Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
геополитка целиком.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
966.66 Кб
Скачать

9.1.4. Геополитические теории современных американских геополитиков.

Мортон Каплан – современный американский специалист по теории международных отношений и мировых политических систем, политолог и геополитик в книге «Система и процесс в международной политике» (1957) предложил шесть идеальных моделей международных систем:

  • система «баланса сил»;

  • гибкая биполярная система;

  • жесткая биполярная система;

  • универсальная система;

  • иерархическая система;

  • система «вето».

Иммануил Валлерстайн (р. 1930) – известный современный американский социолог, макроэкономист и геополитик в своем основном труде – «Современная мир-система» - разработал оригинальную теорию мировых систем, носящую геополитический характер. Глобальная экономическая система или мир-система может быть трех типов.

  1. Мир-империя, состоящий из нескольких локальных культур, присоединенных путем завоевания.

  2. Мир-экономика, который составляют независимые государства-нации.

  3. Мир-социализм.

Мир-экономика имеет трехуровневую структуру. В ее центре, или ядре, находятся высокоразвитые государства, доминирующие в экономических отношениях, извлекающие дополнительные прибыли из всемирного разделения труда, определяющие мировую политику. Периферию мир-экономики составляют страны, поставляющие сырье странам ядра и поэтому экономически и политически зависимые от последних. Страны периферии управляются слабыми коррумпированными правительствами. Полупериферийные страны мир-экономики занимают промежуточное положение между государствами ядра и периферии. Они производят менее технологичную продукцию и зависимы от высоких технологий стран ядра, но используют свои преимущества при торговле со странами периферии.

Пол Джонсон – известный американский публицист, историк и геополитик отвергает привычный стереотип деления человечества на первый, второй и третий миры и считает возможным и необходимым распространить западные стандарты на второй и третий миры, поднять их до уровня первого.

В этой концепции сходятся и нивелируются противоречия между геополитиками-атлантистами и геополитиками-мондиалистами. Эта конвергенция атлантизма и мондиализма, американизма и европеизма – характерная черта современной американской геополитики. Достичь этой конвергенции стандартов возможно путем укрепления семи опор (столпов) единого плато единого мира. Суть их в следующем.

  1. Укрепление, усовершенствование ООН.

  2. Превращение ООН в инструмент мировой стабильности.

  3. Изгнание из мышления человечества «утопических идеологий».

  4. Решение проблемы политической нестабильности слаборазвитых стран, которая была вызвана не колониализмом, быстрым ростом населения или недостатком кредитов, а плохим государственным управлением – некомпетентностью и коррупцией. Это возможно на путях опеки передовыми государствами проблемных стран.

  5. Формирование «торговых блоков» государств с конечной целью объединения их в единый рынок.

  6. Преодоление «провала в образовании», причем пример и метод для этого следует искать на Востоке.

  7. Более полное и эффективное использование имеющихся ресурсов.

Даниэл Додни – современный американский политолог-международник, геополитик в развитии геополитического мышления выделяет пять групп геополитических идей.

  1. Примитивный политический натурализм, основание которому положено трудами древнегреческих философов и географов, ученых Нового времени Ж. Бодена и Ш. Монтескье, географами и геополитиками XIX в. Политические натуралисты видят фундаментальные различия человеческих обществ как результат воздействия географической среды, в первую очередь климата, ландшафта, географического положения (в том числе по отношению к морю), обрабатываемой земли. «Натуралисты», или «физиократы», как называет их Д. Додни, не ограничиваются политическими аспектом своей теории, а включают в нее культурные, экономические, антропологические, социологические, психологические факторы.

  2. Немецкая геополитика. Д. Додни формулирует шесть ее характеристик. Во-первых, первичной категорией анализа выступает государство, которое определяется как живой организм. Во-вторых, жизнь государств зависит и определяется территорией, что выдвигает на первое место в геополитическом анализе географию. В-третьих, взаимодействие государств-организмов носит конкурентный характер, что делает войну нормальным явлением. В-четвертых, в экономическом отношении государства стремятся к автаркии, т.е. экономической замкнутости в собственных завоеванных пространствах. В-пятых, государства живут по естественным закономерностям роста, их нельзя судить по критериям абстрактного закона или человеческой морали. В-шестых, наиболее перспективным с точки зрения естественного роста государств является создание империй.

