Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материал для заочников.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
371.2 Кб
Скачать

Соотношение уровней и форм психологической помощи личности и сообществу

(по А.Ф.Бондаренко)

Уровень психологической помощи

Психологическое

консультирование

Внемедицинская

Психотерапия

(личностная и

социальная)

Медицинская психотерапия

Проблематика

Личностное благополучие

Личностное и социальное здоровье

Психическое и соматическое здоровье

Объект и предмет деятельности

Экзистенциальные ценности и их преломления в жизненных ситуациях

Личность и сообщество в проживании критических ситуаций

Организм и психика в конкретных заболеваниях

Содержание деятельности

Эмоциональная поддержка, ценностно-смысловая ориентировка, проработка жизненных стратегий

Объективизация и рефлексия, структурирование совладающих процессов и создание условий для изживания психосоциальных травм и конфликтов

Лечение основного и сопутствующего заболевания, устранение симптомов и причин страдания

Методы и психологические парадигмы помощи

Консультативная беседа, группы встреч, СПТ, когнитивная и гуманистическая психология

Психотерапевтическая беседа, группы интенсивной психотерапии, аутотренинг, гуманистическая, глубинная и трансперсональная психотерапия

Психотерапевтический сеанс, косвенное и прямое внушение (гипноз), аутотренинг, групповая психотерапия, поведенческая глубинная психотерапия

Цели и результаты

Углубление самопонимания, прояснение ситуации, изменение социальной позиции, выработка новых психосоциальных умений

Эмоциональное отреагирование (снятие стресса, выработка новых жизненных смыслов, изживание эмоциональной травмы, разрешение конфликтов, преодоление кризисов

Улучшение состояния, выздоровление

Г.С.Абрамова выделяет четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, отра­женные в таблице 4.1. - 2 [2, 51]:

Таблица 4.1 - 2

Задачи взаимодействия клиента и психолога

Задачи взаимодействия клиента с психологом

Система оценок психологической информации

клиентом

Задача психолога при работе с таким заказом

Социальные

задачи

«правильно -неправильно»

изменить систему оценок, помочь увидеть свою цель в прутом свете

Этические

задачи

«хорошо – плохо»

показать ограниченность этой оценочной шкалы

Нравственные

задачи

«добро – зло»

продемонстрировать условность добра и зла, не ­тождественность их крите­риев для разных людей

Психологические задачи

гибкая система оценок

оказать психологическую помощь

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практи­ческий психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.

В середине восьмидесятых годов обозначилась определенная модификация подхода к проблеме психологической помощи [51]. Основная идея нового подхода, наиболее ярко проявившегося в области практической психологии образования, состояла в выдвижении понятия «содейст­вие». Речь шла о том, что работать психо­логу следует не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию.

Почти одновременно с термином «содействие» поя­вился термин «поддержка». В практической психологии образования и в научной литературе стали встречаться та­кие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка образовательной среды», «психологическая поддержка развития детей». Однако нельзя сказать, что слово «поддержка» прочно за­крепилось в профессиональной психологической речи.

В последние годы, благодаря стараниям известного московского специалиста М. Р. Битяновой и питерских практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан и Т. Чередниковой широко употребляемым стало словосочета­ние «психологическое сопровождение». Идеология со­провождения состоит в том, чтобы не ограждать человека от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а со­здавать условия для совершения им осознанного, ответст­венного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Функции психолога в парадигме сопро­вождения напоминают в чем-то работу телохранителя. Его и не видно, может быть, пока он не понадобится. Чаще всего его задача – это создание благоприятных условий человеку для самостоятельного решения. Но бывают момен­ты, когда он должен стремительно вмешаться, или остано­вить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.

4.1.2. Основы психологической помощи и поддержки в кризисе. Главное в процессе поддержки человека в кризисе – активизировать присущие ему способы преодоления кризи­са и ввести в действие большой набор стратегий преодо­ления [225]. Такой подход базируется на ос­новополагающем принципе: человек в состоянии кризиса – это активная личность, отвечающая за себя. Вот почему психологическая помощь приобретает форму стимулирующей поддержки, то есть решение возникших и возникающих проблем не за человека (подобная практика принижа­ет людей и делает их зависимыми), а вместе с ним и направленную к эффективной самостоятельности. При этом мы исходим из важного методологического положения, высказанного психологом С.Л.Рубинштейном. «…Превратности судьбы, жизненные передряги, когда что-то грозит помешать основному в ней, выступают как фактор мобилизации душевных сил» [182, с.382], - отмечал он.

Вместе с тем нельзя не отметить важность помощи окружающих (именно окружающих, а не профессионалов). На этот аспект выхода из кризиса указывает И.Ялом. Для жертв кризиса психолог, психотерапевт «остается оплачиваемым профессионалом», – подчеркивает он. Вместе с тем, окружающие «представляют собой реальный мир; на них можно полагаться в смысле спонтанности и правдивости реакций и обратной связи» [258, с.33].

