Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История института 09.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
1.16 Mб
Скачать

3.5. Учение и труд рядом идут

Третий трудовой семестр в МГПИ-МаГУ – привычное дело для студентов. Эта традиция была заложена в 1959 году. Тогда впервые студенты летом отправились строить кошары и саманные домики в Казахстане. И с тех пор, где только ни побывали строительные студенческие отряды МГПИ: на целине, на ударных стройках страны, в Молдавии и Казахстане, на Украине и Дальнем Востоке. Желающих работать было много, но право участвовать в отряде получали лучшие из лучших, и, прежде всего, студенты, успешно сдавшие сессию. Несколько лет подряд отряд студентов МГПИ выезжал на работу на консервный завод в городе Тирасполе. Для некоторых студентов работа на заводе явилась первым опытом приобщения к длительному физическому труду. Немало трудностей пришлось испытать девушкам, которых поставили на соковую конвейнерную линию: ведь температура кипения яблочного сока – более 90 градусов.

В свободное от работы время студенты организовывали встречи с работниками завода, с населением Тирасполя. Они рассказывали южанам о нашем городе, об Урале. Отряд жил насыщенной студенческой жизнью: выпускались стенные газеты, организовывались концерты, шумные капустники. В Тирасполе были прекрасные условия для отдыха. Студентки совершали экскурсии по героическим местам Одессы и Кишинева, на Чёрное море; встречались со студентами из ГДР, Венгрии, Польши.

Летом 1970 г. комитет комсомола комплектовал первый отряд бойцов «Стройотряд – 70». Как и в предыдущие годы, география деятельности стройотрядов была богатой: группа студентов отправилась в п. Травники Челябинской области на строительство фермы и ремонт школы для сельских ребятишек; 100 студентов поехали на строительство газопровода в район города Гурьева; большая группа студентов (в количестве более 100 человек) снова была приглашена на консервные заводы Молдавии, а 50 студентов всё лето работали в отряде проводников на железной дороге.

Как и в прежние годы, предпочтение отдавалось студентам, которые успешно справлялись с учёбой и положительно зарекомендовали себя в общественной жизни института. Ведь студенческие отряды – это не только фермы, здания и километры газопровода, это и концерты художественной самодеятельности, и лекции для населения, и спортивные соревнования.

Начиная с 1970 г., в стройотряды стали включать по несколько трудных подростков. Умение вести воспитательную работу с такими подростками было необходимо будущим учителям.

В третьем трудовом семестре 1977 г. приняло участие около полутора тысяч студентов МГПИ: бойцы трудились в отрядах «Альтаир», «Экспресс», «Память», «Товарищ». Большая ответственность легла на плечи студентов из отряда «Альтаир» (командир отряда студент III курса дошфака С. Фомичёв), работавших на строительстве нового здания педагогического института. За время трудового семестра студентами было освоено на строительстве 80 тысяч рублей капиталовложений.

В 1975 г. в МГПИ появился первый педагогический отряд. Цель его создания заключалась в том, чтобы подготовить студентов к работе в школе на педагогической практике. До выхода в школу студенты педотряда вели шефскую работу в пионерских отрядах, в клубах по месту жительства, с трудновоспитуемыми подростками и т.д. Студенты шефствовали и над учащимися ГПТУ г. Магнитогорска (№ 104, 105, 90, 54), проводили совместные учёбы комсомольского актива, диспуты; студенты педотряда организовывали для учащихся лектории.

Педагогический отряд «Товарищ» начинал свою деятельность задолго до лета, первоначально в аудиториях готовясь работать с детьми в детских клубах и городских лагерях отдыха. Пионерские вожатые пришли в школы № 8, 45, 12, 25, 39, 63, в детские клубы «Орбита», «Лира», им. Г. Титова и др.

Педагогический отряд «Гелиос», кроме практической, ежегодно выполнял исследовательскую работу. Так, в 1982 году отряд исследовал проблему детский творческих объединений, изучая и обобщая опыт их работы. В 1983 г. отряд занялся исследовательской работой по заданию АПН СССР. Надо было изучить типичный микрорайон г. Магнитогорска с целью определения педагогических возможностей для повышения эффективности воспитательной работы школьников по месту жительства. Студенты отряда под руководством командира И. Носковой и комиссара Н Жадобиной составили карту педагогических влияний на школьников в микрорайоне, обосновали наиболее перспективные линии корректировки сложившейся ситуации, а также разработали и апробировали систему работы с детьми и подростками микрорайона.

