской неолитической культуры (по стоянке у д. Льялово Московской области). Для этой культуры, в частности, было типичным приготовление глиняной посуды, украшенной ямочно-гребенчатым орнаментом. Время существования льяловской культуры —начала 3-го до первой трети 2-го тыс. до н.э. Таким образом выявился огромный разрыв между концом мезолита (начало 5-го тыс. до н.э.) и самыми ранними из льяловских поселений.

Но в столь благоприятных климатических условиях население не могло вдруг покинуть местность, богатую зверем и рыбой. Для территории Тверского Поволжья эта загадка была решена в 1972 г. раскопками поселения у д. Языкове в Кашинском районе. Оно занимало участок острова, отделённого берега узкой протокой. Здесь были настилы, свайные постройки и, вероятно, рыбацкие заколы, служившие и мостками на коренной берег. В нижней части культурного слоя на острове под толщей торфа найдены обломки толстостенных горшков, с накольчатым орнаментом, не встречавшиеся прежде. Вместе с ними археологи обнаружили скребки и резцы на ножевидных пластинах, рубящие орудия на отщепах и другие изделия типичные больше для мезолита. Сходные поселения были открыты тогда же в Ивановской и Ярославской областях.

Образцы торфа и дерева из этих раскопок датированыфизическими методами 5-4 тыс. до н.э. Разрыв между мезолтом и льяловской культурой оказался заполненным. За годы, прошедшие со времени открытия, поселения археологической культуры, получившей название верхневолжской, найдены всюду в области, включая Верхнее Подвинье.

Раскопки поселения у д. Языкове дали обширную коллекцию кремнёвых, сланцевых и костяных орудий труда и оружия: наконечников стрел, дротиков и копий, резцов, ножей, свёрл, пилок, топоров, тёсел, долот и т.д. Разнообразны обряды погребения в найденном здесь же могильнике. Помимо обычных захоронений, обнаружены костяки без черепов. Одному изпокойных на шею был положен крупный камень. На женском костяке в этом же погребении встречено ожерелье из нескольких десятков зубов животных: в центре — медвежий клык, по обе стороны от него располагались резцы бобра, лося, кабана, клыки и резцы волка, лисицы. Разнообразие обрядов отражало сложные представления о загробном мире.

В одном из детских погребений могильная яма оказалась насыщена охрой — буроватой краской минерального происхождения, символизировавшей, как и янтарь, огонь, тепло, жизнь, солнце. В погребении найдены две подвески: янтарная и яшмовая. Эти украшения показывают направления первобытного обмена и связей Великого водораздела с другими территориями. Янтарь имеет балтийское происхождение, а яшма добыта в одном из приуральских месторождений.

Поселения рыболовов и охотников неолита раскопаны Тверской области повсеместно: на Петровских озерах восточное Твери, на Мологе под Бежецком, во всех уголках Валдайского Поозерья — от Лесного (стоянка Иловец) до Осташковского оси Пеновского районов (стоянки Синяя Гора и Остров Дубовец).

Особый культурный мир, связанный с Юго-Восточной Прибалтикой, представляет собой Верхнее Подвинье, где найдено свыше 600 поселений неолита. Плотность заселения берегов некоторых озёр удивительна: на оз. Охват более 100 стоянок каменного века; на небольших озёрах, через которые протекает речка Туросна в Жарковском районе,— около 160 поселений.

В середине 4-го тыс. до н.э. на водораздел с северо-восточных территорий пришли древние финны. Их передвижения связаны с климатическими изменениями. Финны оказались здесь на тысячи лет и оказали огромное влияние на этническую и хозяйственную историю края. В средние века растворились среди славян. Продвижение финнов на запад в основном, ограничивалось течением Волги от Селижарова до Зубцова, хотя отдельные их коллективы проникали и в Верхнее Подвинье. Там же расселились и прибалтийские финны продвинувшиеся с берегов Чудского и Псковского озер и побережья Финского залива.

