Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
diagnostika_voprosy.doc
Скачиваний:
202
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
1.07 Mб
Скачать

Предъявление заключения заказчику Общая характеристика беседы с родителями в процессе диагностики

Беседа, проводимая психодиагностом по итогам изучения случая, имеет несколько этапов:

1) подробное обсуждение общего состояния развития ребенка, а также характера, степени и при­чин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза его дальнейшего развития; В начале беседы нужно побудить родителей к свободно­му и откровенному обсуждению проблем ребенка, актуа­лизации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудно­стей ребенка и средствах их разрешения, помощи, выяс­нить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребенком, на какое будущее его ориентировать.

Предоставляются конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования - помогают родителям составить более верное представление о характере и сте­пени трудностей ребенка; часто это придает большую убедительность выводам консультанта.

Индивидуальные результаты клиента можно представить как точку на шкале возможных результатов, например, следующим образом: <Максимальный балл работы с этой методикой - п баллов, минимальный-т баллов. Ваш балл = к>. Таким образом, клиент получает критерий оценки своих результатов, полученных психодиагностом в соответствии с поставленной перед ним задачей. Оценочные действия он уже может провести сам.

2) совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы; Критерием оценки эффек­тивности беседы служит то, могут ли заказчики достаточно уверенно действовать на основе тех сведении и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

3) обсуждение проблем родителей, связанных с ребенком, их отношения к его трудностям;

Эм-ое состояние семей, обратившихся за помощью

Эмоциональное состояние практически любой семьи, которая привела своего ребенка на консультирование по поводу реальных (а иногда и мнимых) проблем обучения и поведения в общем виде может быть представлено в виде четырех сменяющих друг друга фаз, которые выражаются в нарастании и затем спаде напряжения, что сопровождается различными по виду и выраженности субъективными симптомами (чувство тревоги, растерянности, беспомощности и т. п.) и поисками разных способов адаптации (методом проб и ошибок, формированием защитных «семейных мифов», переоценкой ценностей и т. п.).

Длительность отдельных фаз при этом может варьировать, причем значительно (от нескольких секунд до лет!). Отдельные фазы в зависимости от ситуации, особенностей личности родителей, семейной обстановки и многих других факторов могут отсутствовать или, наоборот, быть чрезвычайно выражены.

I фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Состояние родителей детерминируется чувством собственной неполноценности, ответственностью за судьбу ребенка, ощущением беспомощности и многими другими чувствами, которые полностью овладевают родителями и, естественно, определяют их поведение. Эта сложная гамма чувств и отрицательных эмоций может выбивать людей из привычных рамок жизни, приводить к нарушениям сна, изменению взаимоотношений между родителями и окружающими их людьми. В основном эта фаза достаточно кратковременна (эта фаза может вообще отсутствовать или длиться буквально мгновенья). Рассматривая себя в роли ответственных за произошедшее, родители испытывают чувство вины, если полагают, что сами сделали что-то обострившее положение.

II фаза - негативизм, отрицание реальности выявленных специалистом проблем ребенка. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень стабильности семьи в возникшей ситуации. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.

Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка другими специалистами, отказ от проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые родители, выражая недоверие к консультантам, какими бы квалифицированными они ни были, многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить, устранить «неверный диагноз».

III фаза - печаль. Именно здесь происходит большинство негативных событий в семье, если проблемы ребенка ярко выражены или они затрагивают саму семейно сущность. Обычно такие ситуации возникают, когда ребенок не оправдывает надежд и чаяний родителей (девочка по своему физическому состоянию, например, не может стать балериной, ребенок не поступает в языковую школу из-за тщательно скрываемых речевых нарушений и т. п.). В этих случаях часто семья начинает «обрывать» контакты с окружающими, мать ребенка может постоянно находиться в подавленном состоянии, что зачастую влечет за собой ослабление и внутрисемейных связей. При выраженных отклонениях в развитии именно в этот период семью чаще всего покидает мужчина.

