Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к вопросам версия 2.0.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
448 Кб
Скачать

4.История философских представлений о пространстве и времени. (Субстанциальная и реляционная концепции).

Пространство – объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая их протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование. Время – объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая длительность и последовательность смены их состояний.

Однако далеко не все философы согласились бы с этими определениями (физики, например, обычно вообще воздерживаются от определений, считая пространство и время первичными (неопределяемыми) понятиями). Например, Августин и Кант считали пространство и время субъективными: Августин считал, что время находится лишь в нашей душе, и нигде больше, а Кант считал пространство и время априорными формами чувственности самого познающего субъекта. Проблема заключается в том, что в нашем опыте представлены не сами пространство и время, а лишь то, чем они заполнены (материальные объекты, события и т.д.). При этом мыслить мир иначе, чем в категориях пространства и времени, невозможно. Поэтому по сей день окончательного представления о том, что такое пространство и время, ни в философии, ни в науке не сложилось.

Основные концепции.

В истории человечества размышления о сущности пространства и времени отразились в двух основных концепциях: субстанциальной и реляционной. Для субстанциальной модели характерно следующее:

  • П. и В. понимаются как абсолютные, самостоятельные сущности;

  • П. и В. не зависят от материи (если попытаться убрать из них все материальные объекты и события, то сами пространство и время останутся и даже не изменятся);

  • П. и В. не зависят друг от друга;

  • П. и В. не зависят от наблюдающего их субъекта;

  • В. равномерно, П. однородно и изотропно.

Наиболее ярко субстанциальная модель представлена Ньютоном, однако ее черты можно обнаружить уже в античности, у Демокрита, Платона и Эпикура.

Черты реляционной модели:

  • П. и В. понимаются как системы отношений;

  • П. и В. связаны с материей (при удалении материи П. и В. тоже исчезнут);

  • П. и В. связаны между собой;

  • П. и В. зависят от наблюдателя.

Несложно догадаться, что реляционная модель наиболее явно высказана Эйнштейном, однако подобные идеи высказывал уже Аристотель, заменявший понятие пространства понятием «место» и, таким образом, считавший пространство системой мест, занимаемых телами. Кроме того, у Аристотеля заметно понимание пространства как неоднородного, т.к. мир у него выглядит как лестница, иерархия. Несложно увидеть черты реляционной модели в представлениях средневековых мыслителей, основанных на неоднородности пространства и относительности времени (например, у Августина). Находят эти черты в учениях Лейбница (пространства не существует, оно является лишь расположением монад относительно наблюдателя) и Гегеля.

5.Проблема развития в философии (метафизика, диалектика, синергетика). Детерминизм и индетерминизм.

Связь есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Существуют многообразные типы и виды связей. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. С точки зрения различных форм движения материи в области неорганической природы существуют механические, физические и химические связи, предполагающие взаимодействия либо через различные поля, либо путем непосредственного контакта. В живой природе существуют более сложные связи - биологические, которые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также их отношениях с внешней средой. В общественной жизни связи еще более усложняются, образуются производственные, распределительные, семейные, межличностные, национальные, государственные и прочие связи. Однако связи существуют не только между предметами в пределах данной формы, но и между всеми ее формами, как бы образуя единый "клубок". Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является специфическая и универсальная категория - развитие. В мире нет ничего окончательно завершенного: все находится в пути к иному. А тот или иной тип связей и взаимодействий образует определенное направление этого пути: откуда и куда. Принцип движения материи как способа ее существования в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам общую идею развития мира.

Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Качание маятника - пример движения, а рост ребенка - пример развития. Развитие - это двойной процесс: в нем старое уходит, а новое приходит, утверждая себя не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в борьбе со старым. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшествующего. Если новое качество превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития, если оно в том или ином отношении уступает старому, то налицо регрессивная тенденция развития. Регресс, также как и прогресс, необратим, т. е. На любой стадии регресса появляется новое качество, не сводимое к предшествующим состояниям. В связи с развитием философии и конкретных наук центр борьбы диалектики и метафизики переместился на интерпретацию принципа развития. Метафизическое мышление проявлялось в виде так называемого плоского эволюционизма и различных концепций "творческой эволюции". Если первый гипертрофирует количественные и постепенные изменения, упуская из вида качественные переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют именно качественные, существенные преобразования, не улавливая их предварительные постепенные количественные процессы. Таким образом для метафизики характерно "шарахание" мысли в крайности, преувеличение какой-либо стороны объекта: устойчивости, повторяемости, относительной самостоятельности и др. Единственным противоядием против метафизики и ее разновидности - догматизма - является диалектика, не терпящая застоя и не налагающая никаких ограничений на познание и его возможности: неудовлетворенность достигнутым - ее стихия, революционная активность - ее суть