Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
греция.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
139.58 Кб
Скачать

Архитектура Vв. До н. Э.

В первой половине V в. из-за греко-персидских войн строительная активность была на спаде. Два единственных крупных проекта на греческом материке в период ранней классики – храм Афины Афайи на о Эгина (490-480гг.), знаменитый своей фронтонной скульптурой, и храм Зевса в Олимпии (ок. 475г. до н. э.). Храм Зевса, построенный зодчим Либоном, представляет собой классический дорический периптер с характерным для классики сочетанием колонн – 6-13 (количество колонн на длинной стороне равно удвоенному числу колонн на торцевой стороне плюс еще одна). Колонны стройнее, чем в архаических храмах, но все еще сохраняют присущую дорике массивность. Целла имела внутреннюю двухъярусную дорическую колоннаду и верхние галереи вдоль длинных сторон (такие же галереи зафиксированы в храме Афайи и в Парфеноне). Здание было богато украшено скульптурой. Фронтонные композиции представляли подготовку к состязанию колесниц Пелопса и Эномая16 (восточный фронтон) и битву лапифов с кентаврами (западный фронтон). На скульптурных метопах, размещенных в портиках по двум торцевым сторонам, были изображены 12 деяний Геракла.

Самым значительным проектом второй половины V в. стала реконструкция Акрополя в Афинах. Прежние архаические постройки были разрушены в 480 г. до н. э., когда персы захватили и сожгли афинский Акрополь. Еще в 490 г. до н. э. персидский царь Дарий посыл армию в материковую Грецию, которая была разбита в битве при Марафоне. Второе вторжение 480-479 гг. также, в конце концов, было отражено, благодаря победам греков в морской битве при Саламине и сухопутной битве при Платеях. Из этих сражений Афины вышли лидером греческих полисов. Афиняне вместе с союзниками не только отвратили угрозу персидского завоевания от греческих территорий, но возглавили борьбу за освобождение греческих полисов на другом берегу Эгейского моря. По их инициативе была создана военная лига греческих городов (прежде всего ионийских) с центром на о. Делос (Делосская симмахия). Союзные полисы вносили контрибуцию в общую кассу, и эти деньги должны были идти на финансирование союзного флота и армии. Со временем союз начал отчетливо принимать черты афинской морской державы, и даже союзная казна была перенесена с Делоса на афинский Акрополь. После достижения в 449 мира с Персией по инициативе афинского стратега и политического лидера Перикла, на Акрополе начались масштабные восстановительные работы, которые во многом финансировались за счет союзных денег. В V веке Афины, по сути дела, перехватили инициативу большого строительства у Ионии. В архаическую эпоху ни одно здание на материке не могло тягаться размерами и роскошью декора с диптерами Милета, Самоса, Эфеса. Теперь же, после разорения персами этих центров, возник некий вакуум, который и заполнили Афины, взявшие на себя роль лидера ионийских городов17.

Пафос проекта Акрополя заключался в том, чтобы создать в Афинах некий панэллинский ансамбль, в котором могли бы объединиться разные художественные и строительные традиции, связанные с двумя разыми ордерными системами. Местная балканская традиция подразумевала дорику, и собственно архаические храмы Аттики были дорическими. Теперь же необходимо было сочетать формы дорического и ионического ордера, что и было сделано. На основе этого синтеза был создан новый архитектурный стандарт, некий интернациональный стиль, который надолго стал самым влиятельным и на востоке и на западе Греческого мира.

Афинский Акрополь (akros – вершина, polys – город) – это святилище и крепость на скалистом холме. В Бронзовом Веке, за тысячу лет до того, как здесь появились постройки эпохи Перикла, он был укрепленным дворцом микенских правителей Афин, и до сих пор здесь сохранились фрагменты стен микенской циклопической кладки. Главный храм, построенный на Акрополе в эпоху Перикла - Парфенон (447-438гг. до н. э.), богатством скульптурного декора, великолепием отделки и размерами превзошедший даже храм Зевса в Олимпии. Как и все постройки Акрополя, он целиком выполнен в мраморе (прежде Греция не знала такого масштабного мраморного строительства), добывавшемся в горах Пентеликон и считавшемся лучшим после паросского. Это дорический периптер, имевший 8 колонн на коротких и 17 на длинных сторонах. Включая центральный акротерий, высота храма 24 метра. Храм имел внутреннюю двойную дорическую колоннаду и галереи в основном помещении целлы, где стояла культовая статуя работы Фидия. В маленьком же зале за главной целлой, имевшем отдельный вход (здесь хранилась афинская казна) перекрытие поддерживали четыре колонны ионического ордера. Таким образом, в дорическую архитектуру впервые были сознательно внедрены элементы ионической ордерной системы.

