Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
р. право.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
1.27 Mб
Скачать

1) Продавца:

а) за эвикцию вещи, т.е. лишение покупате­ля права собственности на приобретенную им вещь, вследствие истребования ее дей­ствительным собственником или держате­лем. При этом продавец не отвечал за эвик­цию, если покупатель знал о правах третьего лица в момент заключения договора.

При эвикции продавец защищал покупате­ля, а если это не удавалось, возмещал понесенные покупателем убытки;

б) за ненадлежащее качество поставлен­ного товара. По цивильному праву прода­вец нес ответственность в случае обещания покупателю, что вещь не имеет недостат­ков, а в классическую и постклассическую эпоху еще и в том случае, когда он не знал и не мог знать о недостатках;

2) покупатель был ответствен за неоплату при­обретенного им товара в пределах стоимости проданной вещи и процентов за просрочку.

35-36)

Договор найма в римском праве понимался более широко, чем в настоящее время. По договору найма одна сторона обязывалась предоставить другой стороне вещь для временного пользования или услугу, а другая сторона была обязана оплатить пользование вещью или услугой. Договор найма — доверительный договор.

Видами договора найма являлись:

договор найма вещей;

договор найма услуг;

договор найма работ или подряд.

Существенными условиями любого договора найма являлись предмет наймаинаемная плата.

Договор найма вещей — это консенсуальный контракт, по которому одна сторона (наймодатель) была обязана предоставить другой стороне (нанимателю) определенную вещь в пользование, а другая сторона — наниматель — была обязана уплачивать за это наймодателю определенное вознаграждение (наемная плата) и по окончании действия договора вернуть вещь неповрежденной.

Предметом договора могли быть как движимые, так и недвижимые вещи, но при условии, что они являются непотребляемыми, так как в противном случае наниматель не мог бы вернуть вещь по окончании договора.

Наемная плата по общему правилу должна была выражаться только в денежной форме. Исключение было сделано лишь при найме (аренде) земельных участков, где наемная плата могла быть выражена и в натуральной форме (например в виде доли от полученного на арендованном участке урожая).

В обязанности наймодателя входило не только своевременное предоставление вещи в пользование, но и обеспечение в течение всего срока найма возможности нанимателю спокойно и надлежаще пользоваться вещью. Для этого наймодатель был обязан проводить в случае необходимости ремонт переданной в наем вещи; устранять препятствия, которые чинились третьими лицами нанимателю; самому не чинить никаких помех и т. д.

В случае передачи вещи с недостатками наниматель был вправе

расторгнуть договор или потребовать уменьшения наемной платы Риск случайной гибели сданного внаем имущества лежал на наймодателе.

В обязанности нанимателя входило пользоваться вещью в соответствии с условиями договора или ее назначением, а также своевременно вносить наемную плату.

Если наемная плата была установлена в натуральной форме (например, урожаем) и наниматель в силу действия непреодолимой силы не смог осуществить платеж (урожай уничтожен), то он освобождался от внесения наемной платы.

Наниматель нес ответственность за любое повреждение вещи, если это произошло по его вине, в том числе и при легкой небрежности, и освобождался от ответственности, если вещь была повреждена случайно или вследствие непреодолимой силы.

Если наниматель произвел какие-либо улучшения вещи, то он имел право на возмещение своих затрат только в том случае, если эти улучшения были целесообразны. В противном случае наниматель мог только отделить свои улучшения от вещи, но при этом не должно было быть ухудшения или повреждения вещи.

Наниматель имел право сдавать вещь в субнаем, но ответст­

венным перед наймодателем оставался он. При переходе права собственности на вещь новый собственник мог отказаться от договора и потребовать передачи ему вещи. В таком случае наймодатель нес ответственность перед нанимателем за досрочное прекращение договора.

Договор прекращался с истечением срока. Если ни одна из сторон не заявляла об окончании договора, то он продолжался.

Смерть одной из сторон не прекращала действия договора. Договор мог быть расторгнут в одностороннем порядке как наймодателем, так и нанимателем.

Наниматель вправе был расторгнуть договор в том случае, если

используемая им вещь не приносила желаемого результата. Наймодатель мог расторгнуть договор, если у него возникла острая необходимость в том имуществе, которое он сдал в наем.

Такое же право было у наймодателя и в том случае, когда наниматель уклонялся от внесения наемной платы более 2 лет подряд.