  3. Реалистическая теория международных отношений. Это направление противостоит идеалистической теории и означает в широком смысле силовую политику между государствами, а в узком – силовую конкуренцию между ведущими державами в периферийных регионах. Именно так понимают термин «геополитика» политологи и политики в США, когда хотят подчеркнуть «реалистическую» сторону международных отношений, определяемую исключительно соотношением сил между взаимодействующими акторами.

  4. Политическая география – одна из дисциплин академической географии, которая изучает пространственные аспекты политики. Это объективная и идеологически нейтральная дисциплина в отличие от геополитики, которая не раз в своей истории грешила пристрастностью к определенным интересам.

  5. Классическая глобальная геополитика. Под ней Д. Додни понимает совокупность теорий, охватывающих всемирные политические процессы, разворачивающиеся на всем геопространстве Земного шара. В число глобальных геополитиков он включает А. Мэхэна, Х. Маккиндера, К. Хаусхофера, Ф. Ратцеля, Н. Спикмена, Видаля де ла Бланша и др. Глобальные геополитики исходили в своих концепциях из того, что глобальная эра будет характеризоваться более «закрытой» мировой политической системой, большими по величине взаимодействующими элементами, более напряженным соперничеством между ними. Они предрекли гибель Британской империи и выход на международную арену новых сверхгигантов – США и СССР. Большинство из них утверждало преимущество либеральных форм правления и конечную победу либеральной демократии в мире.

Алекс Баттлер – современный канадский политолог и геополитик разделяет геоэкономическую и геостратегическую структуры мира.

Геоэкономическая структура определяется экономическим «весом», или потенциалом, государств, который выражается через соотношение ВНП/ВВП (валовый национальный продукт/валовый внутренний продукт). Государство, образующее глобальный или региональный полюс в геоэкономическом пространстве, должно превосходить по экономической мощи следующее за ним государство в два раза.

Геостратегическую структуру современного мира он определяет через категорию «центр силы». Центр силы – это актор, имеющий возможность подчинить деятельность других акторов в соответствии со своими национальными интересами. Для этого его внешнеполитический потенциал (ВПП) должен превосходить ВПП конкурента как минимум в четыре раза.

А. Баттлер делит мир на три группы стран.

  1. Первый мир (или развитые страны), который состоит из трех зон: Северная Америка, Западная Европа и Япония.

  2. Второй мир (или среднеразвитые страны) – страны СНГ, Восточной Европы, Балтии, Китай и Индия. Их специфика – проведение реформ с целью перехода от социализма или госкапитализма к западным моделям капитализма.

  3. Третий мир – развивающиеся страны Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Азии (за исключением Южной Кореи, Тайваня, Китая) и Южной Азии (за исключением Индии). Для них характерен низкий уровень социально-экономического развития. Они – объекты, а не субъекты мировой политики.

Нынешний мир с точки зрения А. Баттлера однополярен, но циклическая закономерность заключается в том, что однополярная структура переходит в многополярную, а та, в свою очередь, порождает биполярную, которая вновь переходит в однополярную, и т.д. То же происходит и в структуре центров силы, которая меняется по схожей закономерности: один центр силы – много центров силы – два центра силы. Эти закономерности А. Баттлер называет законом мощи (или законом полюса) и законом центра силы (или законом силы).

Джон Гэддис в 1982г предложил понятие «Геополитический кодекс»

Геополитический кодекс – оперативный свод законов, состоящий из набора политико-географических предположений, которые лежат в основе внешней политики страны. Набор стратегических предположений, которые правительство составляло о других государствах при формировании своей внешней политики. Кодекс включал в себя: 1. Идентификацию внешних угроз интересам. 2. Планирование реагирование на такие угрозы. 3. Обоснование такого реагирования. Геополитические кодексы бывают 3-х уровней: 1. местные 2. региональные 3. глобальные (мировые). В 1945г. в США существовал кодекс единого мира, автором которого был Джордж Кеннан. Провозглашал мирное сосуществование 2-х систем (социалистической и капиталистической).

Определил в мире 5 центров власти: - США - Великобритания - Германия - Япония - СССР.