Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Темы по гериатрии 2012 1.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
778.75 Кб
Скачать

Проблема падения

Пожилые люди особенно подвержены несчастным случаям. У них часто встречается нарушение подвижности, включая ограниченные движения, боль в суставах, мышечную слабость и остеопороз. У пожилых людей также наблюдаются сенсорные изменения, которые могут влиять на подвижность. Ожирение - проблема, которой страдают 35% женщин и 15% мужчин старше 65 лет, также приводит к ограничению подвижности. Среди пациентов, не утративших способность к перемещению, риск падения составляет у женщин 54,7-78,9%. у мужчин -28,5-66,6%. Двигательные и сенсорные нару­шения наблюдаются у женщин - 52,4-63,1% и у мужчин - 24.5-66,6%. Риск падения возрастает при нахождении в стационарах, поскольку лечебные учреждения не имеют поручней безопасности в коридорах, туалетах, ванных, при мытье полов в помеще­нии ЛПУ не выставляется знак "опасность", персонал, как правило, недостаточно владеет техникой поддержки (удерживания) пациента при пе­ремещении, кровати не имеют поручней.

Следует ожидать, что человек будет оказывать внутреннее сопротивление и выражать негодование при обсуждении мер безопасности. Как и у всех, у пожилых людей уже сформированы определенные привычки и модели поведения. У них есть любимые принадлежности и предпочитаемые способы выполнения разных дел, которыми они с удовольствием пользовались в течение многих лет. Так зачем теперь что-то менять? Необходимо обсуждать проблему безопасности при каждом визите, каждый раз добавляя по одному новому аспекту. При общении следует постоянно напоминать, что ваша цель – максимально обеспечить независимую жизнедеятельность и хорошее самочувствие пациента.

Снабдите пожилого человека перечнем необходимых мер предосторожности. Несмотря на то, что этот перечень должен быть приспособлен к определенным условиям жизни человека, информация, представленная в таблице 3.4 может служить руководством:

Таблица 3.4

Мероприятия, уменьшающие риск падения пожилого человека дома.

Лестница

Необходимо, чтобы на всех лестницах были установлены перила, вне зависимости о того, сколько лет человек ходил по этой лестнице не падая. Лестницы должны быть чистыми и хорошо освещенными. На ступеньках могут находиться коврики, при условии, что они вовремя заменяются, когда рвутся. Это поможет избежать попадания каблуком в место, где материал истрепался. Покрасьте верх и низ лестницы в хорошо заметный цвет (например, красный, белый).

Полы

Коврики должны быть плотно прикреплены к полу, снабжены нескользящей внутренней поверхностью или убраны с пола совсем. Края ковровых покрытий должны быть плотно прикреплены к полу. Все шнуры лучше провести вдоль стены и закрепить их на ней, чтобы не спотыкаться. Используйте нескользящее вещество для натирания полов

Освещение

Все коридоры, особенно из ванны в туалет должны быть хорошо освещены ночью и в течение дня. Рядом с кроватью рекомендуется иметь фонарь, и ввести себе в привычку всегда включать его, если надо что-то найти, или при переходе из одной комнаты в другую

Мебель

Не рекомендуется использовать высокие кровати и мебель на колесиках

Кухня

Рекомендуйте использовать нескользящее вещество для натирания полов, и немедленно подтирать любые пятна. Напомните о важности того, что все огонечки на плите, свидетельствующие о том, включена ли или выключена горелка, должны быть хорошо заметны. Как и в остальной части дома, у всех ковриков должна быть резиновая подкладка, чтобы они не скользили; они должны быть крепко прикреплены к полу, или убраны совсем. Если на кухне нужен табурет, то он должен быть устойчивым, и может использоваться лишь в присутствии другого человека.

Ванная

Посоветуйте положить в ванну резиновый коврик, а к стенке прикрепить ручку, за которую можно держаться. Всегда проверяйте температуру воды

Нарушение сна

Жалобы на сон являются одними из самых частых проблем, связанных со старением. Нарушение сна и связанный с этим прием снотворных увеличивают риск падений. Часто расстройства сна усугубляют стресс родственников, осуществляющих уход за пожилым человеком, и являются причиной желания поместить зависимых пожилых людей в дом престарелых.

Проблема нарушений сна у пожилых длительное время оставалась без внимания, несмотря на учащение жалоб на плохой сон и увеличение потребления снотворных. По данным ряда эпидемиологических исследований населения старших возрастных групп (65 лет и старше), до 35% пожилых и стариков обнаруживают проблемы, связанные со сном. Неудовлетворенность сном отмечается у 25% мужчин и 50% женщин пожилого возраста. Более 25% пациентов позднего возраста регулярно или часто употребляют снотворные средства. Нарушение сна выступает одним из факторов в оценке качества жизни пожилых.

