Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
эк.теория (пособие) Лутохина.doc
Скачиваний:
154
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Основные понятия

Переходная экономика

Факторы переходного периода

Типы переходных периодов

Общие закономерности переходного периода

Специфические закономерности трансформационного периода

Этапы переходного периода в экономике

Ключевые блоки переходных процессов в экономике

Проверьте себя!

  1. Из каких этапов складывается жизненный цикл экономической системы?

  2. В чем состоит необходимость переходного периода?

  3. Как классифицируются типы переходного периода по характеру перехода?

  4. Каковы общие закономерности переходных периодов?

  5. Чем отличается частичная трансформация от полной?

  6. Чем различаются три основные модели стабилизации переходной экономики?

Глава 13. Социально ориентированная рыночная экономика

13.1. Теоретические и исторические начала

13.2. Функции и принципы социальной рыночной экономики

13.3. Социальная сфера в социальной рыночной экономике

13.4. Научно-инновационный потенциал как основа развития современной социальной рыночной экономики

13.1. Теоретические и исторические начала

ХХIвек вступил в свои права. Как и во все века, новую жизнь в новом веке определит прежде всего экономика, ее особенности и возможности. Поэтому приподнять завесу времени и увидеть перспективные общепланетарные тенденции в экономике – это значит увидеть многие грядущие перемены и в других сферах жизнедеятельности.

Каковы же главные из этих тенденций?

Первая– это начавшееся изменение технико-технологического способа производства благ, в результате которого на смену машинно-индустриальному, господствовавшему не одно столетие, идет новое – научно-информационное производство.

Вторая тенденция.Новый способ производства с неизбежным преобладанием в экономике интеллектуально-информационной сферы (а не промышленно-индустриальной, как в ХХ веке) в корне изменит место человека. Человек будет выведен из непосредственного производства как «придаток машины». Главными его функциями станут регулирование и инновационная деятельность. Такое изменение востребует нового человека, который способен стать работником нового типа, осуществляющим новые функции, требующие новых способностей. Этот процесс во многом еще впереди.

Третья тенденция.Если ХХ век можно считать веком всеобъемлющей индустриализации, то в новом веке нас ждет деиндустриализация, означающая снижение доли промышленности по сравнению с другими сферами эко­номики, особенно информационной и сферы услуг.

С деиндустриализацией будут связаны определенные изменения в структуре занятости. Этот сдвиг можно назвать детехнизацией занятости, означающей увеличение занятости в нетехнических сферах деятельности, что, естественно, потребует существенных изменений в направленности образования.

Все острее становится необходимость усиления творческого характера образования. Творчество – первооснова прогресса, основа формирующегося научно-информационного способа производства. Следовательно, крайне необходимо создавать условия для развития этого дара у человека, способствовать активизации творческого потенциала, прежде всего, на основе системы образования. В этом – ее высокая ответственность перед будущим.

С предыдущими тенденциями связана следующая, четвертая тенден­ция. Известное доминирование собственности на средства производства, к которому уже и привыкли за последние века, в новом веке под влиянием на­учно-информационного способа производства благ скорее всего сменитсядоминированием собственности на интеллектуальные способности. Значит, «тезис о решающей роли собственности на средства производства справедлив только для определенных исторических обстоятельств»16. Изменение этих об­стоятельств будет означать, что главным субъектом экономики будет не субъект собственности на фабрики и заводы, а субъект собственности на интеллектуальные, инновационные способности и возможности и ре­зультаты их использования.

Все ярче проявляет себя еще одна – пятая тенденцияглобализация экономических процессов и экономики в целом. Особенно ощутима она всфере финансов, легко перешагивающих с помощью новой техники национальные границы многих государств. Компьютерные средства позволили набросить глобальную финансовую «сеть» на многие национальные системы финансов.

Научно-техническая революция обеспечивает небывалую мобильность не только финансов, но и информации, трудовых ресурсов и др. Это также усиливает процессы глобализации. Наряду с транснациональными корпорациями (ТНК) появляются «глобальные» компании.

Шестая тенденциятенденция ноосферизации. Она приходит вместе с неизбежным пониманием того, что, загрязняя и уничтожая природу, общество, нацеленное лишь на прибыль и потребление, тем самым уничтожает себя и человечество вообще. Природоразрушительное производство и поведе­ние человека ведет к его гибели. Поставив себя в позу покорителя природы, человек, по сути, стал ее антагонистом, забыв, что природа – тот сучок, на котором он сидит.

Чтобы не погибнуть, человечество должно одуматься и включить в свои нынешние отношения по формуле «Человек – Общество» в качестве обязательного полноправного и даже приоритетного члена Природу. Этозначит, что в экономике теперь можно будет только то, что разумно, и столько, сколько не вредит, а, наоборот, оздоравливает Природу.

