Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры по западу(не все).docx
Скачиваний:
288
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
256.07 Кб
Скачать

1.Международные отношения в 1924-1929 гг.: «эра пацифизма» и пацифистской дипломатии.

Пацифизм-идейно-полит течение,стороны которого выступают за поддержание мира не насильственным путем. Принципы:создание системы коллектив.безопасности,международный арбитраж,разоружения. Реализ.эти принципы в полной мере в 20е гг не удвлось. Но попытки решения в духе пацифизма были:

1) Решение русского вопроса-1924- год признания ссср (кроме сша)

2)конструктивное решение герман вопроса,1924-принятие пового репарац плана=> план Даоса. В соответствии с планом Даоса: 1) франция и бельгия должны были эвакуировать свои войска из рурской области 2)план не акцентировал внимание на общей сумме репарац платеже(оставалась прежней),но снижались ежегод.платежи германии. При этом план Даоса установил источники репарац.выплат:а)отчисление от тамож. Пошлин и косвенных налогов б) герман жд передав особому АО, которое брало на себя долгов обяз-ва в размере 11 млрд золотых марок 3) установ междунар контроль за эконом Германии.Германии впервые предоставлен заем.

3)попытки создания системы коллективной безопасности в европе. 1925-Локарнская конференция=>подписание рейнского пакта-это договор,который предусматривает: 1)нерушимость фран-герм и германо-бельгийских границ 2)англия и италия выступили гарантами этой неприкосновенности. 1928- подписание пакта Бриана-Келлага(паневропейский процесс=>СШЕ),упор только на эконом сотруд-во стран,общий рынок товаров,услуг,кап-ов.

Проблема разоружения.1925-специал комиссия по разоружению.1927-всеобщ и полное разоруж,выступил СССР . 1928- идея СССР о частич о пропорцион разоруж.

Новый репарац план-Юнга(1929):1)общая сумма сокращ до 20% 2) германии предостав.возможность самой нести ответ-ть за репарац.платежи,в том числе и отсрочить их. 3) упразд.междунар.контроля за эконом и финансовой системой Германии.

Попытки преодоления конфронтационной логики международных отношении, заложенной в Версальскои системе, предпринимались под эгидой Лиги наций уже в 1922—1923 гг. Так, XIV резолюция, принятая Ас-самблеей Лиги наций в сентябре 1922 г., предусматривала заключе¬ние между странами — членами Лиги наций договора о коллективной безопасности. В развитие этой идеи в 1923 г. предметом обсужде¬ния стал проект договора о взаимной помощи. Однако возникли острые противоречия относительно механизмов и условий отпора потенциальному агрессору и оказания участниками договора вза-имной помощи друг другу. Лишь после Рурского кризиса и прихо¬да в 1924 г. во Франции и Великобритании к власти новых полити¬ческих сил ситуация начала кардинально меняться.

Премьер-министр Франции Э. Эррио сформулировал пацифи-стские принципы мировой политики, которые должны были стать основой деятельности Лиги наций. Пацифизм рассматривался как глобальная, всеобъемлющая система международных отношений, основанная на равноправии всех стран и отказе от насилия как сред-ства политики. Под эгидой Лиги наций должна была быть сформи-рована система коллективной безопасности, международного арбит-ража, обеспечен эффективный механизм разоружения. В развитие этих идей был подготовлен Женевский протокол о мирном разреше¬нии международных споров. Согласно этому Протоколу, все госу¬дарства обязывались передать спорные вопросы Постоянному орга¬ну (Court) Международного Суда. Любое государство, отказываю¬щееся от такого арбитража, по самому этому факту рассматривалось бы как агрессор, и Совет Лиги наделялся правом налагать на это го¬сударство соответствующие санкции в случае одобрения большин¬ством в 2/3 голосов. Однако в ходе переговоров 1924—1925 гг. про¬ект договора о взаимной помощи и протокол о мирном разрешении международных споров были отвергнуты британской дипломатией. Правительство Великобритании рассматривало пацифистскую по-литику как создание системы равновесия и «разумного баланса сил» в Европе, но не глобального арбитражного механизма, усиливающе¬го влияние наднациональных международных структур.