Основные проявления нарушений сна у пожилых:

– упорные жалобы на бессонницу;

– постоянные трудности засыпания;

– поверхностный и прерывистый сон;

– наличие ярких, множественных сновидений, нередко тягостного содержания;

– ранние пробуждения;

– ощущение тревожного беспокойства при пробуждениях;

– затруднение или невозможность уснуть вновь;

– отсутствие ощущения отдыха от сна.

Пожилые пациенты с диссомническими расстройствами пробуждаются чаще в первые часы сна, более тревожны, склонны преувеличивать длительность периода засыпания и преуменьшать продолжительность сна.

Основные причины нарушений сна у пожилых и стариков

В позднем возрасте чаще всего признается мультифакторная природа нарушений сна, взаимодействие психосоциальных, медицинских и психогенных факторов в сочетании с органической мозговой дисфункцией. Однако современная систематика нарушений сна предусматривает их подразделение на первичные и вторичные.

К первичным нарушениям сна у пожилых относятся ночной миоклонус, ночное беспокойство ног и ночное апноэ (с задержкой дыхания во сне и последующим пробуждением). Следует отметить, что ночное апноэ вообще более характерно для позднего возраста или учащается с возрастом. Обычно этому предшествует длительный период храпа во сне, а затем присоединяется апноэ. Общеизвестно, что этот синдром наблюдается преимущественно у тучных мужчин во второй половине жизни, однако нередко встречается и у женщин в старости.

Вторичные нарушения сна обусловлены соматическими заболеваниями, неврологическими поражениями, психическими расстройствами, при которых диссомнические расстройства являются симптомом этих заболеваний. Наиболее часто это сердечно–сосудистая патология (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца), когда имеет место ночная артериальная гипертензия, ночные приступы стенокардии. Нередко нарушения сна возникают у больных сердечной недостаточностью при неадекватной терапии этого состояния, причем коррекция терапевтической тактики сердечной недостаточности позволяет регулировать и нарушения сна. Расстройство сна может быть вызвано учащением ночных приступов бронхиальной астмы или обострениями хронической обструктивной болезни легких, различными болевыми синдромами, в пожилом и старческом возрасте чаще всего при полиостеоартрозе. Нарушения сна могут быть симптомом эндокринной патологии (тиреотоксикоз, сахарный диабет). Прерывистый сон обусловлен никтурией у больных доброкачественной гиперплазией предстательной железы. Синдром беспокойных ног, сопровождающийся нарушением засыпания, может быть и вторичным (В12 дефицитная анемия, хроническая почечная недостаточность, диабетическая полинейропатия и др.). Предшествуя засыпанию, тягостные ощущения в голенях и стопах заставляют больных совершать движения ногами или ходить, возобновляются при укладывании в постель и проходят только в достаточно глубоком сне. Для расстройств сна, связанных с соматической патологией, наиболее характерны поверхностный сон и частые пробуждения, а не трудности засыпания. В этих ситуациях первостепенную важность имеет адекватная терапия основного заболевания, а применение препаратов со снотворным действием оправдано только при безуспешности принятых мер и с учетом строгих противопоказаний к назначению психотропных препаратов.

В неврологической практике расстройства сна детально изучены при органических поражениях ЦНС, вовлекающих структуры, обеспечивающие инициацию и поддержание сна, поражениях периферической нервной системы (при вертеброгенных заболеваниях, полинейропатиях и др.), а также при неврогенных астенических состояниях.

Среди всех вторичных нарушений сна в позднем возрасте две трети приходится на психические нарушения и заболевания. Наиболее часто расстройства сна являются симптомом депрессивных состояний различного генеза, как эндогенных, так и невротических, сосудистых. При этом даже неглубокие депрессии (легкой и умеренной степени выраженности), как правило сопровождаются диссомнией. Наблюдаются депрессии, при которых расстройство сна является ведущим и определяет клиническую картину состояния, в то время как собственно депрессивные симптомы выявляются только при тщательном расспросе. Неглубокие депрессии особенно часты в соматической практике, но далеко не всегда диагностируются, зачастую из–за маскированности депрессивных расстройств соматическими жалобами и симптомами или других проявлений атипии.

Депрессивные больные с нарушением сна часто жалуются на бессонницу. При расспросе выявляются как трудности засыпания, так и характерные ранние пробуждения с невозможностью вновь уснуть, тревожное беспокойство при ночном пробуждении, тягостное душевное состояние в ранние утренние часы. Именно депрессивным больным свойственно отсутствие чувства сна, нередко формируется навязчивый страх перед наступлением ночи и бессонницей.