Наконец, седьмая тенденциянарастание социальности экономики. В литературе не единожды отмечено17, что около 80% прироста мирового продукта за последние 20 лет досталось богатым (развитым) странам, что каждый ребенок в этих странах потребляет в 20–30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок из «третьих стран». Из этого, как и из собственных потребностей новой экономики, вытекает истори­чески неизбежная тенденция социализации экономи­ки.

Еще не сформирована единая трактовка этого явления и понятия, но егопризнакии черты можнообозначить. Ими являются:

  • изменение отношения к собственности, приемлемость многообразия ее форм, особенно ассоциативных (например, акционерной собственности);

  • стремление к определенному сглаживанию слишком резких социальных различий (в частности, в доходах населения);

  • развитие социального партнерства;

  • привлечение непосредственных работников к управлению;

  • рост доли благ, которые создаются и потребляются совместно;

  • развитие системы социальной защиты.

Социализация экономики – это процесс, который, по сути, начался давно, но развивалсямедленно. Его реальные истоки некоторые исследователи18видят еще в первоначальном становлении кооперативного сектора экономики и возникновении таких его форм, как артели, кооперативы, народные предпри­ятия, где усиливается роль непосредственных работников, а также растет ориентация на благосостояние не только свое, но и своих членов.

Опираясь на такой подход, становление и развитие социализации экономики можно изобразить ступенчато на основе используемых при этом основных ее форм (рис. 13.1).

Социальный сектор экономики

Народные предприятия

Акционерные общества

Кооперативы, кассы взаимопомощи и т.п.

Артели, коллегии ремесленников и т.п.

Рис. 13.1. Историческое развитие форм социализации экономики

Социализация экономики стала очевидна в XX веке. Многие исследователи признают ее настолько важной, что считают главной со­временной тенденцией и закономерностью общественного развития. «Объективной исторической тенденцией» называл социализацию Й. Шумпетер. О ней писали Дж.М. Кейнс и др.

Однако, чтобы увидеть истоки социализации, следует заглянуть в глубь истории – в XIXвек. Тогда на фоне бурного развития капитализма и все более явственного проявления как его успехов, так и «острых углов» (на­растающего социального неравенства, безработицы, бедности, незащищенности широких слоев населения и т.д.) все острее и громче становится критика капитализма.

В русле такой критики появилось и развивалось особое направление теории, названное «социальная экономия». И хотя оно разделилось на два течения, основные его взгляды можно свести к следующему:

  • критическая характеристика капитализма свободной конкуренции с точки зрения его социальных последствий: социальное неравенство, эксплуа­тация, безработица, угнетение женщин и т.п.;

  • критическое отношение к частной собственности: от частичного до полного ее отрицания;

  • отказ от идеи непримиримости и антагонизма классов, признание возможности их сотрудничества;

  • возможность решения социальных проблем связывалась не с классовой борьбой, а с воздействием на социально-экономические процессы;

  • признание необходимости активной социальной политики государства, как особой его миссии.

Однако эти общие положения «социальной экономии» трактовались не всегда одинаково и разошлись в двух ее направлениях: французский солидаризм и не­мецкий катедер-социализм.

Представителем первого – французского солидаризма был Ш. Жид (1847–1932). Особое значение в системе «социальной экономии» он придавал добровольным объединениям трудящихся, что должно было стать реализацией «естественного закона солидарности». Ш. Жид писал: «Социальная экономика... рассматривает преимущественно добровольные (или по крайней мере считаемые таковыми) договорные и санкционированные законами отно­шения, которые люди завязывают между собой с целью облегчить условия существования, обеспечить себя на будущее, ввести справедливость более высокого порядка, чем та, что имеет своей эмблемой купеческие весы».

Ш. Жид, как видно, полагал, что солидарность, объединения трудящихся даст возможность уменьшить степень эксплуатации и бедности без разрушения капитализма.

Второе направление теории «социальной экономии» развивалось в Германии, оно получило название «катедер-социализм».Лидером его былГ. Шмоллер. Вместе со своими сторонниками он в решении социальных проблем большую роль отводил государству, которое должно обеспечить социальную защиту рабочих. В 1872 году ими был учрежден «Союз социальной политики».

В США социальный вопрос активно ставился и развивался в работах Генри Джорджа. Особенно большой резонанс имела его работа «Прогресс и бедность» (1879), которая была переведена почти на все европейские языки. Наиболее радикальным средством борьбы с бедностью Г. Джордж считал реформу, предусматривающую изъятие ренты у собственников земли и использование ее в интересах общества, поскольку частное владение землей есть нарушение естественного права человека на свободу и равенство, на блага, созданные природой.

Однако в силу ряда исторически сложившихся обстоятельств «социальная экономия» затем, по сути, надолго заглохла. Ее «ответвлением» и последующим развитием можно считать формирующийся в 30-х годах XXвека в Германии так называемый ордолиберализм.

