Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вещий Олег (концепции).doc
Скачиваний:
57
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
195.58 Кб
Скачать

Владимир георгиевич марáнцман

Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе: На пути к А.С.Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2 ч. – Москва: изд.центр ВЛАДОС, 1999. (Библиотека учителя-словесника).– Ч.1. С.97–105.

Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина//Литература. 7 класс. Методические рекомендации. Под редакцией В. Г. Маранцмана (http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_7kl_Metod/5.html)

Баллада Пушкина «Песнь о вещем Олеге» открывает мотив товарищества, дружбы в лирике, изучаемой в 7 классе. Далекие времена, описанные Пушкиным, требуют создания установки на чтение, проясняющей историческую и языковую реальность текста.

Чтение летописи, рассказ о князе и его походе на Царьград может вобрать в себя словесный комментарий, необходимый для элементарного понимания текста. После чтения выясняем восприятие баллады и задаем следующие вопросы: 1. Что поразило вас в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?2. Почему Пушкин в начале баллады называет Олега «вещим», а затем «могучим»?3.Как вы представляете себе сцену прощания князя с конем?4. Каким вы видите Олега на могиле коня?5. Почему рука князя названа «прощальной»?6. Зачем нужна последняя строфа баллады?7. Почему погиб Олег?8. В чем отличие баллады от летописного рассказа об Олеге?

Постараемся приобщить учеников к нравственному смыслу произведения и открыть его в самой поэтической ткани тек­ста и его композиции, уточняя свои впечатления сопоставле­нием вариантов текста, укрупняя эпизоды, имеющие ключе­вое значение, составлением киносценария (например, «Прощание Олега с конем»).

На берегу Волхова, близ Старой Ладоги, есть древний холм, который, по преданию, до сих пор называют могилой Олега общего, киевского князя, в IX веке укреплявшего могуще­ство Руси. Совершив в 907 году смелый поход на Царьград, Олег победил греков. Подплыв с войском к византийской сто­лице» князь велел вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и развернуть паруса, так русские воины оказались у стен крепости и взяли ее. Народ назвал Олега вещим, то есть человеком, которому все ведомо, предусмотрительным, рассу­дительным, умным.

Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольно­любивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из кур­ганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел написать о нем.

Художественное произведение всегда опирается на события жизни и преображает их. Писатель не копирует факт, а ожив­ляет его своей фантазией, своим отношением к событию. Вглядимся же в летопись и подумаем, что в «Песни о ве­щем Олеге» идет от истории и что создано «мечтой» поэта.

«Некогда Олег в осеннее время вспомнил о коне своем, от коего ему предрекли умереть волхвы и кудесники. И сказал ему один кудесник так: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина». Олег в уме своем принял намерение такое: «Если так и есть (как говорил кудесник), то не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Но, вспомнив коня, Олег призвал старшего конюха и спросил его, говоря: «Конь, которого тебе дал для сбережения, где ныне? Ибо хочу его видеть». Отвечал старей­шина конюхов: «Уж он умер». Олег тогда рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал: «Всегда они говорят ложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмот­реть. Доехав же до места, где лежали кости и лоб конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?». И Олег ступил ногою на лоб, попирая, и вот внезапно из оного лба выкинув­шая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе. Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой».

Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», — писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 г. Пушкин закан­чивает работу над произведением, которое назвал «Песнь о вещем Олеге» и которое начинается с описания другого похо­да Олега — похода на хазар.

Песнь — древний способ прославления. За что же славит поэт князя? Что поэтического видит Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни»? Чем отличен летописный рас­сказ от пушкинского произведения? Прослушайте его и поду­майте над этими вопросами.

Под музыку Глинки («Руслан и Людмила», вступление к песне Бояна из 2-го акта оперы) проходит мелодекламация учителя.

После чтения выясняется, что учеников более всего пора­зил заключительный эпизод. Что же вас поразило? Наверное, гибель Олега. Ведь он расстался с конем после предсказания кудесника, но смерть все же принял от коня своего. Почему же? Или оттого, что от судьбы не уйти, как думали некоторые читатели пушкинской «Песни»? Или оттого, что Олег оскор­бил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего вер­ного коня? События «Песни» содержат в себе много таинствен­ного, и каждый читатель разгадывает ее по-своему. Но что хотел сказать Пушкин? Может быть, направление его мысли помогут нам понять черновики, которые сохранились. Рас­смотрим еще раз сюжет «Песни» и обдумаем этот вопрос: по­чему погиб Олег?

Князь вступает в «Песню» торжественно, величаво. Он всемогущ. За буйный набег хазар он мстит жестоко. Все подчиняется ему, все послушно, и в черновике была стро­ка: «Князь по полю едет на смирном коне.».Но Пушкин заменил эпитет. Не «смирный», а «верный» конь несет величавого Олега. Это не послушание коня, а пре­данность.

Так определены в начале «Песни» два ее героя: Олег и его верный конь. Следующий эпизод «Песни» — встреча князя с кудесни­ком. Власть Олега дана в величавом самоутверждении, в мед­лительном торжественном развороте: сначала мы видим дружину, затем ослепительное сияние доспехов и только потом самого князя и коня. Кудесник появляется иначе: неожиданно, таинственно.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник.

Пушкин сомневался в этом эпитете, в черновике был другой: «... престарелый кудесник»

Но этот эпитет мог создать ощущение немощи старика, а кудесник наделен всевиденьем, таинственной силой. «Покор­ный Перуну старик одному» — он подчинен лишь воле богов, а не князя. Кудесник независим и смел. Старость ему остав­лена, но она лишена немощи, как, впрочем, и вызова.