Первыми шагами на пути урегулирования спорных проблем, унас¬ледованных от Версальской системы, и создания системы равновесия в Европе стало решение «русского» и «германского вопросов». В 1924 г. началась «полоса признания» СССР. Первым официальные дипло¬матические отношения с Советским Союзом установило британское лейбористское правительство Р. Макдональда. Тогда же диплома¬тические отношения с СССР установили Италия, Норвегия, Греция, Австрия, Швеция, чуть позднее — Дания и Франция. Важное значе¬ние имело расширение взаимоотношений СССР с неевропейскими странами — Мексикой, Китаем. Первым арабским государством, ус¬тановившим официальные дипломатические отношения с СССР, стал Хиджас (с 1932 г. Объединенное королевство Хиджаса и не¬которых других областей стало называться Саудовской Аравией). В 1925 г. эпоха дипломатической изоляции социалистического го¬сударства завершалась установлением дипломатических отношений СССР с Японией и США. Вслед за прорывом на «дипломатическом фронте» последовало значительное расширение взаимовыгодных экономических связей СССР с зарубежными странами. В то же вре¬мя вплоть до первой половины 30-х годов. СССР не играл существен¬ной роли в развитии системы международных отношений, в том чис¬ле не был принят в Лигу наций.

Поворот к конструктивному диалогу по «германскому вопросу» был связан с окончанием рурского кризиса и формированием меж-дународной комиссии под руководством американского экономис¬та Ч. Дауэса, призванной выработать комплекс мер по стабилиза¬ции экономического положения Германии. На Лондонской конфе¬ренции, состоявшейся в июле—августе 1924 г., был принят так называемый «план Дауэса». В соответствии с ним Франция вынуж¬дена была окончательно вывести свои воинские подразделения из Рурского бассейна, снять экономические санкции с Рейнской об¬ласти и взять на себя обязательства более никогда не налагать на Германию санкции без единогласного согласия репарационной ко¬миссии. Было также принято решение о создании международного контрольного механизма для проведения стабилизационных меро¬приятий в финансовой системе Германии, предоставлении Герма¬нии международного займа (800 млн марок). Более четко опреде¬лялись источники репарационных выплат — преимущественно высокие косвенные налоги на предметы широкого потребления и, в значительно меньшей степени, на прибыли железных дорог и про-мышленности. Сумма ежегодных репарационных выплат значи¬тельно снижалась (без изменения общей суммы).

Важным шагом по формированию новой системы коллективной безопасности в Европе стало подписание комплекса Локарнских договоров в 1925 г. По условиям Рейнского гарантийного пакта Франция, Бельгия, Германия признавали нерушимость послевоен¬ных границ, установленных Версальским мирным договором, и бра¬ли на себя гарантии неприкосновенности германо-бельгийской и германо-французской границ. Положения, касающиеся Рейнской области, гарантировались Великобританией и Италией, которые обязывались противодействовать любой стране, попытавшейся на-рушить статус демилитаризованной зоны Рейнской области. При этом Локарнские договоры оставляли «открытым» вопрос о вос¬точных границах Германии (прежде всего с Польшей и Чехослова¬кией, в состав которых отошли территории с компактно прожива¬ющим немецким населением). Германия подписала соглашения о том, что все территориальные вопросы будут решаться в системе международного арбитража с участием Франции, Бельгии, Польши и Чехословакии. Тем самым участники конференции косвенно при¬знали право немецкой нации на объединение, но попытались пере¬вести решение этого вопроса в правовое русло. В Локарно было принято и решение о вступлении Германии в Лигу наций.