Основываясь на оригинальном подходе начальника Центра кризисной психологии Бельгийского королевского госпиталя Л.Квинтина, можно сказать, что в основе психологической помощи в кризисе лежит превентивная психотерапия в форме дебрифинга ("психологическая де­зинфекция травмы"). Ее ведущей формой является группо­вая, но возможно применение и индивидуальных форм. Сигналом к началу превентивной психотерапии дол­жен служить некий фрагмент действительности, который становится для человека кризисным событием [159].

Основные принципы психологической помощи в кризисе (по Л.Квинтину) [98, 172]:

- мгновенность. Начинать работу сразу же после со­бытия (эта работа наиболее эффективна в течение 72 ча­сов после события);

- близость к месту события. Это повышает эф­фективность работы. Реальные условия кризисного события предпочтительнее клинических.

- использование контекста и ожидание положительного результата. В частности, привлече­ние пострадавшего к выполнению своих обязанностей. Нап­ример, военнослужащий способен выйти из кризиса, оказы­вая помощь раненому товарищу.

- простота. Поиск простых и эффективных средств воздействия. Кроме того, они способствуют установлению контакта с клиентом.

- единство действий. Общий подход и единая команда.

4.1.3. Особенности оказания различных видов психологической помощи и поддержки. Основываясь на подходах Г.Перри [225], рассмотрим особенности различных видов психологической помощи в кризисе. К основным ее видам она относит эмоциональную поддержку, информационную помощь, товарищескую поддержку и практическую помощь.

Эмоциональная поддержка может заключаться в следующем:

  • быть с человеком рядом и обеспечить ему безопасную обстановку, сделать все, чтобы он смог выразить свои чувства: горе, страх, отчаяние, стыд или гнев;

  • постараться уменьшить свое руководство жертвой кризиса и тем более не навязывать ей свои идеи. Главное при этом – быть неким подобием зеркала, которое возвращает жертве кризиса ощущение, что ее слышат, ей отвечают, с ней считаются, ее пытаются искренне понять и, в конце концов, понимают. Очень важно при этом уметь слушать и отвечать на чувства;

  • суметь пойти на физический контакт и естественную ласку (обхватывание, поглаживание или массаж), найти возможность взять человека за руку, подержать ее, положить свою руку ему на плечо, полуобнять. Дело в том, что когда нас в трудную минуту берут за руку, то подсознательно мы как бы переносимся в беззаботное детство, когда все было ясно и понятно, когда родители могли всегда на помощь и защитить нас от невзгод такого непростого мира, в котором нам предстояло жить. Именно эти чувства вызывают разнообразные тактильные контакты.

Различия между эмоциональной помощью и товарищеской поддержкой заключается в степени близости между жертвой кризиса и окружающими. Если в ходе оказания эмоциональной помощи главное внимание уделяется соучастию, эмпатическому слушанию, возвращению жертве кризиса своего понимания того, что она чувствует, без столь частых попыток руководства человеком, то товарищеская поддержка предполагает вовлечение жертвы кризиса в обычную повседневную социальную жизнь путем соучастия в общих увлечениях: бег трусцой, музыка, просто совместное времяпрепровождение (молчаливое или в беседе) [225].

Информационная помощь заключается в передаче жертве кризиса любых необходимых сведений, которыми вы располагаете, либо связать ее с источником требуемой информации. Главным условием оказания информационной помощи является ее своевременность, то есть она должна предоставляться в тот момент, когда человек в состоянии усвоить новое знание. Он должен «дорасти» до информации и отойти от острых эмоциональных переживаний. К возможным видам информационной помощи могут быть отнесены:

  • информация, совет («То, что вы испытываете, совершенно естественно. Для того, чтобы справиться с горем, нужно куда больше времени»);

  • наставление («На вашем месте, я бы сделал следующее…»);

  • указание («Вам нужно выйти из этого состояния. Что толку с утра до вечера сидеть дома. Завтра мы сходим на прогулку в лес и я не приму никаких отказов»).

Важно отметить, что профессиональной помощи в большей степени соответствует недирективное обеспечение информацией. Указания и наставления обычно в избытке поступают из сети естественной поддержки.

Снабжение информацией представляет собой дидактическое изложение основ переживаемого человеком кризиса, а также советы, предложения или прямое руководство, которое предлагают либо специалисты, либо другие люди [258]. И.Ялом называет две основные формы снабжения информацией – обучающее инструктирование и прямой совет.