В археологических материалах территории водораздела свидетельств враждебных отношений местного и пришлого населения: следов убийств — в погребениях, разрушенных конструкций — на поселениях, обособленного проживания. Напротив, представители культур, обитавших в 4-3 тыс. до н.э. на водоразделе, заимствовали друг у друга технические приемы и изобретения, орнаментацию керамики, типы украшений иЭтому способствовали смешанные браки, товарообмен, с местная добыча кремня.

Хотя поселения располагались, в основном, на озёрах, но в Ржевско-Старицком Поволжье на речных берегах продолжали действовать мастерские по обработке кремня, а при них основывались поселения. Мастерские обрели новую жизнь с возросшей потребностью в рубящих орудиях для строительства домов и изготовления лодок. Огромная мастерская у д. Дорки существовала, с перерывами, несколько тысячелетий. Сырье, как и прежде, расходилось едва ли не по всей лесной и даже лесостепной зоне в пределах Русской равнины.

В конце 3-го тыс. до н.э. эпоха камня в лесной Европе завершалась. Население стало испытывать временами нехватку добычи. Кремень даже в искусных руках мастеров исчерпал свои природные свойства. Развитие общества не могло и дальше на прежней сырьевой основе. Среди находок есть совершенные по тонкости обработки орудия труда и украшен но практического значения такая техника уже почти не имела. Стабильность существования сохранялась какое-то время за счёт изобилия рыбы в водоёмах, разумного потребления добычи и освоения не занятых прежде пространств.

В конце 3 - начале 2-го тыс. до н.э. на основе смешения вержневолхской и льяловской (древнеевропейской и древнефинской) культур сложилась волосовская культура (по поселению у д. Волосово Нижегородской области). На озёрах строились настоящие посёлки.

Используя преимущества проживания на Великом водоразделе, волосовцы очень многое переняли у ближних и дальних соседей. Они изобрели своеобразную пористую керамику, ускорявшую процесс приготовления пищи, освоили сложные и эффективные приёмы обработки кремня, технику пиления и сверления сланца. Рыбу добывали острогами, гарпунами,сетями, вершами, использовали крючки, колотушки, пешни. На раскопанных поселениях найдено множество костей животных и птиц. Для волосовцев характерны культы лося и медведя — основных промысловых животных. В охоте использовалась собака, прирученная ещё в мезолите. Сооружались жилища двух типов: прямоугольные столбовые дома, а также округлые, большие по площади землянки. Растительной пищи, собираемой в окрестностях поселения, хватало небольшому коллективу, поэтому о земледелии у волосовцев можно говорить лишь предположительно.

§§3-4. ТВЕРСКОЙ КРАЙ

В БРОНЗОВОМ И РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКАХ

В конце 3 тыс. до н.э. природные условия в центре Русской равнины изменились. Климат стал более сухим и холодным. Сокращались площади озёр, падал уровень воды в реках. Меньше стало широколиственных лесов, больше — сосны, берёзы и даже тундровой растительности. В лесах появились северный олень, росомаха, куница и некоторые другие животные, обитавшие здесь ещё в мезолите. Природные изменения совпали с эпохой волосовской культуры. Сформировавшись в неолите, эта общность продолжала существовать и позднее. Для территории Великого водораздела самым главным событием бронзового века, охватившего 2-е тыс. до н.э., стал приход на Валдайскую возвышенность населения фатьяновской археологической культуры (по могильнику у д. Фатьяново Ярославской области). Волосовцы не только общались с фатьяновцами, но и смешивались с ними. На волосовских стоянка найдены вещи и посуда обеих культур.

С фатьяновской культурой связано возникновение и становление в лесной зоне производящего хозяйства и начало обработкиметалла. Она — часть огромной общности, для которой характернакруглодонная керамика, украшенная оттисками перевитого шнураи каменные сверлёные боевые топоры. Эта культурная общностьдлительное время занимала обширные территории от Франци до Урала и от Скандинавии до Карпат.

На большей части пространств своего расселения, в том числе и на территории Тверской области, фатьяновцы известны только по могильникам. Их поселения здесь не найдены.