Бойцы отряда «Память» (командир – студентка III курса литфака Н. Журкова), трудились на полях Волгоградской области, помогали вырастить и убрать урожай.

«Красная суббота» в институте для студентов всегда была истинным праздником труда. Студенческие отряды в дни субботника трудились не только на территории института, но и на различных объектах города. Так, в 1977 г. Всесоюзный коммунистический субботник в МГПИ проходил в три этапа в соответствии с тремя основными объектами работ.

Объект номер один по важности – строительство института. Все комсомольские организации учебных групп участвовали в субботниках на строительстве института, планомерным и систематическим трудом приближая срок сдачи в эксплуатацию нового учебно-спортивного комплекса.

Второй участок – городские, заводские объекты: комсомольцы пединститута работали на территории стана «2500», коксохимического производства, помогая строительным организациям в реконструкции комбината; ряд субботников был проведён на объектах управления жилищно-технической комплектации, управления жилищно-коммунального хозяйства треста «Магнитосторой», Ремстройтреста, на заводе металлоизделий; оказана была помощь и стройуправлению № 7 – генподрядчику строительства института.

Одним из самых крупных объектов был сквер «Трёх поколений». На нём трудились студенты всех факультетов, кроме физмата и литфака, которые наводили порядок на территории вокруг пединститута – третьем основном участке работы.

Глубокой осенью 1970 г. комиссия из трёх человек во главе с ректором В. А Патрушевым колесила на машине по угодьям Карагайского бора в поисках места для строительства спортивно-оздоровительного лагеря. Облюбовали тогда живописный уголок у небольшого озера 18-го Смирновского кордона. Обмерили участок шагами и вбили колышки… И вот уже в конце июня 1971 г. ректоратом было принято решение начать строительство базы отдыха для коллектива преподавателей и студентов института их собственными силами. Много было скептиков, не веривших в успех задуманного. Они утверждали, что строить нужно только со специалистами. Однако настойчивость организаторов, вера в силы и энтузиазм молодёжи оправдали себя.

Первоначинателями институтской стройки были второкурсники худграфа, решившие совмещать пленэр с физическим трудом. Много трудностей выпало на их долю. На живописной лесной поляне раскинулся небольшой палаточный городок. По утрам его жители поднимались по команде на зарядку, днём трудились на объектах и рисовали, а поздно вечером пели песни у костра.

Несмотря на нехватку инструментов, студенты к концу пленэра подготовили ямы под сливные ёмкости и котлован под фундамент для первого дома. Среди второкурсников особенным трудолюбием и деловитостью отличались В. Кузнецов, В. Герасимов, Н. Фёдоров, Ю. Сибагатулин, С. Гаврицков, С. Чигвинцев, В. Дулов, Л. Лукьянов, С. Абрамов. Своему лагерю студенты решили присвоить имя «Антей». В это имя они вложили веру в сила энтузиазма и романтики.

Новый этап в строительстве «Антея» начался в августе-сентябре, когда было привезено достаточное количество строительных материалов. Студентов худграфа сменили лаборанты физмата Ю. Извальцев, М. Глотов, П. Коновалов и учебный мастер В. Д. Колесников. С первого сентября на помощь к ним приехали первокурсники художественно-графического факультета с лаборантом О. Дорошенко в качестве руководителя студенческого отряда. На их долю выпала самая тяжёлая работа: вручную они уложили около пятидесяти фундаментных блоков, залили более 60 кубических метров бутобетона, поставили стены сруба первого дома и каркасы веранд, вырыли под домом подвал ёмкостью 45 кубических метров и т.д. Деревоотделочными работами руководили учебный мастер В. Д. Колесников и студент В. Грушеновицкий. За бетонные работы отвечал студент первого курса литфака В. Шунин. Скептики проиграли: в институте нашлись строители, да ещё какие!

Не прекращались строительные работы и во время учебного семестра. Студенты выезжали на работу по субботам и выходным дням, на каникулах. Так расправлял свои плечи «Антей»!

Основой организации лагерной жизни являлось студенческое самоуправление. Высшим органом являлся совет лагеря, в который входили председатель совета, командиры отрядов, культорги, физорги, редактор стенной газеты, начальник лагеря. Решения совета лагеря, принимаемые на каждодневной оперативке, являлись общеобязательными для всех отдыхающих.