Еще перед войной, развязанной фашистской Германией, ряд немецких ученых под воздействием разразившегося мирового экономического кризиса были едины в том, что их страна должна дистанцироваться от устаревшей системы свободной рыночной экономики, ответственной за мировой кризис 1929–1932 годов. Развитием «социальной экономии» можно считать сформировавшееся в Германии научное направление – ордолиберализм. Оно напрямую связало экономические «порядки» с государством, его политикой и правом, показывая их взаимозависимости.

В послевоенной разрушенной Германии с новой остротой встает вопрос: по какому пути идти? Дистанцируясь теперь уже и от авторитарно регулируемой экономики, немцы ищут третий путь.

Формула этого третьего пути была выдвинута Альфредом Мюллером-Армаком (1901–1978). Она состояла из трех слов: «социальное рыночное хозяйство». «Основная философия социального рыночного хозяйства, – как напишет потом немецкий профессор К. Цинн, – состоит во взаимодействии рыночного механизма и социально озабоченного или ходатайствующего госу­дарства»19.

Аргументация необходимости социального рыночного хозяйства шла у Мюллера-Армака по пяти основным направлениям:

  1. Критика тоталитарно-управляемой экономики.

  2. Критика капитализма свободной конкуренции, его отрицательных сторон.

  3. Высказывания в пользу управления экономикой посредством использования рыночного механизма.

  4. Обоснования того, что социальные компоненты есть необходимое дополнение к рыночному хозяйству, поскольку само оно не предполагает достиже­ние социально-справедливых результатов.

  5. Необходимость особого выделения отдельных сфер – тех, где автоматически сам рынок не создает социально-приемлемые результаты. К таким сферам Мюллер-Армак относит, в частности, структурную политику, жилищную, соци­альную и некоторые другие.

Сам же Мюллер-Армак писал в 1947 году так: «...социальная справедливость, наряду и вместе со свободой, должна быть возвышена до того, чтобы стать составной частью нашего будущего экономического порядка»20.

Это же подчеркивал и Вальтер Ойкен: «Социальная надежность и социальная справедливость являются настоятельными требованиями времени. С начала процесса индустриализации социальный вопрос все больше превращается в главный вопрос человеческого бытия, который имеет большое историческое значение. Как раз на решение этого вопроса должны быть направлены все помыслы и дела»21.

Начиная с 1948 года эти идеи приобрели в послевоенной Германии статус государственной доктрины. Успешная реализация такой доктрины получила впоследствии название «немецкое экономическое чудо».

Поворот к новой, социально-рыночной экономике начался в Германии в условиях жестокого кризиса с проведения денежной реформы. К этому времени (1948) за 3 года кризиса денежная масса страны «разбухла» с 56 до 298 млрд DМ. Кстати говоря, именно денежная реформа определяется обычно как начало социального рыночного хозяйства в Германии. Она создала экономическую «точку» с отметкой «ноль», ибо каждый начал как бы с одинаковой ступени в 60DМ в кармане. Однако это равенство в исходных позициях касалось только работополучателей22.

Промышленность Германии, упавшая по объему производства к 1946 году до 37% по сравнению с 1936 годом, в результате новых мер начала увеличиваться и уже к 1949 году достигла 80%.

Стратегия экономической политики в это время заключалась в возрождении способности предприятий к прибыльной работе и инвестициям (за исключением спекулятивных вариантов прибыли).

Идет возрождение рыночного ценообразования. Контроль государства при этом сохраняется за ценами на жизненно первостепенные продовольственные товары, а также нефть, транспорт и минеральные удобрения.

К успехам в преобразовании экономики послевоенной Германии, как отмечают немецкие исследователи этих процессов, привели следующие основные факторы:

  • массированная зарубежная (в основе – американская) помощь – 3516 млрд долларов в виде капиталовложений, таможенных и прочих льгот;

  • создание государственной системы активной поддержки экономических преобразований;

  • создание сильных социальных институтов – пенсионный фонд, социальное страхование, общество потребителей и т.п.;

  • создание системы социального партнерства;

  • последующая интеграция страны в ЕЭС.

Сформировавшееся в результате немецкое социальное рыночное хозяйство имело следующие основные характеристики:

    • обеспечение определенной сбалансированности между рыночной эффективностью и социальной справедливостью;

    • активная государственная поддержка конкуренции на основе созда­ния единых «правил игры»;

    • проведение социальной политики на основе компромиссов, а также предоставления социальных благ;

    • стимулирование экономических инноваций (технологических и т.п.);

    • проведение структурной политики;

    • активное социальное партнерство на базе договорных равноправных отношений социально-экономических партнеров, особенно в вопросах заработной платы, условий труда и т.п.

Таким практически сложилось социальное рыночное хозяйство в послевоенной Германии.