Многие участники Локарнской конференции рассматривали ее как начало реальной политической консолидации европейского континента. Большую роль в подготовке конференции сыграли сто-ронники паневропейского движения, в том числе первый извест¬ный идеолог паневропеизма австриец граф Кудерхове-Калерги. Именно ему принадлежит первенство в развернутом идеологичес¬ком обосновании проекта объединения стран Европы с единую по-литическую «унию от Португалии до Польши». Куденхове-Калер-ги исходил из признания того, что пришел конец исторической эпо¬хе превосходства Европы. Более того, утверждал он, пришел конец господства самой белой расы. Но упадок Европы должен и может быть остановлен, чтобы предотвратить превращение континента в объект игры мировой политики. Европа, по мнению Куденхове-Калерги, «распространилась» по всему миру, что привело к возник¬новению нескольких новых «глобальных властных полей» с кор¬нями в одной и той же культуре. Однако, вопреки этому успеху в культурной сфере, Европа в качестве политического единого цело¬го не существует. Под «Пан-Европой» Куденхове-Калерги как раз и подразумевал обновленный и самостоятельный европейский союз, способный противостоять другим геополитическим полюсам — Америке, России, Британской империи и Восточной Азии.

Идеи Кудерхове-Калерги оказались исключительно своевремен¬ны. В поддержку паневропейской идеи высказались ведущие фран¬цузские политики Э.Эррио и А.Бриан. В январе 1925 г. Эррио выс¬тупил с речью, в которой он сформулировал идею «Соединенных Штатов Европы», региональной международной организации под эгидой Лиги наций. Успех Локарнской конференции дал возмож¬ность приступить к реализации этой идеи. В 1926 г. в Вене под руко¬водством А. Бриана состоялся первый Паневропейский конгресс. В его работе приняли участие такие известные в тот период полити¬ческие и общественные деятели, как Э.Эррио, Л.Блюм, Э.Даладье и П.Бонкур (Франция), Я. Шахт, К. Вирт, А. Эйнштейн, Т. и Г. Манны (Германия), Ф.Ноэль-Блокер (Великобритания), З.Фрейд (Авст¬рия) и др. Делегаты конгресса заявили о необходимости расшире¬ния экономического, таможенного, военного сотрудничества евро¬пейских стран при сохранении их государственного суверенитета. По аналогии с Лигой наций был образован Паневропейский союз с межгосударственными структурами: Федеральным Советом, Фе¬деральным Судом, Федеральной Ассамблеей. Однако форсировать складывание такой широкой общеевропейской системы не удалось.

Прологом к новому этапу паневропейского движения стало под-писание в 1928 г. так называемого пакта Бриана—Келлога (по име¬ни инициаторов — А. Бриана и государственного секретаря США Ф. Келлога). Он содержал важные международно-правовые нор¬мы, провозглашающие отказ от войны как средства урегулирова¬ния международных споров и необходимость разрешения любых споров мирными средствами. В разное время к пакту присоедини¬лись еще 48 государств, в том числе США, Франция, Великобри¬тания, Германия, Япония, СССР. Развивая этот успех, Бриан об¬ратился в сентябре 1929 г. к X сессии Ассамблеи Лиги наций с Меморандумом об основных принципах паневропейского процесса. Бриан рассматривал создание паневропейской системы как важней¬шее условие «для установления мира, ликвидации того анархичес¬кого состояния межгосударственных связей в Европе, при которых сохраняется возможность возникновения конфликтов». В отличие от первоначальных проектов акценты теперь переносились на эко¬номическое сотрудничество, Бриан выдвинул идею «общего рын¬ка» — системы тесного таможенного, финансового и производствен¬ного сотрудничества европейских стран. В развитие этих идей впоследствии был разработан проект «пакта об экономическом не¬нападении», представлявшем собой своеобразный вариант пацифи¬стской политики в области экономического развития. Однако пан-европейские идеи встречали неоднозначную реакцию в странах континента. При полной поддержке проекта со стороны Югосла¬вии, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Греции против выступи¬ли Великобритания, Нидерланды и Бельгия, опасавшиеся утраты «особых отношений» со своими колониями, Германия, связывав¬шая создание паневропейской системы с пересмотром Версальско¬го договора, фашистская Италия, призывавшая к союзу «молодых наций» против «старой Европы».

