Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
греция.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
139.58 Кб
Скачать

Скульптура архаики

Именно в этот период появляется масштабная скульптура, крупные статуи. Образ человека становится центральным. На востоке всегда был важен человеческий коллектив, в греческой архаике – человек. Скульптура архаики не только гуманистична, но и аристократична (вспомним, что характерной приметой эпохи является власть олигархическая, власть тиранов). Она питается старинными ахейскими традициями, аристократическими идеалами воинской доблести, калокагатии (от греческих слов kalos и agathos – прекрасный и добрый, благородный). Идеал человека прекрасного физически и нравственно появляется именно в это время. В конце эпохи архаики большую роль начинает играть демос – народ, с установлением той или иной формы демократии появляются новые вкусы и новые идеалы. Они будут определять многое в искусстве следующего, классического периода. Важен будет уже коллектив, но опять же иначе, чем на востоке – коллектив, где каждый человек есть независимая и индивидуальная единица.

В архаическую эпоху появляются и параллельно развиваются два типа статуй – женская и мужская. Образ женщины (богини) появляется в греческой скульптуре раньше (первые примеры относятся к середине VII века). Формы этих статуй выразительны, но скупо моделированы. Это фронтальные фигуры с угловатыми чертами лиц и обобщенно трактованными телами, абсолютно статичные (сидящие и стоящие), лишенные всякой идеи движения. У них характерные одежды - они носят длинные платья (часто с условным плоским гравированным рельефом и следами раскраски), широкие пояса, затянутые на узкой талии и короткие плащи, симметрично накинутые на плечи. Волосы, разделенные на горизонтальные или вертикальные пряди, напоминают египетские парики (хотя есть и сирийские параллели). Большинство скульптур такого стиля (получившего в литературе название «дедалического» - от имени легендарного критского мстера Дедала) были найдены на дорийском Крите. Все они выполнены из местного известняка, мягкого, зернистого, со временем приобретающего желтовато-серый оттенок. На блоки его распиливали пилой, а затем вырезали скульптуры ножом или резцом, т.е. использовали те же инструменты, что при работе с деревом. Предполагается, что существовали и деревянные статуи такого рода, и что деревянная скульптура с ее специфическими приемами поначалу влияла на каменную.

Один из характерных примеров ранней «дедаличской» скульптуры – статуя богини из Ауксерры (Крит; 640-630е гг.). Это еще очень небольшая вещь (высота – 65см), хотя и монументально трактованная. Во второй половине VII в. появляются крупные и мраморные (а не только выполненные из мягкого известняка) фигуры. Одна из них – вотивная статуя, посвященная некой Никандрой в святилище на Делос (так называемая «Артемида Делосская»). Это фигура человеческого масштаба (высота 1.75м). Пластический стиль весьма близок статуе из Ауксерры, но у нее другие пропорции. Богиня из Ауксерры демонстрирует черты, характерные для дорики (а они проявились не только в архитектуре, но и в скульптуре) – у нее крупная голова, широкие плечи, мощный торс; ее фигура предельно тектонична, в ней ясно акцентированы горизонтали и вертикали, несущие и несомые части. Артемида Делосская имеет более стройные и гармоничные пропорции, что характерно для Ионии, ей присуща некая органичная целостность и даже приближенность к натуре (хотя следует отметить, что фигура почти лишена объема, очень плоска и очевидно рассчитана исключительно на фронтальное восприятие). В VI в. традиция изображения женских фигур получит блестящее развитие в целой серии скульптур, известных как архаические коры (девы). Это были вотивные посвятительные статуи, которые могли изображать самих богинь или же их служительниц-адоранток (от слова adoro – молить богов, поклоняться). Гораздо реже встречаются надгробные коры (например, кора Фрасиклейя из Афин). Коры всегда стоят неподвижно, одой рукой, как правило, поддерживая край одежды, в другой, вытянутой вперед, держа какой-либо вотивный или культовый предмет (ритуальные жесты могли варьироваться). Одна из наиболее ранних – так называемая Берлинская кора (Кора с гранатом). Монумнтальность форм здесь сочетается с декоративно трактованными деталями; хорошо сохранившиеся краски (красный пеплос) дают представление о нарядной полихромии архаической скульптуры. Для архаики вообще характерна тяга к изысканной орнаментике, что проявилось и в вазописи и в скульптуре, особенно в статуях кор. Их сложные прически и головные уборы, украшения (диадемы, серьги, браслеты, ожерелья), нарядные церемониальные костюмы (коры, в отличие от юношей – куросов, всегда изображались одетыми) – все это позволяло в полной мере реализоваться декоративным возможностям архаики. Великолепная серия зрело-архаических кор была найдена на Акрополе в Афинах («Кора в пеплосе», «Задумчивая кора» и др.). Глядя на эти статуи и сопоставляя их с более ранними, можно проследить, как с нарастанием сложности и дифференцированности в пластической трактовке фигур, образы становились более «очеловеченными», формы – более натурными. Вместо маскообразных, неподвижных ликов появляются лица почти индивидуальные. Сам рельеф лица становится тоньше, условные архаические улыбки смягчаются и обретают естественность, пропорции фигур - гармоничность.