Обучающее инструктирование строится с позиции когнитивного подхода и нацелено на вооружение пациентов когнитивной схемой переживаемого кризиса [258]. Говоря о значении этой формы, он указывает, что иногда такого инструктирования бывает вполне достаточно для решения возникшей проблемы. Инструктирование само по себе выступает как эффективное терапевтическое средство. Почему же столь важно инструктирование в кризисе? Страх незнания того, что же с тобой происходит усиливает негативные переживания и разоружает человека перед лицом опасности. «Неопределенность всегда отталкивала человеческие существа, - указывает далее И.Ялом, - и на протяжении веков они стремились упорядочить Вселенную, объясняя ее главным образом с религиозной или научной точек зрения. Объяснение феномена есть первый шаг к управлению им (выделено мной.- А.У.)». Свою мысль И.Ялом иллюстрирует словами Джерома Франка: «…тревога, порождаемая неопределенностью, часто бедственнее и разрушительнее самого заболевания» [258, с.31].

Рассматривая психотерапевтические возможности прямого совета как одной из форм снабжения информацией, И.Ялом придерживается аналогичных с Г.Перри взглядов [258, с.31, 32]. В целом их можно свести к следующим тезисам:

хотим мы того или нет, кризис неизбежно сопровождают советы окружающих;

редко бывает, чтобы какое-то конкретное предложение по разрешению проблемы пациента принесло ему непосредственную пользу;

советы, тем не менее, помогают, но не напрямую, а косвенно: пользу приносит не содержание, а процесс совета, поскольку совет подразумевает искреннюю заинтересованность и служит свидетельством этой заинтересованности, то есть важно неравнодушное, заинтересованное отношение, форма подачи совета;

полезность советов различна: наименее эффективной формой совета показало себя прямо высказанное предложение, наиболее эффективной – систематические, детально разработанные инструкции или набор альтернативных рекомендаций по достижению желаемой цели.

Во время и после кризиса мы нуждаемся в людях не обязательно оказывающих эмоциональную поддержку, а просто вовлекающих нас в обычную, повседневную жизнь. Это важный отвлекающий фактор. Разнообразные формы такой помощи называют товарищеской поддержкой. Особенно эффективна такая поддержка, оказываемая сетью естественной поддержки. К основным формам товарищеской поддержки относят:

общие увлечения (бег трусцой, посещение спектаклей, выставок, выступлений артистов, прогулки и др.);

разделение совместно с жертвой кризиса представлений, воспоминаний, погружений в атмосферу значимых переживаний, то есть люди пытаются воспринимать кризисное событие подобно жертве кризиса;

мягкое, но настойчивое втягивание жертвы кризиса в активную социальную жизнь с ее обязательными ежедневными заботами.

Наиболее простым способом проявить участие является практическая помощь. Она не требует от нас слишком тесного взаимодействия с человеческим страданием: мы концентрируемся на практической задаче. К основным формам практической помощи относят: приготовление пищи; стирка; обеспечение транспортом; уход за детьми; сбор пожертвований (денег).

Оказание практической помощи сопряжено с появлением двух проблем: предлагаемая помощь далеко не то, что требуется жертве кризиса, но другой помощи просто нет; возможно «приручение» человека к помощи, формирование зависимости от оказываемой помощи.

4.1.4. Основы психологической помощи и поддержки в условиях социальных изменений. Главное при серьезных социальных изменениях – предложить человеку новую систему когнитивных координат, позволить ему принять новую социальную реальность, обрести себя на новом жизненном этапе. В ходе проведенного эксперимента были апробированы элементы системы психологической помощи и поддержки в условиях социальных изменений. В принципиальном плане система может включать следующие три уровня:

1. Первый уровень – микроуровень, ориентированный преимущественно на использование внутренних психологических ресурсов и предусматривающий решение следующих основных задач: систематическое проведение различных мероприятий, призванных дать азы психологических знаний; формирование психологической культуры1; формирование навыков и умений осуществления психологической аутопрофилактики; обучение эффективным приемам и методам преодоления стрессовых и кризисных ситуаций, приемам саморегуляции своего актуального психического состояния и др.

2. Второй уровень – мезоуровень, ориентированный на использование ресурсов социального микроокружения испытуемых и предусматривающий решение следующих основных задач: активизация сети естественной поддержки испытуемых; всемерное использование возможностей и оптимизация распорядка дня (психогигиена труда), взаимоотношений в служебных коллективах и в целом всего образа жизни; организация специальных тренинговых занятий «Оптимизация жизненных перспектив» и др.

3. Третий уровень – макроуровень, ориентированный на использование ресурсов государственных органов и общественных организаций для утверждения и поддержания новой идентичности и предусматривающий решение следующих основных задач: своевременное решение государством проблем испытуемых на различных уровнях (законодательном, исполнительном и др.); всемерное использование возможностей государственной и военной символики; использование возможностей средств массовой информации и др.