В 1975 г., когда «Антей» ещё достраивался, а студенты уже отдыхали в нем, жизнь лагеря «кипела». Каждый день был насыщен и интересен по-своему: одни трудились в строительном отряде, другие планировали спортивные площадки, третьи оборудовали их. А после трудовых дел – активный отдых на лоне природы. Проводились вечера художественной самодеятельности, такие, как вечер юмора, праздник песни, праздничный «Огонек», КВН и т. д. Особенно интересно в непринужденной обстановке проходили традиционные «Огоньки». В этот вечер все отдыхающие собирались в столовой за чашкой чая, и здесь же выступали художественные коллективы каждого отряда.

Кипела спортивная жизнь лагеря: проводились спартакиады по многоборью, соревнования по настольному теннису, футболу, веселые старты. Ежедневно в 7 часов утра оживала радиостанция: под музыку студенты бодро выбегали на зарядку, потом линейка, трудовое задание на день, а по вечерам, до отбоя звучала танцевальная музыка. Только после 23-00 в лагере воцарялась тишина. В теплые дни строители катались на лодках, загорали на небольшом Смирновском озере. Важно отметить, что все работы в лагере имели профессионально-педагогическую направленность: у студентов формировались умения подготовить и провести вечер, диспут, спортивные соревнования, турпоход.

Строительство лагеря продолжалось и в 1976 г., и опять основная работа легла на плечи студентов художественно-графического факультета. В лагере действовала специально созданная бригада под руководством преподавателя худграфа Б. М. Молчанова. Бригада было небольшой, но работу в это лето выолнила огромную: была достроена и запущена в эксплуатацию баня, продолжено строительство административного корпуса и клуба. Все отдыхающие студенты (а их было 114 человек в каждую смену) не только отдыхали, но и оказывали посильную помощь в благоустройстве лагеря. Два часа в день они были заняты общественно-полезным делом: оборудовали спортивную площадку, принимали участие в строительстве насосной станции, убирали территорию лагеря от строительного мусора и т.д.

Многие годы на базе лагеря «Антей» проходила полевая практика студентов первого курса факультета педагогики и методики начального образования. Преподаватели, курировавшие эту практику (Т. А. Богданова, Т. В. Лебедева, Е. А. Гринёва, В. В. Сконникова, Т. Г. Сазикова), вместе со студентами заложили традиции жизни коллектива в период практики как лагеря труда и отдыха. Как правило, это был июнь месяц, отдыхающих еще не было, так как смена начиналась позже, поэтому студенты педфака проводили ежегодно генеральную уборку помещений базы, прежде чем приступить к практике.

Карагайский Бор – один из богатейших заказников Урала; в нём сосредоточены прекрасные лесные массивы, луга, горные отвалы, водоёмы. Студенты педфака имели прекрасную возможность изучать в естественных природных условиях флору и фауну Челябинской области, а в свободное время занимались спортом, устраиваливечера отдыха, песни у костра. После 18 дней пребывания в Карагайке на учебной практике они возвращались оттуда отдохнувшими, загоревшими, со сложившимся коллективом и с недюжинным запасом знаний о родной природе.

В 1977 г. была заведена «Почетная книга «Антея», в которую вписаны имена первооткрывателей, строителей-«антеевцев»: В. Грушо-Новицкого, Безуглого, Тетерева, Лунина (к сожалению, в цитируемой статье не указаны имена студентов) и др. В 1978 г. этот список почетных «антеевцев» дополнили Н. Дубро, С. Скарлыгин и др. Приятно также отметить музыкантов, которые все лето не давали скучать ни «антеевцам», ни всем отдыхающим в соседних базах отдыха, ни жителям ближайших сёл. Это А. Варфоломеев, К. Павлов, В. Лакомкин, В. Ишдуконин, Б. Мельнин.

Еще 10 ноября 1971 г. Совет Министров РСФСР утвердил проект строительства главного учебного корпуса нового студенческого городка, стоимость которого была определена в 2660 тысяч рублей. Его решено было строить на проспекте Ленина. Новый учебный корпус института должен был раскинуться чуть южнее второго общежития и своим фасадом «смотреть» в сторону реки Урал. Внутри главного корпуса, кроме обычных аудиторий, актового и спортивного залов, планировались поточные аудитории на 250, 150 и 100 посадочных мест.

Студенты института на протяжении всех лет строительства главного корпуса оказывали посильную помощь, приближая день, когда распахнутся двери нового здания. Не все могли надеяться на то, что им выпадет счастье в нем учиться, но это не снижало их энтузиазма.