IV фаза - самостоятельное повторное обращение родителей за помощью к специалисту. Этот этап характеризуется выходом семьи из глубокого эмоционального кризиса, началом социально- психологической адаптации семьи. В это время родители уже в состоянии достаточно адекватно оценить ситуацию, начать руководствоваться непосредственно интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам.

Надо понимать, что родители, которым сообщается о каком –либо неблагополучии их ребенка (отклонения в развитии и т.д.) часто испытывают чувство вины и стыда. Надо быть готовым адекватно на это отреагировать.

Для работы с чувством вины родителей показали свою эффективность следующие приемы:

1. Использование авторитета психодиагноста для снятия вины. Эксперт в полной мере использует свой профессиональный авторитет, говоря о том, что вины родителей нет. Такие вмешательства выглядят более эффективно, когда они используются во время сообщения родителям психологического диагноза, но не позднее.

2. Нормализация. Консультант указывает на то, что и другие в подобной ситуации будут чувствовать себя точно так же. Его цель - уменьшить чувство социальной и психологической изоляции, связанных с признанием вины, и подтвердить адекватность мнений родителей.

3. Новая когнитивная основа. Чувство вины как отражение принятия на себя ответственности. Например, для людей, выражающих собственную ответственность (то есть вину) за проблемы ребенка, изменение когнитивной основы содержится в следующей формулировке: «Вы являетесь ответственным человеческим существом, и если бы Вы не были таким человеком, то Вы бы не чувствовали того, что сейчас. Но то, что Вы настолько ответственны, не означает, что Вы виноваты в конкретных нарушениях своего ребенка или в его проблемах».

4. Ограничение ответственности. Целью этой тактики является ограничение пределов личной ответственности родителей. По формуле: «Вы ответственны за А, но не несете ответственность за В». При невыраженных формах вины эта тактика бывает достаточно эффективной. Она помогает родителям удержаться от переживания ими чувства вины в полном объеме.

В качестве конкретных, зарекомендовавших себя тактик уменьшения чувства стыда родителей можно привести следующие:

1. Развитие рабочего сотрудничества. Родители должны поверить в то, что консультант им не судья и будет активно работать в пользу их интересов. Эта тактика является наиболее эффективной в ситуации постоянной тревоги родителей за то, что ребенка «поставят на учет», повесят ярлык, делающий недоступным определенные формы социальной жизни. Такое положение очень характерно для нашего социума, где в недостаточной степени интегрированы в нашу жизнь и культуру отношения и понимания, связанные с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Выражение чувства стыда. Необходимо помочь родителям выразить их чувства. Консультант должен выказать эмпатийное сочувствие, в результате которого родители начинают открыто выражать свой стыд, после чего, наиболее вероятно, следует принятие. Подобная процедура, как правило, дает достаточно благоприятный эффект.

3. Акцентирование положительного. Акцентируются те области деятельности семьи, где все хорошо (например, акцентирование чувства собственного достоинства). Когда самооценка занижена, люди обычно проявляют тенденции увеличения неуверенности в своей возможности принятия правильного решения и адекватного поведения. Консультант должен постоянно «вознаграждать» родителей, подчеркивая, какие они хорошие люди, как умно могут находить решение своих проблем, и т. п.

Выслушивая родителей, особенно если их слова откровенны и выстраданы, психодиагност по-человечески сопереживает им, проникаясь симпатией или антипатией к кому-то из них, к их окружению. Иногда подобная идентификация с одним из родителей может стать очень сильной. Однако действия психолога (или какого-либо другого специалиста, ведущего прием) будут более эффективны в том случае, если он будет мотивирован не только эмоциональной идентификацией и сочувствием, а стремлением выполнить свою задачу как можно более профессионально. Недостаточный профессионализм в практике консультирования приводит к тому, что психодиагност может оказаться не столько союзником, сколько соучастником родителей, «эмоциональным донором», подменяющим профессиональную деятельность растратой чувств и эмоций, нередко в ущерб собственной жизни и семейным отношениям.

4) планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого про­филя (в случае необходимости).