Договор найма услуг — это консенсуальный контракт, по которому одна сторона (нанявшийся) принимала на себя обязательство выполнить в пользу другой стороны (нанимателя) определенные услуги, а другая сторона — наниматель — обязывалась оплатить эти услуги.

Договор найма услуг мог быть заключен как на конкретный срок, так и без указания срока. В последнем случае каждая сторона имела право в любое время заявить об отказе от исполнения договора.

Нанявшийся был обязан лично исполнять те услуги, которые

были определены в договоре. Если нанявшийся готов был исполнять услуги, однако наниматель этим не воспользовался, то нанявшийся сохранял право на вознаграждение. Однако если в этот период нанявшийся получил плату за работу на стороне, то эта плата засчитывалась в счет вознаграждения.

При договоре найма морских перевозок действовал Родосский закон о выброшенном. Смысл его заключался в том, что если для снятия судна с мели необходимо было выбросить с борта часть груза, то возникшие в связи с этим потери делились между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна и груза.

Договор подряда — это консенсуальный контракт, по которому одна сторона (подрядчик) принимала на себя обязательство выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу, а заказчик обязывался принять результат работы и оплатить его.

Предметом (целью) договора подряда является не оказание каких-либо услуг, а изготовление или переработка индивидуально-определенной вещи, то есть овеществленный материальный результат.

Римские кфисты по-разному подходили к определению права собственности на изготовленную вещь. Если подрядчик изготавливал вещь из своего материала, то договор подряда рассматривался как договор купли-продажи; если же вещь изготовлена из материала заказчика, то налицо был подряд в чистом виде.

Подрядчик был вправе привлекать для выполнения работ треть­

их лиц, однако ответственным перед заказчиком оставался он. Риск случайной гибели работы до ее сдачи заказчику лежал на подрядчике, а после сдачи — на заказчике.

37)Пакты — неформальные соглашения, не пользовавшиеся в силу неформальности, как правило, исковой защитой. Сложилась система пактов, разделенных на две категории: 1) т.е. пакты, не снабженные исковой защитой, и 2)Снабженные иском пакты включали: а) Пакты, присоединенные к договорам — дополнительные соглашения к защищаемым иском договорам с целью внесения каких-либо изменений в договор. Если пакты присоединялись к договору после его заключения и ухудшали положение должника, то такие пакты не пользовались исковой защитой. Так, пакт об увеличении размера процентов и некоторые другие не были снабжены исковой защитой. б) Пакты, получившие защиту от претора. В число пактов, получивших защиту от претора, входило подтверждение долга. Рецептум включал три категории пактов: соглашение с третейским судьей; соглашение с хозяином двора о сохранении вещей проезжих; соглашение с банкиром об уплате третьему лицу известной суммы за контрагента банкира, заключившего пакт. в) Пакты, получившие исковую защиту от императора появились в период позднейшей империи. Права креди­торов в этих пактах защищались с помощью кондикционного иска.

38)Квазиконтракт — несуществующий, но признающийся судом как существующий контракт, когда обязательства, возникающие при отсутствии между сторонами контракта, по своему характеру и содержанию сходны с обязательствами, возникающими из контрактов, которые, согласно закону, должны были быть заключены. Другими словами, спорные вопросы об условиях и границах ответственности сторон, разрешаются аналогично тому, как они решаются применительно к соответствующим контрактам.

В римском праве, квазиконтракт (лат. quasicontractus) — действие, не относящееся к договору, но порождающее последствия, сходные с договорными.

Первый вид квазиконтрактов — ведение чужих дел (или вообще забота о чужом деле) без поручения (лат. Negotiorum gestio), когда одно лицо (лат. gestor) вело дело другого лица (лат. dominus), управляло его имуществом и т.п., не имея на то поручения от этого другого лица. Например, сосед ухаживает за садом, животными отсутствующего хозяина (уехавшего по срочному делу, внезапно заболевшего и пр.). Хозяин был обязан возместить гестору понесённые им издержки, но на какое-либо вознаграждение гестор права не имел.

В современном российском праве также предусматривается, что необходимые расходы и иной реальный ущерб, понесённые лицом, действовавшим в чужом интересе без поручения, подлежат возмещению заинтересованным лицом (статья 984 ГК РФ). Кроме того, лицо, действия которого в чужом интересе привели к положительному для заинтересованного лица результату, имеет право на получение вознаграждения, если такое право предусмотрено законом, соглашением с заинтересованным лицом или обычаями делового оборота (статья 985 ГК РФ).

