Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ohota_resurses.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
5.7 Mб
Скачать

Сибирский козерог (горный козел) (Capra sibirica Pall., 1776)

Сибирский горный козёл распространён в горах Центральной, Средней Азии и южной Сибири. Очаги его обитания расположены на территории Республики Алтай, Республики Тыва, в Западном Саяне Красноярского края, малочисленные группы встречаются на территории Иркутской области и в Республике Бурятия. Общая численность в России в 2010 году составила 13,4 тыс. особей. Основная среда обитания козерога – пояс горных тундр с сильнорассечённым рельефом на высоте 1700-3200 м, склоны каньонов горных рек, крутые остепнённые склоны в высокогорьях.

Большая часть этого охотничьего ресурса сосредоточена в Республике Алтай. В 2010 году в Республике был проведён широкомасштабный комплексный учёт сибирского горного козла. Учёт проводился визуально на маршрутах, на пробных площадках и опросными анкетами. По результатам полученных данных, численность козерога составила 8,8 тыс. особей.

В Республике Тыва учётов в 2010 году не проводилось в связи со сложными погодными условиями. Численность козерогов, по результатам учётов прошлого, 2009 года, составляет 3,0 тысячи особей, состояние популяции достаточно стабильное.

В Красноярском крае сибирский горный козёл занесён в региональную Красную книгу. Его добыча проводится периодически, в научных целях, в буферной зоне Саяно-Шушенского заповедника.

Рога сибирского горного козла являются прекрасным охотничьим трофеем, для добычи которого необходимо умение хорошо ориентироваться и легко передвигаться в горах, искусно маскироваться и скрадывать зверя. Эта охота, проводимая в красивейших местах России, представляет большой эстетический и спортивный интерес, но, к сожалению, по ряду причин, пока не имеет достойного уровня распространения.

Таблица 8.

Численность, лимит добычи и добыча горных копытных животных в России

Окончание таблицы 8.

* « - » - лимит не устанавливался, добыча не производилась

** - данные по добыче не полные, т.к. по Республике Алтай приведена добыча только за первую половину сезона добычи

9. Сайгак (Saiga tatarica l., 1766)

Анализ состояния ресурсов сайгака подготовлен на основе полевого материала, собранного нами во время экспедиционных работ при обследовании популяции сайгака Северо-Западного Прикаспия. Использованы также, архивные данные охотуправлений Республики Калмыкия, Астраханской и Волгоградской областей, опросные и собственные сведения собранные в ФГУ «ГООХ «Астраханское», ГУ «Центр диких животных Республики Калмыкия», Ассоциации «Живая природа степи», информации из литературных источников и докладов стран, расположенных в границах видового ареала сайгака представленных на международных совещаниях.

В России обитает номинативный подвид сайгака (Saiga tatarica tatarica L.1766) – представленный 2-мя популяциями (группировками популяционного ранга):

- Популяция сайгака Северо-Западного Прикаспия - полностью находится на территории России.

- Волго-Уральская субпопуляция (группировка популяционного ранга). Сайгаки этой группировки в основном, в настоящее время обитают в Казахстане. Численность в 2010 г. возросла почти до 40 тыс. особей. В мае 2010 г. отмечалась массовая (до 12 тыс. особей) гибель самок и молодняка. По официально принятой версии причиной гибели было заражение пастерелезом. Кроме этой версии выдвигаются и другие причины, такие, в частности, как тимпания.

В приграничных с Казахстаном районах Российской Федерации (Волгоградская, Астраханская области) сайгаки Волго-Уральской субпопуляции встречаются в основном, во время периодических и спонтанных заходов.

Основная территория обитания сайгака в Северо-Западном Прикаспии расположена в пределах административных границ Республики Калмыкия и составляет 10000 км2.

Площадь кочевок сайгака Волго-Уральской группировки в России (приграничные районы Волгоградской, Астраханской областей) оценить в настоящее время затруднительно.

Динамика численности популяции Северо-Западного Прикаспия. По экспертной оценке ФГУ Центрохотконтроль и Минприроды Республики Калмыкия в декабре 2009 г. в популяции было ориентировочно 12 тыс. особей. Численность, заявленная заповедником Черные Земли на период массового рождения молодняка в мае 2010 г. – 9 тыс. особей - не подтверждена независимой экспертизой.

За 9-ти летний период с 2001г. по 2009 г. среднегодовая численность репродуктивной части популяции без приплода составляла 16,7 тыс. особей (рис.9.1). Максимальные отклонения средней от предельных значения численности за этот период равны ±2,5 тыс.гол. (±15%). Размах отклонений не превышает статистической ошибки рассчитанной по фактическим результатам авиаучетных работ. Относительно небольшой размах отклонений средней, который сопоставим со статистической ошибкой авиаучета, указывает на то, что значительных изменений численности в последние годы не наблюдается.

Таким образом, численность популяции сайгака Северо-Западного Прикаспия за анализируемый период относительно стабильна на низком уровне. Возможную тенденцию к снижению численности в 2010 г. можно подтвердить только после проведения тщательного учета на основе «инструментального» метода.

Рис.9.1. Динамика численности популяции сайгака Северо-Западного

Прикаспия

Численность сайгака Волго-Уральской группировки в приграничных с Казахстаном, районах Волгоградской и Астраханской областей составляет от нескольких десятков до нескольких сотен особей. Максимальное их количество (за последние 3 года) наблюдалось во время захода на территорию Российской Федерации в 2009 г. и было немногим более 1,5 тыс. особей.

Структура популяции сайгака в Северо-Западном Прикаспии постепенно нормализуется по сравнению с 2000-2002 годами, когда отмечался дисбаланс в соотношении половозрелых самцов и самок.

В декабре 2010 г. доля половозрелых самцов по данным ФГУ «Центрохотконтроль» и Минприроды Республики Калмыкия - составляла 7-8 % от общей численности. В 2000 г. и 2002 г. были зарегистрированы самые низкие значения этого показателя соответственно 0,9% и 0,4%. Дефицит взрослых самцов приводил к резкому снижению воспроизводства популяции, и был одной из основных причин прохолостания до 90% самок сайгака в Северо-Западном Прикаспии.

Рис. 9.2. Доля половозрелых самцов сайгака в период размножения (гона).

Смертность сайгачат в первые дни после рождения увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и составляло около 10% (рис.9.3). Однако, критических значений - до 20% и более от общего количества новорожденных (как это было в 2000 г.) в последние годы не отмечалось.

Популяционный ареал сохранился в пределах границ конца 90-х годов прошлого столетия. Численность находится на низком, но относительно стабильном уровне. Отдельные популяционные параметры восстановлены (или сохранены) до удовлетворительного состояния. Так, популяционная структура восстановлена и близка к оптимальной. Воспроизводственный потенциал популяции находится на удовлетворительном уровне. Смертность новорожденных ниже критических значений. Выживаемость молодняка (в первые дни после рождения) удовлетворительная.

Отсутствие роста численности свидетельствует о высокой общей годовой смертности сайгаков из-за: - изменяющихся природных условий, -смертности от хищников (среднегодовая численность волка в Калмыкии на весенний период до 400 голов на осенний - до 800 голов), браконьерства. Годовая смертность сопоставима по величине с количеством воспроизводимого молодняка.

Рис. 9.3. Смертность молодняка сайгака.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]