Архитекторами храма были Иктин и Калликрат, известные и другими своими постройками, причем Иктин вместе с неким Карпионом написал книгу о Парфеноне. Выполнением богатейшего скульптурного декора Парфенона (и, возможно, других храмов Акрополя) руководил Фидий. Со всех сторон храм обходили скульптурные метопы: по 14 на коротких и по 32 на длинных сторонах. К сожалению, большинство из них пострадало при перестройке Парфенона в христианскую церковь в раннем средневековье (изображения на метопах попросту скалывались). Единственное, что сохранилось относительно хорошо - метопы южной стороны, изображающие кентавромахию (битву лапифов с кентаврами). В основном это двухфигурные плиты, в лучших из которых успешно решается проблема заполнения квадратного поля, создается ясная композиция, построенная равновесии противоположных движений. Сюжетом для южных метоп послужил миф о столкновении лапифов и кентавров на свадьбе царя Перифоя. Во время празднества опьяненные кентавры затеяли распрю и напали на невесту и ее подруг, поправ священные для греков законы гостеприимства. На метопах некоторые кентавры сражаются с сосудами в руках, приготовленными для свадебного торжества - предмет дружественного пира становится орудием убийства. Несомненно, эта борьба, как и другие мифологические сражения, изображенные на метопах (битва греков с амазонками, битва богов с гигантами, поход на Трою) воспринимались как некий мифологический прообраз той борьбы, которую недавно вели греки с вторгнувшимися в их пределы варварами – персами.

Помимо метопных рельефов, Парфенон был украшен непрерывным фризом, помещенным за метопами, в верхней части стен целлы и над торцевыми портиками (примерно на высоте 12м над уровнем пола). Непрерывный фриз (зофор) – еще один элемент ионического ордера, теперь уже появляющийся в наружном оформлении здания. Сюжет зофора совершенно необычен для храмовой скульптуры, где традиционно представлялись сцены мифологические, связные с деяниями богов и героев. Тут же было изображено торжественное шествие афинян на Акрополь, показаны сами жители города как некое идеализированное сообщество людей. Процессия была разделена на два потока, движение которых начиналось от юго-западного угла храма. В зофоре изображены всадники, целая кавалькада, занимающая примерно треть всего фриза, а также колесницы, пешие бородатые старцы (возможно, афинские магистраты – должностные лица), музыканты, юноши несущие гидрии и ведущие жертвенных животных, девушки с фиалами для возлияний. На восточной стороне эти два потока сходятся – здесь их встречают восседающие на креслах (Зевс – на троне) боги, которые, словно высокие сановники, принимают грандиозную аудиенцию. Примечательна сама техника, в которой выполнен фриз. Он очень невысок (это барельеф), но в его пределах было достигнуто удивительное ощущение глубины и пространства – за счет тонкой градации высоты рельефа и степени его детализации, за счет живописного контура, то четко очерчивающего фигуры, то, как бы, растворяющегося в плоскости фона. Огромная процессия на всем протяжении сохраняет единый мерный ритм, который лишь изредка сбивается, но очень быстро вновь входит в заданное русло. Тем не менее, фриз лишен всякой монотонности, благодаря тем многочисленным нюансам, которые делают каждую фигуру индивидуальной, отличной от предыдущей и последующей.

Крупные и эффектные фронтонные скульптуры когда-то были наиболее впечатляющей частью скульптурной декорации храма. К сожалению, от них сохранились, в сильно поврежденном виде, лишь угловые фигуры, свидетельствующие о высочайшем качестве и художественном уровне этих работ. Однако, мы можем не сомневаться в том, какие сюжеты были изображены на фронтонах Парфенона: на восточном – рождение Афины из головы Зевса в присутствии олимпийских богов, на западном – спор Афины и Посейдона за владение Аттикой.

