Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1раздел Рыжкова.doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
895.49 Кб
Скачать

2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия

2.3.1. Анкета и роль вопросов в выявлении качества восприятия

О качестве восприятия произведения многое можно узнать с помощью специально составленных и расположенных в определенной последовательности вопросов. В методике их часто называют «вопросами на восприятие». Формулировка вопросов, ответы на которые покажут учителю качество работы каждой сферы восприятия, только на первый взгляд кажется простым делом – в действительности это не только умение, а методическое искусство. Вопросы в анкете на восприятие не случайны, они должны затрагивать самые яркие компоненты произведения, самые важные его проблемы и помогать ребенку осмыслить художественный текст.

Анкета предполагает письменные ответы, которые ученик отыскивает самостоятельно, без каких-либо комментариев и помощи учителя. Поэтому все вопросы должны быть сформулированы ясно, точно (не допускать двусмысленности в их толковании) и по возможности лаконично. В вопросе не должно быть подсказки, подталкивающей ученика к нужному ответу.

Обычно в анкете должно быть столько вопросов, сколько необходимо для получения полной картины восприятия произведения, и в то же время вопросы следует свести к минимуму, значит, каждой сфере и каждому ее уровню будет соответствовать один вопрос, кроме вопроса на осмысление содержания на репродуктивном уровне (см. ниже).

Начинается анкета всегда с вопроса, активизирующего работу эмоциональной сферы. Это связано как с эстетической природой искусства слова (его эмоциональностью), так и спецификой читательской деятельности, в основе которой лежат эмоции. Цель «эмоционального» вопроса – проверить, насколько активны эмоциональные реакции читателя и насколько они адекватны авторским намерениям, т.е. совпадают ли читательские оценки героев, их поступков с авторскими, откликается ли читатель на эмоциональную атмосферу стихотворения, эпизода или сцены, какие события или переживания героя вызывают у читателя эмоциональный отклик, реагирует ли читатель только на содержательные компоненты произведения или испытывает эмоциональное воздействие его художественной формы.

Приведем примеры вопросов, выявляющих эмоциональные реакции учеников.

1. С каким настроением вы закончили читать сказку Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?

2. Было ли вам страшно, когда вы читали эпизод появления охотника в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»?

3. Кому из героев рассказа В.Ю.Драгунского «На Садовой больше движение» вы сочувствовали?

Иногда рядом с «эмоциональным вопросом» добавляют вопрос «почему?», который требует от читателя объяснения своих реакций. «Почему?», конечно, активизирует сферу осмысления, т.к. читатель должен соотнести свои чувства с содержанием произведения и его художественной формой, т.е. понять, чем они вызваны. Но учителю такие объяснения детей необходимы, потому что помогут определить, насколько точны читательские эмоции, что именно заставило ребенка переживать, сочувствовать или оттолкнуло, вызвало негативные реакции – художественная форма и содержание текста или детский жизненный опыт, опираясь на который, ребенок отталкивается от авторского текста и наполняет его своими переживаниями, а потому дает искаженные эмоциональные оценки.

Поскольку в анкете не может быть много вопросов, то учитель выбирает из множества один, на его взгляд, самый яркий, интересный и затрагивающий действительно важнейший аспект в содержании произведения.

Обычно следующий вопрос в анкете активизирует сферу осмысления художественной формы на уровне стилистической детали. Назначение вопроса состоит в том, чтобы помочь читателю зрительно конкретизировать словесные образы и увидеть в словесной форме проявление авторского отношения к персонажам или событиям. Неопытнее читатели пробегают мимо художественных деталей, что сказывается и на их восприятии отдельных эпизодов. Вопрос привлечет внимание читателя к важному элементу художественной формы и заставит задуматься над его ролью в тексте. Возможно, даже этот опыт скажется и в выполнении заданий по воссозданию и конкретизации словесных образов в читательском воображении. При составлении вопросов важно помнить, что внимание читателя мы привлекаем не событийным деталям, а языковым изобразительно-выразительным средствам. Так, вопрос «Почему князь Гвидон превратился сначала в комара, потом в муху, а потом в шмеля?» мы должны отклонить и предпочесть ему такой: «С какой целью Пушкин, описывая чувства Гвидона-мухи, слушающего рассказ ткачихи о тридцати трех богатырях, в трех строках неоднократно повторяет слова с буквой «з»?». В этом варианте вопрос нацеливает читателя на осознание роли звукописи в художественном тексте.