В черновике была строка: «И к гордому старцу подъехал Олег».

Но Пушкин оставил «мудрому старцу». Независимость вол­хвов не надменна. Высокомерен «владыка», Олег. Князь, ко­нечно, понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъехал к нему, и потому называет его «любимцем богов», и потому спрашивает о будущем. Но Олег обращается к кудес­нику снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение:

Открой мне всю правду, не бойся меня,

В награду любого возьмешь ты коня.

Кудесник спокойно и гордо защищает свое достоинство:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Это защита прав поэзии, ее бескорыстия, ее истинности потому что для Пушкина поэзия и пророчество родственны. В черновике кудесник угрожал Олегу:

Но знаю, но вижу паденье твое.

В окончательном тексте он сразу не произносит приговора который отнесен в самый конец предсказания. Работая над этими строками, Пушкин оставляет воодушевление, но ис­ключает мстительную пылкость.

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Пушкин наделяет кудесника сдержанностью и способнос­тью оценить достоинства Олега. В черновике сказано:

День смерти для многих таится во мгле.

Однако окончательный текст:

Грядущие годы таятся во мгле —

подчеркивает силу прозрения кудесника, все будущее ему открыто («грядущие годы»), И с этой своей высоты ку­десник говорит и о прошлом, и о будущем Олега, назы­вая его чело светлым и прославляя его. Слово кудесника открывает всевластие Олега: ему подчинены даже самые коварные силы природы («синего моря обманчивый вал») и самое стремительное оружие («и пращ, и стрела, я лукавый кинжал»).

В черновике были строки, подчеркивающие воинственность, даже жестокость Олега:

И вновь, как на тризну, стремишься на брань,

И новой победой прославлен.

Твой меч собирает кровавую дань,

Твой недруг во прахе раздавлен.

Этих строк нет в окончательном тексте. Пушкинский Олег не жесток, а величав, и его могущество усиливается в работе поэта над стихом.

Гимн кудесника Олегу завершается похвалой коню:

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирно стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод, и сеча ему ничего.

Теперь мы понимаем, почему Олег так любит коня. Вер­ный, послушный, подчиненный его воле, конь дает князю ощущение власти над самой жизнью. Завершается гимн Оле­гу и его коню краткой, но неожиданной, как выстрел, фра­зой: «Но примешь ты смерть от коня своего». Неподготовлен­ность, внезапность этого приговора заставляет Олега в пер­вый момент не поверить ему («Олег усмехнулся»). Горькая ирония слышится в самой ситуации. Ведь Олег обещал ку­деснику: «В награду любого возьмешь ты коня». Оказалось, что он обещал то, чего не в силах сделать. Кудесник берет не любого коня, а отбирает любимого.

Прощание Олега с конем — один из самых драматических эпизодов «Песни».

В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Работая над этой сценой, Пушкин все более усиливает ощу­щение тяжести прощания, привязанности князя к коню, ко­торого он гладит «прощальной рукой».

А сейчас вглядитесь в строки черновика и подумайте, за­чем Пушкин изменил их в окончательном тексте:

И молча, рукой опершись на седло...

В молчаньи, рукой опершись на седло...

Служил ты мне долгое время...

Расстаться настало нам время...

Вы, отроки, тотчас возьмите коня...

Вы, отроки-други, возьмите коня...

В твое заслуженное стремя...

В твое позлащенное стремя...

Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем:

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

Пушкин долго сомневался в этом эпитете. Подумайте, по­чему он изменен:

Над ветхой главою кургана Над гордой главою кургана Над славной главою кургана

И именно в эту минуту мира и радости Олег вспоминает коня (не в осенние дни, как в летописи). В памяти Олега конь оживает прежним, молодым:

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —

Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли?

Все так же ль легок его бег?

Все тот же ль он бурный, игривый?»

В черновике вместо «бурный» стояло «бодрый», что было прозаичнее, обыденнее. Но долгая разлука с конем не стерла его образ из памяти князя. И именно потому, что в памяти конь прежний, ответ так сокрушает Олега. Это горе князя подчеркнуто противостоянием позы и эпитета: «Могучий Олег головою поник...»

Этой боли в летописи нет, а в «Песни» именно горе рождает в Олеге гнев и горечь. Называя кудесника «лживым, безум­ным стариком», Олег упрекает себя:

Презреть бы твое предсказанье.

Мой конь и доныне носил бы меня.

Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, при­коснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах.

Но стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь». Какое странное со­впадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а при­вязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и по­жалеть, что у них не одна судьба.

Именно это и делает Олега в глазах Пушкина лицом поэти­ческим. Так что же смысл «Песни» так горек? Неужели вер­ность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».

Но у Пушкина есть последняя строфа, и в ней свет, преодо­ление горечи:

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега.

Бойцы вспоминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия.

1Вещий — мудрый, проницательный, дальновидный.

2 Хазары, хозары — народ, живший в VIII—XI вв. в низовьях Волги и на Северном Кавказе.

3 Обрёк он мечам и пожарам — разрушил и сжег.

4 Пращ (или праща) — сложенный петлею ремень или веревка для метания камней.

5 Бранное поле — поле битвы. Брань (устар.) — битва.

6 Отроки-други — здесь: слуги князя.

7 Ретивый — здесь: быстрый, бойкий.

8 Внемлет ответу — слышит ответ. Внимать — слышать, отсюда: внимательный.

9 Тризна — обряд похорон у древних славян. На тризне закалывали-хоронили вместе с воином его любимого коня.