Парфенон был доминантой афинского Акрополя, частью большого архитектурного ансамбля, с постройками которого он интересно и по-разному взаимодействовал. Его формам и масштабам вторило здание Пропилей – монументальных ворот, ведущих на Акрополь. Отличное в плане, к тому же вписанное в рельеф склона Акрополя, здание Пропилей, тем не менее, имеет много сходного с Парфеноном в архитектурных формах, композиционной структуре и декоративных деталях. Пропилеи состоят из трех частей – центрального проходного зала и двух несимметричных крыльев (в северном находилась пинакотека, южное представляло собой портик). В основной части было пять сквозных проходов, из которых центральный был главным и самым широким (сквозь него проходил пандус, продолжавший священную дорогу, ведущую к святилищу). Два наружных портика Пропилей (один - обращенный к священной дороге, другой – к Парфенону) были построены в формах дорического ордера. Внутри же центральный проход был фланкирован тремя парами высоких и стройных ионических колонн. Пропилеи не имели никакой фигуративной скульптурной декорации (метопы и фронтоны оставались гладкими). Но прекрасный кессонированный потолок и антаблемент были богато расписаны, а белые стены и ступени в пяти разных местах имели детали из темно-серого эливсинского камня.

К южному крылу Пропилей примыкал священный участок храма Афины-Ники. Сам небольшой храмик (амфипростиль), построенный в формах ионического ордера, возвышался на старом бастионе Акрополя, справа от центрального входа. Его ионические колонны почти в точности повторяют формы внутренней колоннады Пропилей. С северной, западной и южной стороны бастион был увенчан парапетом с рельефами. На этом фризе была изображена восседающая Афина, покровительница города, и шествующие к ней крылатые Ники – Победы. Наиболее знаменитый фрагмент фриза балюстрады – «Ника, поправляющая сандалию». Стиль этого и других рельефов близок зофору и особенно фронтонам Парфенона (но чуть более поздний), и являет пример подлинной греческой скульптуры круга Фидия.

В северной части террасы Акрополя, напротив Парфенона, стоит еще один храм ионического ордера – Эрехтейон, вмещавший в себя разные святыни Акрополя. Самой важной из них была статуя Афины Полиады – покровительницы города. В отличие от колоссального божества, созданного Фидием для Парфенона, эта статуя была примитивным ксоаном, вырезанным из священного оливкового дерева. Именно эту богиню чтили во время Панафинейского празднества. Кроме того, здесь находился священный источник Посейдона, могила Кекропа, первого афинского царя, четыре алтаря, посвященных Зевсу, Посейдону и Эрехтею18, Буту и Гефесту. Таким образом, Эрехтейон, вероятно, был менее зрелищным, чем Парфенон с его впечатляющей статуей, но, несомненно, более почтенным. В его укромных уголках, в его скрытых залах, в которых таились следы данных богами знамений, быть может, сильнее ощущалось божественное присутствие.

План Эрехтейона уникален для греческой архитектуры, и его иррегулярность объясняется необходимостью вместить целый ряд святилищ с одной стороны, и существенным перепадом уровня земли с другой (примерно 3 метра). Храм имеет три входных портика. Восточный шестиколонный портик оформлял вход в главную восточную целлу, где, скорее всего, и стояла статуя Афины Полиады. Северо-западный угловой портик отмечает еще один вход в небольшую западную целлу, пол которой был намного ниже, чем пол восточной. Очевидно, она была разделена на несколько помещений, но точное их расположение и габариты трудно реконструировать. Западная дверь вела в огороженный сад-святилище Пандросы, дочери Кекропа, где находилось священное дерево Афины (по преданию оно было сожжено персами, но вновь покрылось живыми листьями к моменту их поражения).

Одна из самых примечательных деталей этого необычного храма – южный портик, обращенный к Парфенону, в котором шесть ионийскх колонн заменены шестью женскими фигурами (кариатидами), стоящими на мраморных постаментах. Типологически эти фигуры восходят к хорошо нам знакомым архаическим корам, хотя пластический язык совершенно иной. Одной рукой кариатиды Эрехтейона поддерживали край одежды, другой - сосуд для возлияния или дар. Статуи, очевидно, выполнены в фидиевских традициях; возможно, они были созданы кем-то из учеников великого мастера. В целом пластический декор Эрехтейона не был столь разнообразен и драматичен как в Парфеноне, зато орнаментальная декорация была чрезвычайно богата. В известной мере элегантный Эрехтейон с его живописным планом (как и маленький храмик Афины-Ники), контрастировал с доричской мощью Парфенона и Пропилей. Но благодаря «ионизмам» дорических построек, благодаря неким пластическим повторам в скульптурной декорации разных зданий, достигалось удивительное и сложное единство всего архитектурного комплекса.