Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_po_ISV_versia_65.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
427.85 Кб
Скачать

6. Сацыяльна-эканамічнае развіццё Францыі ў х – хv ст

В истории Франции на IX—XI вв. приходится заключительный этап процесса феодализации. Практически всё французское крестьянство стало феодально зависимым. Несмотря на это, и в социально-экономическом, и в социально-правовом отношении оно не представляло собой чего-то единого. Общественное положение и уровень эксплуатации конкретного крестьянина определялись целым рядом факторов: размерами, состоянием и юридическим статусом той земли, на которой этот крестьянин сидел, его происхождением, формой (или формами) зависимости, связывавшей его с господином, договорными обязательствами, если таковые имели место, локальными обычаями и пр. Встречающиеся в источниках этого времени термины «серв», «виллан», «колон», «свободный» и другие отражают лишь наиболее общие, притом не очень четкие, различия социального характера. В условиях феодальной раздробленности унификация правового статуса крестьянства всей страны и даже отдельного герцогства или графства была невозможна. Не существовало и такой политической силы, которая была бы способна надолго и на деле закрепить статус даже сравнительно небольших групп крестьянского населения, обнаруживавших тенденцию к расслоению и социальной трансформации. И все же можно говорить о явном усилении феодальной зависимости и уровня эксплуатации французского крестьянства в IX—XI вв. Наиболее драматично этот процесс протекал на севере страны, где на рубеже X—XI вв. происходят два крупных крестьянских восстания (в 997 г. в Нормандии, в 1024 г. в Бретани), направленных как раз против установления сеньориальных порядков в их классической, предусматривающей сочетание различных видов зависимости, форме. Усиление эксплуатации способствовало заметному росту сельскохозяйственного производства, расширению посевных площадей и повышению уровня агротехники. Разнообразнее стали сельскохозяйственные культуры, совершенствовались орудия труда. В то же время потребность сеньоров в деньгах постоянно росла. Не только знать и бароны, но и рыцари все чаще пользовались услугами городских купцов и ремесленников, так как их уже не удовлетворяли вещи, изготавливаемые крестьянами в вотчинах. На рубеже XIII—XIV вв. и в последующие, столетия в экономическом строе Франции происходят существенные сдвиги: постепенное вытеснение барщины натуральным оброком, а затем и денежным. Полностью барщина была вытеснена к XV в. даже в наиболее консервативных по своему типу церковных сеньориях. Благодаря росту натурального оброка в руках феодалов скапливались немалые излишки, поступавшие на ближайший городской рынок или местную ярмарку. Крестьяне тоже не оставались в стороне, и с XIII в. отчетливо намечается перевес в пользу товарности крестьянского хозяйства.

С другой стороны, экономические трудности, связанные со Столетней войной с Англией, отразившиеся прежде всего на положении французских крестьян, привели к стихийно вспыхнувшему в 1358 г. восстанию, получившему название «Жакерия» (от презрительного прозвища французских крестьян в Средние века — Жак-Простак). Несмотря на то, что восстание закончилось поражением, крестьяне добились замены натуральной ренты денежной, т. е. коммутации ренты. Это способствовало развитию товарно-денежных отношений и более быстрому освобождению сервов от личной зависимости.

Таким образом замена барщины сначала натуральным, а затем денежном оброком привела к тому, что центр производства феодальной ренты переместился в крестьянское хозяйство. Заинтересованность самих феодалов в новых формах эксплуатации в связи с происшедшими социально-экономическими сдвигами способствовала началу процесса освобождения сервов от крепостной зависимости. Так возникает цензива — новая форма крестьянского феодального землевладения. Обрабатывающий цензиву крестьянин мог по своей воле переходить с места на место, передавать ее по наследству, продать, однако с тем чтобы новый хозяин нес те же повинности. Главное — за цензиву уплачивался твердый ежегодный денежный взнос (ценз). С течением времени она становится основной формой крестьянского держания. С быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус — городское население. Первоначально правовое положение горожан мало чем отличалось от положения других зависимых слоев населения, однако с XII в. в связи с широким движением городов за самоуправление положение изменилось. Огромную и прогрессивную роль в этом сыграли коммунальные революции XII—XIII вв., называемые так потому, что в итоге этой борьбы во Франции, Нидерландах и Испании возникли вольные города — коммуны, свободные от крепостничества, сеньоральной юрисдикции и пользующиеся государственным суверенитетом. Возникло городское право, отличное от феодального. Было признано рыночное право, дававшее гарантии купеческой собственности. Город выпадал из орбиты феодального поместья, хотя и обслуживал феодальный режим. Городские коммуны быстро превратились в крупные центры ремесла и торговли. Так, в Париже уже в 1268 г. существовало около сотни ремесленных корпораций. А ярмарки в Шампани, продолжавшиеся почти круглый год, стали общеевропейским торжищем.

Коммунальные революции были поддержаны королевской властью. Их результатом стало упорядочение обязанностей и размеров штрафов, которые теперь строго фиксировались. Произошла отмена баналитетов. Начавшийся в XIII в. процесс преодоления феодальной раздробленности представлял собой закономерное следствие подъема городов и сельского хозяйства. Централизация проходила через усиление политической власти всех территориальных владык, в том числе и короля, а потом началось расширение королевского домена за счет крупных феодальных владений. Присоединяя крупное феодальное владение, король не переделывал его административной структуры, а только с помощью своих управляющих замещал собой бывшего графа или герцога, перенимая его политические и сеньориальные права. При слабых экономических и административных связях наличие повсеместно королевских чиновников сыграло положительную роль в укреплении власти короля. Королевские суды повсюду приобрели значительный авторитет, королевская золотая монета, благодаря своему хорошему качеству начала вытеснять монеты выпускавшиеся ранее крупными феодалами. Король стал признанным сувереном почти всех городов, которые находились под его покровительством и защитой, уплачивая в казну фиксированный побор.

Судебная, административная и монетная реформы способствовали не только политической централизации, но и умножили доходы казны. Политическая власть короля возрастала параллельно увеличению доходов. В 1369 г. был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога, а с 1439 г. установлен постоянный налог — королевская талья. С этого же времени расширяется использование косвенных на-тогов. В годы царствования Людовика XI с феодальной раздробленностью было покончено навсегда. В своей борьбе за объединение Франции королевская власть опиралась на города. Третье сословие активно вступило на политическую арену в таком сословно-представительном учреждении, как Генеральные штаты (впервые созваны в 1302 г.). При завершении процесса централизации нужда в их созыве отпала. По форме государственного устройства Франция являлась сословно-представительной монархией.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]