Приведем примеры вопросов, активизирующих сферу осмысления художественной формы на уровне стилистической детали.

1. Почему в стихотворении А.А.Фета «Печальная береза у моего окна…» наряд березы назван «траурным»? (Осмысляется роль эпитета.)

2. Почему лиса в сказке «Лиса и тетерев» называет тетерева «тетеревочек», «дружочек», а не «тетерев» и «друг»? (Осмысляется роль уменьшительно-ласкательной лексики.)

3. Какое слово используется в сказке «Петушок и бобовое зернышко» для обозначения движения курочки? Почему именно так говорится? (Осмысляется выбор слова из синонимического ряда.)

4. Почему стихотворение Э.Мошковской «Первая двойка» начинается с многоточия и каждая строфа в нем завершается тоже многоточием? (Осмысляется роль синтаксической детали – знака препинания.)

Следующие вопросы обычно активизируют воображение читателя. Часто в анкете присутствуют два вопроса – «на воссоздающее» и «на творческое воображение». Ответом на них должно стать либо описание – героя, пейзажа, интерьера, декораций к спектаклю, иллюстрации к эпизоду, обложки к книге, – либо повествование о событиях, которые могли бы произойти с героями в дальнейшем, или о тех, о которых не рассказал повествователь, но читатель может их воссоздать в своем воображении. Например, в рассказе В.Драгунского «Он живой и светится» ничего не говорится о том, как и когда папа подарил Денсике самосвал, но читатель может, опираясь на отдельные детали авторского повествования, придумать этот эпизод. (Так, кстати, поступают авторы киносценариев по мотивам литературных произведений.) В данном случае мы увидим, как активно и точно работает читательское творческое воображение: учитывает ли ребенок авторские детали, исходит ли в конструировании эпизода из характеров героев или ставит себя на место персонажа и наделяет его своими привычками и реакциями, увлекается подробностями или не перестает видеть целое – художественный образ. Конечно, в выполнении такого рода заданий проявится и качество осмысления образов героев и элементов художественной формы, что необходимо будет учесть при моделировании общей картины восприятия произведения.

Вопросы, активизирующие воображение читателя, особенно трудно подобрать к лирическим стихотворениям. Нелепы вопросы, требующие от читателя представить себе автора в момент написания стихотворения. Никто не знает как выглядел, например, А.С.Пушкин, когда писал «Зимнее утро», или Ф.И.Тютчев, создавая «Чародейкою зимою…» Да и для полноценного восприятия стихотворения это не имеет никакого значения, никак не помогает читателю осознать авторское отношение к изображенному миру. На помощь учителю в таких ситуациях приходят невербальные способы выявления восприятия – прежде всего, это рисунки к стихотворению. В том случае, если пейзаж создан лишь с помощью немногочисленных деталей, то можно предложить детям описать то, что они увидели, услышали, ощутили, читая стихотворение.

Обычно ответ ребенка на вопрос, активизирующий сферу воображения, показывает учителю, на каком уровне осуществилась эта работа: если в ответе использованы только авторские детали и ребенок не создает целостное изображение, то мы говорим о воссоздающем воображении; если же к авторским деталям читатель добавляет новые и достраивает образ до целостного, то мы говорим о включении творческого воображения. Подробности в описании отдельных деталей покажут степень зрительной конкретизации словесного образа. Сохранение связи читательского описания с авторскими деталями и общим настроением эпизода или стихотворения – свидетельство адекватности работы воображения авторским намерениям, способности ученика подчинить свое воображение чужой (в данном случае авторской) воле (произвольность воображения). Поэтому в анкете может быть только один вопрос, активизирующий воображение читателя.