Погребения совершались в ямах, без каких-либо насыпей или других зримых признаков. Как правило, могильники обнаруживают неожиданно, например, во время хозяйственны работ. При этом многие из них случайно уничтожаются или получают большие повреждения.

Фатьяновские могильники — родовые кладбища. Они расположены на холмах и грядах близ берегов рек и озёр, обычно на большой высоте. В верованиях фатьяновцев важнейшее место занимал культ солнца, проявившийся в погребальном обряде орнаментации керамики и янтарных украшениях.

В Тверской области выявлено около 30 таких могильников 11 из них раскапывались, остальные известны по случайным находкам боевых и рабочих топоров. Фатьяновцы продвигались в верховья Западной Двины и Волги с запада и юго-запада Территория Верхнего Подвинья была для них промежуточной надолго они там не задержались. Основные места расселения фатьяновцев на Верхней Волге — под нынешними Тверью и Бежецком, а также в Краснохолмском, Сонковском и Кесовогорском районах. Материалы бежецких могильников свидетельствуют о длительном обитании на одном месте.

Богатство и бедность разных погребений указывают на имущественное неравенство. «Вожди» похоронены на самом

"высоком, центральном месте. Погребённые почти всегда лежали на боку: мужчины на правом, женщины на левом, в скорченномположении. В Тургиновском могильнике на р. Шоше встречен обряд трупосожжения, отражающий представления об очищении огнем (южная традиция). В погребения ставилась шаровидная посуда изящной выделки, со шнуровым орнаментом. На днищах горшков нарисованы круги и кресты в круге — отражение культа солнца. Часты находки каменных и кремневых топоров, кремнёвых ножей. Редкие экземпляры медных топоров есть тольв захоронениях вождей. Зато украшения из меди и бронзы, из костей, зубов и раковин обычны в женских погребениях.

При переходе в загробный мир человеку, по представлениям фатьяновцев, нужна была пища. В могилы клали части туш свиней, овец и коров. В болшневском могильнике под Бежецком найдено погребение собаки, верного помощника пастуха-фатьяновца.

Если свидетельства о земледелии довольно неопределённы,то охота и рыболовство продолжали играть значительную, хотя и подсобную, роль. Главное, что внесли фатьяновцы в местную культуру, наряду со скотоводством, — металлические изделия и навык получения и обработки бронзы.

Родовая организация их, как и других пастушеских обществбыла патриархальной. Движение фатьяновцев происходило, вероятно, с территорий Литвы, Белоруссии и Восточной Латвии поскольку именно особенности лесного скотоводства дикговали кочевой образ жизни. Они испытывали также сильное влияние южных культур. Фатьяновцы, скорее всего, являлись предка современных болтов. Их хозяйственные и культурные традиции прослеживаются даже в раннем средневековье, особе»на востоке области.

Едва ли не самым таинственным и неизученным периодом древней истории Тверского края является конец бронзового века (конец 2—начало 1 тыс. до н.э.). Считается, что сюда с востока вновь продвинулись финно-угры, потеснив или вклю чив в свой состав местных жителей. В науке за этой общностью,сложившейся ещё в начале 2-го тыс. до н.э., закрепилось своеобразное название — «культура текстильной керамики». Дело в том, что одна из самых заметных черт её материальной культуры — изготовление глиняной посуды с орнаментом, напоминавшим отпечатки грубой ткани. В Верхневолжье и Подвинье культура текстильной керамики по-настоящему заметна с на- чалом новой исторической эпохи — раннего железного века,то есть с УШ-УП вв. до н.э.

По археологической периодизации, двадцатое столетие тоже относится к железному веку. Значит, первый период знакомства с железом, его добычей и обработкой правомерно и удобно называть ранним железным веком.

Железо стали добывать повсюду в лесной зоне из болотныхи луговых руд, переняв знания у уральского, карпатского и ещёболее южного населения. Получить эти знания было не очень сложно, учитывая разветвлённые и давние связи Великого водораздела со многими культурными очагами и мирами.