Для работы на стройке были организованы комсомольские штабы и на каждом курсе назначались ответственные за нее. Все учебные группы всех факультетов по графику работали на строительном объекте. Конечно, в основном это была черновая работа, но если бы её выполняли строители, то это надолго бы отодвинуло день сдачи здания. Прораб управления Отделстроя П. Г. Гаврилов, высоко оценивая помощь студентов, привёл только один пример: для того, чтобы очистить от строительного мусора один этаж блока «Б», строителям потребовалась бы целая смена, а тут на помощь приходят студенты, засыпают шлаком фундамент, убирают строительный мусор, проводят черновые малярные работы. Это были работники, которые во многом не уступали профессионалам. Так, например, Николай Юдин вполне мог на любом участке стройки заменить профессионального рабочего. На строительстве института особо отличились С. Фомичёв (студент дошфака), В. Тарасов (студент физмата), С. Умербек, Б. Сарсьянов и Р. Ражапов (студенты педфака), ***

Одновременно со строительством главного корпуса, около строящегося института создавался сквер, в котором высаживались берёзы и клёны, рябины и кустарники. На этом объекте также требовалась помощь студентов и преподавателей. Оперативно созданные бригады студентов-«озеленителей» поливали хрупкие саженцы. Причем делать это нужно было и летом в период студенческих каникул. Но энтузиастов и здесь хватало. Деревья подрастали под чутким вниманием комсомольцев и при неустанной заботе проф. кафедры педагогики, рьяного садовода и самоотверженного коммуниста Ф. А. Орехова, который всем студентам со всех краев страны заказывал семена деревьев, из которых затем в питомнике института выращивал саженцы для озеленения прилегающей территории.

Учебный год для студентов МГПИ начинался, как правило, в конце сентября, а иногда и в октябре. Сентябрь – пора сельхозработ. Этот месяц вполне можно было бы назвать четвёртым семестром или продолжением третьего. Картофельная страда – это и тяжёлый физический труд, и в то же время прекрасная пора для формирования студенческих коллективов. Студенты 1960-1990 гг. с большой любовью вспоминают это непростое время. Ежегодно 320 гектаров картофеля и овощей в подшефном совхозе Первомайский убиралось исключительно силами студентов и преподавателей института. Работали на совесть: соревновались, много ели, до хрипоты пели, а вечером, смыв дневную усталость, бежали на танцы в совхозный клуб. Позже дискотеки стали устраивать прямо на территории лагеря. Тогда уже деревенские кавалеры приходили на танцы к студентам. Каждое поколение выдвигало своих студенческих вожаков, лидеров, которые выполняли функции бригадиров курсов, факультетов. Несмотря на молодость, некоторые из них проявляли такую силу воли, настойчивость и мудрость, что им спокойно можно было доверить и детей, и руководство взрослым коллективом.

Традиционно из числа лучших студентов института формировался отряд механизаторов для уборки зерновых в совхозе «Северный». Работа этого отряда по-особому была сложна и ответственна: от ребят требовались знания сельскохозяйственной техники, ведь им на время нужно было стать комбайнёрами. Так, летом 1983 г. 39 человек, в основном студенты ИПФ, выехали в «Северный». Командиром отряда «Колос» был избран А. Мусин – достаточно опытный комбайнёр-механизатор первого класса, комиссаром – Н. Почухайлов (у этих ребят был прошлогодний опыт работы в совхозе). Руководителем отряда был назначен преподаватель ПНФ В. Герасёв. Отряд до сельхозработ должен был отремонтировать технику. Несмотря на трудности, вызванные нехваткой запчастей, техника к 18 августа была готова, и отряд своевременно выехал в поле. Особо отличились в этот сезон экипажи комбайнов № 27 (комбайнёр В. Верета, помощник – Н. Байгизитов), № 33 (А. Кассихин, Э. Киримов), № 36 (У. Гизатуллин, И. Батыршин), № 92 (Т. Ильясов, Б. Фахрисламов). С начала уборки и до конца в лидерах шёл экипаж «Колоса» под командованием А. Мусина и его помощника В. Романова. За сезон отряд намолотил 1740 тонн зерна. Вместе с отрядом на уборке в качестве поваров трудились студентки физмата В. Таскаранова и Г. Кануф и студентки ИПФ Т. Кудрина и Л. Чеканова.

Студенты МГПИ-МаГУ всегда умели не только хорошо учиться, задорно веселиться, достигать спортивных рекордов, но и славно трудиться!