Второй вид квазиконтрактов — ошибочный платеж несуществующего долга, предоставление другому лицу денег, имущества с определенной целью, которая не осуществилась и т. п.. Такие факты вели к неосновательному обогащению. В этих случаях защита потерпевшего производилась с помощью кондикционного иска.

39) Квази – деликты.

Термином “обязательства как бы из деликта” обозначались некоторые обязательства, вытекающие из недозволенных действий, но не попавшие в список частных деликтов (частным деликтом в Риме называлось такое правонарушение, которое рассматривалось как нарушение прав и интересов частного лица). Существовал перечень случаев, когда возникали такие обязательства. Если недозволенное действие не входило в перечень частных деликтов, но было похоже на частный деликт, то оно входило в категорию “как бы деликт” и порождало “обязательства как бы из деликта”. Например, если на подоконнике какого-либо здания что-то поставлено так, что угрожает падением и причинением вреда, то любой гражданин мог предъявить иск против хозяина дома или квартиры по категории “как бы деликта”, и возникало соответствующее обязательство данного хозяина, вытекавшее из “как бы деликта”.

40) ПОНЯТИЕ НАСЛЕДОВАНИЯ.УНИВЕРСАЛЬНОЕ И СИНГУЛЯРНОЕ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО

В римском праве под наследованием по­нимался переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам (наслед­никам).

Положения о наследовании содержались в Законах XII таблиц, преторском праве, императорском законодательстве, в но­веллах Юстиниана.

По наследству передавались все права наследо­дателя в частноправовой сфере. По наследству переходили не только права, включающие в себя выгоды и возможное обогащение имущественного характера, но и лежащие на наследодателе и не­разрывно связанные с наследством обязатель­ства, в т.ч. те, о которых он не имел точного представления или даже вовсе не знал.

Наследство считалось реальным и имеющим юридическое содержание. Наследственная масса могла увеличиваться или уменьшаться вне зависимости от чьих-то вредных действий или причиняемого ему ущерба, а также охваты­вать все возможные приобретения правового характера и утраты.

В римском праве существовало два основания наследования — завещание и закон. При этом наследство могло переходить либо по завещанию, либо по закону, так как особенностью римского наследственного права являлась недопустимость сочетания этих двух оснований в наследовании после одного и того же умершего лица. Поэтому в римском праве было недопустимо, чтобы одна часть наследства переходила по завещанию, а другая часть того же наследства — по закону. Так же не допускалось, чтобы часть имущества завещалась наследодателем, а часть нет.

В римском праве различали: ) универсальное наследственное право­преемство (successio per universitatem, in universumjus), когда наследник при вступлении в наследство приобретал единым актом все имущество наследодателя или определенную долю имущества как единое целое. При таком наследовании к наследнику переходили сразу права и обязанности, входящие в состав на­следства, а также права и обязанности, о су­ществовании которых наследники не знали. При универсальном правопреемстве наслед­ники получали вое выгоды, льготы, обре­менения, права и обязанности наследодателя, занимали то же правовое положение, что было у наследодателя к моменту его смерти; )сингулярное наследственное право­преемство (successio singularis, in singulas res), когда наследникам предоставлялись только отдельные права и обязанности (ле­гаты или завещательные отказы). В завеща­тельных отказах наследодатели предоставля­ли только единичные права, не возлагая на наследников ни прав, ни обязанностей. Лицо, в отношении которого был назначен легат, не становилось ответственным за долги наследо­дателя, а являлось преемником наследода­теля в отдельном праве, но не в какой-либо доле наследства.

41) НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ

Наследование по закону — наследование, которое происходило в установленном законом порядке.

Основной признак наследования по закону — наличие родства между наследником и наследо­дателем.

Законы XII таблиц различали следую­щие три очереди наследников:

1) "свои» или «необходимые» наследники, ко­торые включали лиц, находившихся в момент смерти наследодателя непосредственно под его властью (дети, внуки от ранее умерших подвласт­ных детей). В тех случаях, когда после умершего не оставалось наследников первой очереди, к наследству призывалась вторая очередь;

2) агнаты —лица, принадлежащие к одной семье и находящиеся под властью умершего главы этой семьи (братья, сестры, мать умершего). При наличии нескольких агнатов к наследова­нию призывался ближайший агнат, т.е. то лицо, которое имело ближайшую родственную связь с наследодателем, а если ближайший агнат не принимал наследства, то согласно закону по­следующий не призывался к наследованию;

3) когнаты, которыми являлись все кровные родственники умершего. При этом не имела значения степень родства.