Второй Паневропейский конгресс, прошедший в Базеле в 1932 г., продемонстрировал необходимость расширения базы движения. Конгресс провозгласил создание Европейской партии, призванной готовить основу для принятия политических решений по созданию Соединенных Штатов Европы. Но этот проект остался на бумаге — континент все более отчетливо раскалывался на противоборству¬ющие группировки. Не увенчалась успехом и попытка Э. Эрио вновь перенести акцент паневропейского движения на проблемы создания системы коллективной безопасности. Посвященная это¬му вопросу Женевская конференция 1932 г. высказалась за созда¬ние «организации мира» в Европе — объединение европейских стран пактами о ненападении и взаимопомощи при нападении, а также предоставление всем участникам этой системы равного во¬енно-правового статуса. Но реализация подобных проектов требо¬вала единодушия со стороны ведущих держав континента. Между тем Европа в условиях глобального экономического кризиса все более явно оказывалась охвачена волной национализма, авторита¬ризма. Активизировались фашистские движения. Вновь резко воз¬росли реваншистские настроения в Германии.

Пытаясь снизить накал подобных настроений, британская и французская дипломатия предприняла в начале 30-х гг. ряд новых шагов по «умиротворению» Германии. В соответствии с разрабо-танным в 1929 г. «планом Юнга», Гаагская конференция 1930 г. приняла решение о сокращении суммы репарационных выплат до 113,9 млрд марок, снижении суммы ежегодных выплат, ликвида¬ции механизмов международного контроля над финансовой систе¬мой Германии. В июне 1930 г. в соответствии с планом Юнга пос¬ледние армейские подразделения союзников досрочно покинули Рейнскую область. На Лозанской конференции 1932 г. было при¬нято решение о полном прекращении репарационных выплат, а в декабре 1932 г. в Женеве страны-участницы локарнских договоров подписали декларацию о признании равноправия Германии в во-енно-политических правах. Однако все эти меры оказались уже несвоевременны. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 г. коренным образом изменил ситуацию на международной арене.