Новый металл имел явные преимущества перед бронзой:

руда была повсюду у поверхности земли; кроме того, железотвёрже меди и бронзы. В отличие от каменных орудий труда,железные изделия можно отковать любой формы и величины.Сломанные вещи пускались в переделку почти до бесконечности. Бытовые предметы, инструменты и приспособления, оружие также стали изготовлять из железа. Всё это вызвало со временем настоящую революцию в технике и способствовало повсеместному развитию производящего хозяйства — скотоводства и земледелия.

Главным богатством стал домашний скот. Зерно, металлические изделия и одежда также производились не только для ежедневных нужд, но и про запас. Для защиты от нападений и грабежа прежние места поселений перестраивались. Возникали поселения нового типа — укреплённые городища. Их появление фактически совпало с началом раннего железного века.

Городища чаще всего строили на довольно высоких прибрежных мысах, отдельных холмах и отрогах коренного берега. Это обеспечивало хорошую защищённость с двух сторон, обращённых к воде. С незащищённой стороны прокладывали ров, земля из которого шла на насыпку оборонительного вала.

В последние века до н.э. на городищах строились срубные дома прямоугольной формы, и эта традиция сохранилась до настоящего времени.

На площадке помещался загон для скота, ради защипы которого и укрепляли городище, а также железоплавильные печи, мастерские, святилище.

В раннем железном веке пространство водораздела населяли носители двух культур: дьяковской (по городищу в с. Дьяково в черте Москвы) и днепро-двинской.

На территории Тверской области раскопано довольно многогородищ дьяковской культуры: Лихачёвское близ Зубцова,

Топорок напротив Конакова, Борки под Вышним Волочком, Пентурово и Дулёво под Старицей, Отмичи и Поминово под Тверью, Графская Гора и Дьяков Лоб в Кимрах, Орлов Городок в Молоковском районе и др.

Санниковское городище в Кимрском Поволжье защищено двумя валами и тремя рвами. Железа не хватало, применялись даже кремнёвые орудия труда, а преобладали костяные изделия. С наличием этого сырья проблем у скотоводов-дьяковцев не возникало. Среди железных вещей в Санникове: ножи, булавки, шилья, серп. Есть бронзовые украшения.

На городищах и селищах часто встречаются так называемые«грузики дьякова типа» — глиняные грибки со сквозным отверстием и примитивным орнаментом. Каких только предположений не строили относительно назначения этих прежметов! Большинство учёных связывают их с ткацким производством, считая «грузики» насадками на веретёна или грузами на нитях. Около Ш-1У вв. н.э. дьяковская культура, видимо, потерялаединство под давлением балтов, а также в связи с хозяйственными и социальными изменениями. Славяне впоследствии без особых усилий вобрали в себя местное население, но кое-где (например, в низовьях Тьмы и в Кимрском Поволжье) финны жили обособленно вплоть до Х1-ХП вв. В средневековом курганном могильнике у д. Плешково под Кимрами в погребениях XII в. среди богатого набора женских украшений найдены и славянские, и финские, и балтские вещи. Это яркий пример того, что древнерусская народность складывалась из племён разного происхождения.

В Верхнем Подвинье в раннем железном веке шли схожие хозяйственные и общественные процессы. В бассейнах Торопы, Западной Двины, Велесы очень много городищ днепродвинской культуры. Местные природные условия, то есть пойменные луга, рощи в долинах рек и озёр и дубравы, особенно устраивали скотоводов. Раскопаны городища у д. Курово под Андреаполем, у д. Городок и в урочище Подгай под Торопцем.

На городище Подгай найдены остатки двух земляною. В одной из них открыт очаг с развалом сосуда, содержащего кости рыб и животных; в другой обнаружен богатый инвентарь и украшения: костяные острия и рыболовный крючок, железные долотца и нож, бронзовая трубочка, глиняная поделка. Весь этот жилой комплекс относится к самому раннему этапузаселения городища. А в верхней части культурного слоя раскопаны основания 14 прямоугольных жилищ столбовой конструкции. Найдены обугленные зёрна пшеницы и ячменя.

В середине I тыс. н.э. Верхнее Подвинье стало районом усиленного славянского освоения. Эпоха первобытности заканчивалась.