Приведем примеры таких вопросов.

1. Каким вы представляете себе лесного царя в балладе И.В.Гёте «Лесной царь»?

2. Какой вы представляете себе мастерскую, в которой работал Прошка – герой рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Вертел»?

3. Какую иллюстрацию вы бы сделали к эпизоду сражения со шляпой (рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»)? Опишите ее как можно подробнее.

4. О чем мог думать мальчик – герой стихотворения Э.Мошковской «Первая двойка», – увидев всюду «номер два».

Следующие вопросы активизируют мыслительную деятельность читателя и нацеливают его на осмысление содержания на аналитическом уровне, т.к. задавать «репродуктивные» вопросы в анкете не имеет смысла. Ответ ученика всегда покажет учителю, пытается ли он размышлять, анализировать текст или сбивается на его пересказ. Если объем произведения невелик, то достаточно одного «аналитического» вопроса, если же произведение многоплановое, композиционно сложное, то можно увеличить количество таких вопросов до двух-трех.

Например:

1. Чем главный герой рассказа Р.П.Погодина «Сима из четвертого номера» был непохож на остальных ребят?

2. Можно ли назвать героев рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа» трусливыми? Почему?

3. Как и почему меняется настроение Дениски в рассказе В.Драгунского «Он живой и светится…»?

4. Какие чувства испытывают герои рассказа Р.П.Погодина «Сима из четвертого номера» Сима и Мишка во время драки?

5. Осуждает ли автор отца Нади за то, что тот исполнил желание дочери (рассказ А.И.Куприна «Слон»)?

6. Почему князю Гвидону из сказки А.С.Пушкина удалось добиться того, чтобы его отец приплыл к нему на остров?

Следующий вопрос в анкете нацеливает учеников на осмысление художественной формы на уровне композиции. Анализу может быть подвергнут любой композиционный элемент, но для анкеты целесообразно выбирать наиболее яркие, значимые компоненты, осознание роли которых максимально приблизит ребенка и к постижению содержания.

Например:

1. Почему сказ П.П.Бажова называется «Каменный цветок»?

2. Зачем Д.Н.Мамин-Сибиряк в рассказе «Вертел» дает три точки зрения на Прошкину работу?

3. Сколько смысловых частей в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа»? Придумайте название для каждой части.

4. Почему рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа» начинается с сообщения о котенке и упавшей на него шляпе?

Завершает анкету всегда вопрос концептуального характера, нацеливающий учеников на осмысление художественной идеи произведения. Найти «идейный» вопрос бывает трудно. Прежде всего необходимо самому идею произведения сформулировать и попробовать перевести ее в вопрос. Возможно, вам поможет совет: не ищите вопрос в содержании произведения, он найдется лишь тогда, когда вы доберетесь до подтекста, подниметесь на уровень обобщения содержания, за конкретными поступками, событиями, характерами увидите авторскую мысль о мире в целом – природе, людях, обществе, о добре и зле. Например:

1. Что помогло героям пушкинской «Сказки о царе Салтане…» воссоединиться и одолеть зло?

2. Почему в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер возвращается к людям?

3. Кто виноват в том, что произошло, в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»?

4. Почему выздоровела Надя в рассказе А.И.Куприна «Слон»?

Последовательность и количество вопросов в анкете не определяются строго, но в ней всегда должна быть логика: от эмоций – к концепции. Задача анкеты не только выявить особенности восприятия произведения, но и помочь ребенку открыть смысл произведения, т.е. каждый вопрос в анкете – шаг вперед, ступенька к смыслу, к идее текста.

Следует помнить, что в методике нет объективных способов выявления читательского восприятия, т.к. исследователь всегда должен трактовать детские работы, их интерпретировать. Между ребенком и исследователем находится барьер: мы не можем проникнуть в сознание ребенка и получить объективную информацию о том, как он воспринял текст. Наши оценки всегда субъективны и зависят от научной подготовки, опыта и одаренности. Поэтому так важен подробный качественный анализ детских работ, а не формальное отнесение восприятия к тому или иному уровню.