Другой очень важный архаический тип – курос. Куросы – также вотивные статуи, которые могли изображать само божество или представлять героизированный образ посвятителя (например, воина или атлета). Сохранились и немногочисленные надгробные статуи куросов (Кройсос из Анависоса). Общая черта для всех – поза шага, с одной ногой (обычно левой), слегка выдвинутой вперед. Эта схема, несомненно, была позаимствована из Египта (контакты греков с Египтом были очень интенсивными, особенно после основания ок. 620 г. греческой колонии Навкратис), но в ее рамках греческие мастера рано сумели добиться ощущения большой внутренней динамики фигур, реального шага в реальном пространстве, придти к некоему натурно-символическому видению. Почти у всех куросов подчеркнуто широкие плечи, узкая талия, крепкие бедра. Подобный подход к изображению фигуры мы отмечали еще в бронзах геометрического стиля т.о. эти черты идут от местной традиции, от определенной идеи фигуры, уже существовавшей прежде. Куросы всегда обнажены и юны (безбороды), у них длинные волосы, иногда перехваченные лентой (атрибут победителя). И их нагота, и их аристократическая прическа есть элемент героизации образа, его удаленности из сферы повседневного.

Самые ранние куросы, относящиеся к концу VII в. до н. э., происходят с кикладских островов. Почти все они намного больше человеческого роста (самый крупный – колосс с о.Делос, был примерно 9 м. высотой). Статуи таких масштабов, выполненные под влиянием и впечатлением от восточных образцов, очевидно, не были редкостью в VII в. (сохранились не только мужские, но и женские фигуры – например голова гигантской статуи Геры из Олимпии). Однако уже с начала VI века Греция отдает предпочтение масштабу, более соразмерному человеку, который надолго остается определяющим в греческой скульптуре (вплоть до эпохи Эллинизма). Ряд куросов, выполненных в масштабе человеческой фигуры, открывает аттическая статуя из нью-йоркского музея Метрополитен. Для этого куроса, как и для других ранних фигур начала VI в., характерна жесткая, более графическая, нежели пластическая трактовка анатомических деталей (выделение суставов-шарниров, лопаток, линии диафрагмы), а также большая мера стилизации черт лица (крупных глаз, ушей) и локонов прически. Более пластичны два больших куроса («Клеобис и Битон») из Дельф, выполненные аргосским мастером Полимедом. Они являют образец типично пелопонесской «дорийской» пластики – их мощные большеголовые фигуры с низко посаженными торсами исполнены тяжеловесной мощи и, вместе с тем, скрытой, как в свернутой пружине, динамики. Наиболее совершенные куросы, относящиеся к последим десятилетиям VI в., свидетельствуют о том, что уже в позднеархаический период греческие скульпторы прекрасно справлялись с передачей пропорций, анатомии, движения (в рамках все той же схемы) в изображении человеческой фигуры.

Помимо статуй, вписывающихся в два базовых типа (куросы и коры), существовали и другие. Это сидящие фигуры божеств или жрецов, немногочисленные изображения всадников, фигуры, данные в условной позе «коленопреклоненного бега» (Ника Архерма) и т.д. Кроме того, чрезвычайно развитой областью пластики был рельеф, и не только архитектурный, но и надгробный и вотивный. Сохранились, например, небольшие рельефные композиции постаментов скульптур (тех же куросов) из Афин. На них изображены «жанровые» (но также связанные с идеей вотивного посвящения) сцены, находящие параллели в вазописных композициях - игра в мяч, борьба в палестре, стравливание кошки с собакой.