В ходе развития римского права происходил процесс вытеснения агнатического родства в ка­честве основания наследования когнатическим.

Преторским правом цивильная система наследования, которая была основана на агнатическом родстве, была заменена преторской

системой наследования, включавшей следую­щие четыре очереди наследников:

1) дети наследодателя, в том числе и эман­сипированные;

2) все агнаты;

3) когнаты, имеющие родство с наследодате­лем до шестой степени включительно;

4) переживший наследодателя супруг (супруга). В тех случаях, когда ближайший наследник не

принимал наследство, оно открывалось следую­щему за ним по порядку наследнику (Претор­ский эдикт о bonomm possessio).

По Уложению Юстиниана различали пять очередей законных наследников: 1J все нисходящие наследники (сыновья, дочери, внуки or ранее у мерших сын о вей и до­черей и т.д.), при этом усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми на­следодателя;

2) восходящие родственники наследода­теля (отец, мать, дед, бабка и т.д.), полнород­ные родные братья, сестры, дети умерших пол­нородных братьев и сестер;

3) неполнородные братья и сестры наследо­дателя;

4) все остальные боковые родственники наследодателя, причем независимо от степени их родства умершему;

5)супруг (супруга) наследодателя.

В юстиниановской системе различали виды

порядка наследования по закону:

1) обыкновенный, который был основан на родстве и определялся очередями;

2) особый, который возникал, когда лицо име­ло право на получение доли наследства не­зависимо от того, кто являлся наследником в остальной части имущества.

42) НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ

По римскому праву завещание — это распо­ряжение лица своим имуществом на случай смерти, содержавшее назначение наследника, без указания которого завещание признавалось не имеющим юридической силы. Также в заве­щании могли заключаться и иные распоряже­ния на случай смерти: легаты, фидеикомиссы, отпущение рабов на волю, назначение опекунов, распоряжения о погребении и т.д.

Завещание являлось односторонней сдел­кой, выражавшей волю наследодателя, который мог в любой момент и без каких-либо ограниче­ний изменить или отменить составленное им ранее завещание.

Условия действительности завещания:

1) наличие специальной правоспособности для составления завещания, так как завеща­телями могли быть только дееспособные совер­шен но летние римские граждане, не находящие­ся под чужой властью. Завещателями не могли быть недееспособные, расточители, осужден­ные за порочащие преступления и др.;

2) надлежащее назначение в завещании на­следника, который должен был обладать спе­циальной правоспособностью, т.е. способно­стью быть назначенным в качестве наследника. Наследниками не могли быть дети государ­ственных преступников, рабы, перегрины идр.;

3) соблюдение установленной формы за­вещания.

Формы завещания:

1) testamentum comitis calatis, т.е. объявле­ние и утверждение перед Народным собрани­ем своей боли;

2) testa me и turn in procinctu, т.е. объявление воином своей аоли либо перед вступлением в поход, либо перед сражением. Виды завещаний:

1) устные (объявление и утверждение перед Народным собранием, объявление воином перед походом или сражением);

2) письменные {изложение завещателем сво­ей воли на навощенных табличках, скреплен­ное подписями завещателя и не менее семи присутствующих лиц: завещателя, пяти сви­детелей, доверенного лица, которое е после­дующем исполняло завещание). Условия ничтожности завещания:

1) отсутствие у завещателя завещательной правоспособности;

2) несоблюдение формы завещания;

3) отсутствие действительного назначения на­следника;

4) совершение завещания под заблуждением, принуждением или обманом.

В римском праве завещание признавалось недействительным в случаях:

1) отмены его завещателем, которая в древней­шем римском праве производилась путем составления нового завещания, а по пре гор­скому праву — путем уничтожения tabulae testamenti (срывом с них печатей);

2) потери завещателем завещательной право­способности;

3) утраты назначенными наследниками своей спе­циальной правоспособности, т.е. способности быть назначенными в качестве наследников;

4) смерти наследников ранее смерти завеща­теля;

5) непринятия наследниками наследства, т.е. отказа от наследства;

6) нарушения прав на обязательную долю.

120