Общие рекомендации

1. Анализировать конкретные результаты, а не человека. Сообщать о том, каковы результаты конкретного теста, и с осторожностью использовать их в качестве прогноза личностной динамики, не распространяя за пределы предмета диагностики данной методики.

2. Давать обратную связь необходимо вскоре после проведения обследования (насколько это возможно), пока оно еще свежо в памяти клиента.

3. Очень важно больший акцент делать на «конструктив» – иными словами, на перспективу возможного развития и способов изменения того, что не удовлетворяет субъекта.

4. Для обеспечения для клиента позитивного выхода из психодиагностического контакта обратная связь дается только по схеме: «достоинства» – «возможные ограничения» – «достоинства».

5. При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет отношение клиента к информации и к нему самому как к источнику информации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, насколько понятна информация.

6. При даче обратной связи необходимо учитывать тип личности клиента, который определяет аспекты обсуждения личностных проблем. Шизоидному типу можно сообщать достаточно полную и конкретную информацию, т.к. обычно таких субъектов мало волнует мнение других людей, в том числе и мнение психодиагноста. К тому же, большая часть из них склонна переформулировать любую поступающую информацию в соответствии с внутренними критериями. Поэтому, что останется в памяти клиента и что ему покажется важным, трудно предсказать. Например, для сензитивного шизоида аспект беседы должен быть выбран такой же, как и при даче обратной связи психастеническому типу личности. Именно с таким типом получаются самые интересные и самые полезные с точки зрения познания (консультация- информация) контакты по поводу обратной связи. Консультации с таким типом следует проводить очень неторопливо. Именно потому, что для таких людей нет неважных вещей, им необходимо дать возможность и время освоить ту информацию, которую им предоставляют. С истероидным типом можно говорить о достаточно широком круге психологических проблем, т.к. основные травмирующие сообщения все равно будут вытеснены. В любом случае истероидные типы любят, когда предмет разговора – они сами. Паранояльному типу необходимо давать обратную связь с уважением, особенно тщательно следить за словами, желательно – не допускать «фривольных» шуток. Эти люди крайне насторожены, обидчивы и даже мстительны.

Возможны ситуации, когда заказчик не согласенс результатами обследования. Если у психодиагноста нет оснований, чтобы сомневаться в качестве проделанной работы, необходимо провести разъяснительную работу с заказчиком по направлениям:

  • границы достоверности и надёжности результатов обследования (часто неспециалисты не имеют представления о сложности самих методов, видя в них не более, чем разновидность анкет);

  • причины несовпадения субъективных представлений о том или ином человеке и результатов объективных  методов;

  • влияние установок заказчика на восприятие результатов.

Может возникнуть ситуация, когда заказчик старается использовать психодиагноста для подтверждения своего эмоционально окрашенного отношения к обследуемому. Важным является преодоление разного рода предубеждений по отношению к обследуемому. В данном случае психодиагност может столкнуться со сложной ситуацией, когда ему необходимо выбирать между требованиями профессиональной этики и поддержкой отдельных лиц. Необходимо уметь отстаивать позиции, поддерживать свой профессиональный статус и помнить, что экспертом для оценки правильности организации работы и качества полученных психологом результатов может быть только другой психодиагност.

Основной проблемой применения психодиагностических данных в практике является неадекватность восприятия информации пользователем. Важно учитывать характер системы установок, «психологической теории» заказчика, так как от этого зависит его отношение к получаемой от психодиагноста информации. В идеале она должна:

  • отталкиваться от этих установок, но уходить за их пределы, преобразуя их в нужном психологу направлении (например, уходя от оценочности восприятия); простая конфронтация редко приводит к конструктивному взаимопониманию специалиста и заказчика; психодиагностическая деятельность должна включать в себя и компонент просвещения;

  • быть как бы «в зоне ближайшего развития» заказчика (имеется в виду уровень его компетентности), т.е. быть доступной для его понимания, но не настолько банальной, чтобы он мог сказать: «Ничего нового мне не сказали»;

  • заранее предотвращать неверное толкование тех или иных результатов (например, подчеркнуть, что то или иное качество нельзя рассматривать только в негативном плане).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]