Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы ФП.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
101.35 Кб
Скачать

55. Проблемы философско-правовых категорий.

На протяжении столетий проблема системности рассматривалась в качестве одной из фундаментальных, имеющей не только теоретическое, но и практическое значение. В последнее время в различных областях науки появляются труды, посвященные проблеме системности, применительно к различным научным направления. Интерес к проблеме системности свидетельствует об актуальности этой темы в современной науке. Однако, даже глубокий научный уровень существующих разработок проблем системности как философско-правовой категории, не могут свидетельствовать о достаточной разработанности данной проблемы и отсутствии необходимости новых взглядов на некоторые дискуссионные вопросы. Именно философско-правовое понимание системности предопределяет значение этой категории для права, поскольку право представляет не что иное, как объективное системное образование. Задачей правовой науки, на наш взгляд, является выработка на основе фундаментальных философских знаний о системности, новых подходов к разрешению давно существующей правовой проблемы о системе права, в том числе отдельных правовых отраслей. Разработка проблем системности имеет существенное значение, в том числе и для разрешения некоторых фундаментальных отраслевых задач права, без разрешения которых, по нашему мнению, будет затруднено и фактически невозможно построение действенной системы правового регулирования общественных отношений. Актуальность выбранной проблемы, в том числе вызвано тем обстоятельством, что «ни одна область науки, практики, управления не может обойтись без системных представлений, системного подхода» [1, с. 3].

Еще в философских творениях Гегеля сформулирована системная идея применительно к философии: «Каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но философская идея имеется в каждой из этих частей в особенной определенности или особом элементе. Отдельный круг, именно потому, что он есть внутри себя целостность, прорывает границу своего элемента и служит основанием более обширной сферы; целое есть по этому круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый момент, так что система их своеобразных элементов составляет всю идею, которая вместе с тем проявляется также и в каждом из них» [2, с. 33].

Соглашаясь с Гегелем, необходимо отметить, что предметы, отношения, процессы, явления в обществе не существуют в отрыве друг от друга, поскольку их взаимосвязь и взаимозависимость предопределяет их взаимодействие и взаимопроникновение. Такая связь может быть выявлена и изучена только посредством системного анализа, который позволит выстроить определенное системное целостное, определить роль и значение каждого элемента с целью отыскания доказательств единства такой системы. Ф.Энгельс писал: «Уразумение того, что вся совокупность процессов природы находится в систематической связи, побуждает науку выявить эту систематическую связь повсюду, как в частностях, так и в целом».

Анализируя системность как философско-правовое явление необходимо, прежде всего, определить понятие этого термина и его содержание. При этом понятие системности как правовой категории безусловно должно находится во взаимосвязи с взаимозависимости от определения системы как философско-правовой категории. Более того, правовой наукой должно быть выработано универсальное философско-правовое определение, которое с очевидность вбирало в себя, с одной стороны, фундаментальные философские признаки системы, с другой, служило внешним выражением права.

Понятие системности следует рассматривать как трансграничную категорию, имеющую не только правовую, но и философскую основу. Идея системности была одной из основополагающих в трудах Гегеля, который сформулировал системную идею применительно к философии, в соответствии с которой каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но философская идея имеется в каждой из этих частей в особенной определенности или особом элементе.

Если переложить содержание идеи системности, высказанной Гегелем на правовую область знаний, то, на первый взгляд, системностью в праве следует признать такое состояние, при котором каждая часть права представляет собой правовое целое. Иными словами, каждая отрасль права представляет собой целое системное структурированное явление, которое пронизано определенной правовой идеей - регулирование определенной совокупности общественных отношений. Однако такой подход, несмотря на общую верность суждений Гегеля, не полностью отражает сущность права и не позволяет оценить ценность категории «системность» применительно к праву.

Возникает закономерный вопрос о соотношении понятий «системность», «системный подход», «система». Казалось бы, все эти однокорневые понятия характеризуют одно и то же явление. Но тогда возникает вопрос о смысле такой словесной дифференциации. Думается, разрешение этой проблемы, позволит дать обоснованную оценку применения категории «системности» к праву.