2.Победа СДПГ на выборах в ФРГ в 1969 г. Внутренняя и внешняя политика в «социал-либеральную эру» (1969-1982 гг). Вилли Брандт и «новая восточная политика». Приход в 1969 г. на пост федерального канцлера ФРГ лидера социал-демократической партии Германии Вилли Брандта, который возглавил коалиционное правительство и объявил «новую восточную политику» ФРГ, было поворотным моментом от политики «презрительного игнорирования Востока» Аденауэр к более реалистической внешней политики — установление нормальных отношений с Советским Союзом и восточными соседями. Но главное — «новая восточная политика» Брандта способствовала заметному улучшению международных отношений и разрядке в Европе. Сторонником советской системы Брандт никогда не был и не способствовал советским попыткам сделать Германию коммунистической, силе и немецким нацизмом заражен не был. Возглавив правительство ФРГ Брандт перешел от политики «непризнания» к установлению нормальных отношений с СССР и другими соцстранах. Это было прежде всего в пользу ФРГ, поскольку аденауэровская политика «непризнание», не имея под собой никаких реалий, настораживала восточных соседей Германии, в первую очередь Польшу и Чехословакии, поскольку создавала вид немецкого реваншизма и усиливала чувство необходимости для этих государств опираться на Москву. А советской пропаганде это давало основание обвинять ФРГ в реваншизме. Скоро после прихода к власти правительство Брандта начало переговоры с СССР и 7 августа 1970г. в Москве был подписан договор, который реализовал «новую восточную политику» правительства Брандта. Московский Договор отражал реалии того времени, констатировал, что «мир в Европе можно сберечь лишь в том случае, если никто не будет посягать на современные границы». Говорилось об отказе от территориальных претензиях и попытках решать споры мирным путем. Согласованная советниками делегаций СССР и ФРГ «Договоренность о намерениях сторон» предусматривала обязательства ФРГ уважать государственную целостность и самостоятельность ГДР и заключить с ней межгосударственный договор. В следующем предусматривалось заключение аналогичных договоров с Польшей и Чехословакией, а также с Венгрией и Болгарией. Предусматривался также одновременное вступление ФРГ и ГДР в 00Н. Последнее состоялось 18 сентября 1973 года. Это была полная смена причудливой политики Аденауэра «непризнания» на политику признания тогдашних реалий, что серьезно способствовало смягчению международной напряженности в Европе и улучшению всего международного климата. Закреплен этот процесс был подписанием еще ряда важных договоров. 7 декабря 1970 в Варшаве был подписан Договор между ФРГ и Польшей о нормализации отношений между двумя государствами. Он подтверждал существующие между этими государствами границы, что было очень важно, поскольку снимало претензии Аденауэра на пересмотр результатов войны. С сентября 1971 г. между СССР, Великобританией и Францией было парафировано Четырехстороннее соглашение относительно юридического статуса Западного Берлина. Согласно ему западные государства сохраняли право держать в Западном Берлине свои воинские контингенты и использовать транспортные пути, связывающие ФРГ с Западным Берлином. Однако Западный Берлин не признавался составной частью ФРГ, хотя ФРГ имела право представлять интересы населения Западного Берлина за границей. Соглашение вступило в силу 3 июня 1972 года. Далее была достигнута нормализация отношений между ФРГ и ГДР. 21 декабря 1971 года стороны подписали Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР. ФРГ наконец отказалась претендовать на статус единственной легитимной Германской державы и устанавливала с ГДР нормальные отношения. Чтобы смягчить Брандту критику со стороны пронацистских кругов, предусматривалось, что стороны обменяются НЕ посольствами, а «постоянными представительствами». Неограниченная по сроку договоренность вступила в силу 21 июня 1973. Выше изложенное означало, что побежденная во Второй мировой войне Германия наконец отказывалась от беспрецедентных требований диктовать главным державам-победительницам — Советскому Союзу условия послевоенного устройства. 11 декабря 1973г. в Праге был подписан Договор между ФРГ и Чехословакией о нормализации отношений между двумя государствами. Поскольку чехословацкая Судетская область по Мюнхенскому договору от 30 сентября 1938 г. была захвачена гитлеровской Германией и вошла в ее состав, а после захвата Германией 15 марта 1939 года вся Чехия вошла в рейх, то это давало возможность Чехословакии и ее гражданам на основе этих актов претендовать на компенсации со стороны Германии, что обостряло бы отношения между двумя государствами. Чтобы этого не было, в договоре указывалось, что договор не дает оснований для материальных претензий к ФРГ со стороны СССР. Что, конечно, нельзя было считать справедливым. 21 декабря 1973 ФРГ заключила договоры о нормализации отношений с Венгрией и Болгарией. Поскольку отношения ФРГ с Югославией и Румынией были нормализованы еще до 1970 г., то таким образом ФРГ нормализовала свои отношения со всеми соцдержавамы Европы. Это был важный вклад в европейскую разрядку, и заслуга в этом, несомненно, принадлежала Вилли Брандту. 7 мая 1974 Брандту пришлось уйти в добровольную отставку с поста федерального канцлера. Влиятельные правые пронацистские силы в ФРГ, недовольные «снисходительной» политикой своего канцлера относительно победителей, воспользовались мелочным событием, чтобы избавиться от Брандта — разоблачением в ближайшем окружении канцлера агента спецслужб ГДР. Они все еще пытались не признавать результатов войны, распространить свое влияние на всю Германию путем давления, политикой «непризнание». Однако произошло восстановление единого немецкого государства по совершенно другим причинам — по причине распада соцсистемы в Европе.

Билет 10