Среди психиатрических ситуаций с нарушениями сна могут быть состояния, когда больные не предъявляют жалобы, однако имеют место выраженные нарушения сна (состояния возбуждения при психозах, маниакальных или гипоманиакальных состояниях, делириозных расстройствах токсического и сосудистого генеза), а также при деменциях позднего возраста. В последнем случае нередко наблюдается инверсия сна с ночным суетливым бодрствованием и дневной сонливостью. Подобная клиническая ситуация особенно трудна и в условиях стационара и при домашнем уходе за дементными больными.

В гериатрической практике особенно важно учитывать возможность ятрогенной бессонницы. По прямому фармакологическому механизму нарушения сна могут вызываться следующими лекарственными препаратами:

– психотропные средства (антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы);

– гипотензивные препараты (клонидин, бета-блокаторы);

– антиаритмические средства;

– бронхолитические препараты (ипратропиум бромид, тербуталин, сальбутамол, теофиллиновые препараты);

– гормональные препараты (глюкокортикоиды, тиреоидные гормоны, прогестерон);

– некоторые антибиотики (хинолоны);

– гиполипидемические средства (статины, фибраты, холестирамин);

– антипаркинсонические препараты (леводопа, селегилин);

– сердечные гликозиды (при их передозировки);

– противоопухолевые препараты;

– противокашлевые средства.

Нарушения сна могут вызвать глазные капли, содержащие альфа-блокаторы, и капли в нос, имеющие в своем составе симпатомиметики. Вследствие непрямого фармакологического механизма могут возникать нарушения сна при приеме диуретиков (в том числе и вследствие страха недержания), антидиабетических средств (полиурия, гипогликемия и др.).

Выявление основной причины бессонницы, а также уточнение особенностей нарушения сна по основным параметрам (время засыпания, продолжительность сна, ночные пробуждения, наличие и характер сновидений, оценка качества сна и качества пробуждения) необходимо не только в диагностических целях, но и немаловажно для выбора методов и средств терапии.

Основные принципы ведения пожилых больных бессоницей:

– выявление причины бессонницы с возможной коррекцией;

– обучение пациентов, рекомендации по оптимизации процесса засыпания;

– медикаментозная терапия.

Первой задачей врача является дифференциальная диагностика нарушений сна у больных пожилого и старческого возраста, уточнение основных проявлений диссомнии и только после этого принятие мер терапевтического вмешательства.

Обучение пациентов, страдающих бессонницей, сводится к следующим рекомендациям:

– необходимость ложиться спать только при наступлении потребности ко сну;

– переход из спальни в другую комнату для чтения при невозможности заснуть после 15–20 минут пребывания в постели и возвращение в спальню при вновь появившейся потребности ко сну. Цель подобного маневра заключается в том, чтобы спальня ассоцировалась именно со сном, а не с бессонницей;

– вставание утром с постели в одно и то же время независимо от продолжительности сна минувшей ночью;

– избегание сна в дневное время или сведение его к минимуму (не более 30 минут при потребности ко сну);

– ограничение пребывания в постели только во время сна;

– отход ко сну в одно и то же время, избегание чрезмерных впечатлений в вечернее время, переедания, тонизирующих напитков и т.п.

Основные принципы медикаментозной терапии бессонницы:

– Наличие показаний к лекарственной терапии бессонницы;

– назначение низких эффективных доз;

– выбор препарата с оптимальными фармакокинетическими свойствами;

– прерывистая терапия (2–3 раза в неделю);

– кратковременное применение лекарственных препаратов (3–4 недели);

– постепенная отмена гипнотиков;

– мониторинг больных во время лечения и после прекращения приема гипнотика.

Медикаментозному лечению подлежат только состояния с длительно существующим нарушением сна. Транзиторные эпизоды диссомнии не требуют лекарственных назначений, также как и физиологические изменения характера сна у пожилых и стариков.

Первичные нарушения сна требуют дифференцированного подхода в лечении. Если при миоклонусе могут быть полезны транквилизаторы, то при апноэ во сне эти препараты не показаны, так как они могут усугубить расстройства дыхания. Некоторый эффект достигается при назначении циклопиролонов (зопиклон, золпидем).

Основные принципы терапевтической коррекции вторичных нарушений сна сводятся к активному и адекватному лечению основного заболевания (соматического, неврологического психического) симптомом которого является нарушение сна, коррекции лекарственной терапии при ятрогенных диссомниях.

Если раньше для лечения депрессивных расстройств традиционно применялась комбинированная терапия антидепрессантами и транквилизаторами, в том числе гипнотиками, то в настоящее время в практику внедрены новейшие антидепрессанты (миртазапин, миансерин), обладающие свойствами улучшения сна и не требующие дополнительного назначения транквилизаторов–гипнотиков.

В случаях ятрогенной диссомнии, естественно, необходимо пересмотреть дозы применяемых препаратов, потенциально ответственных за нарушение сна; полезно маневрирование режимом приема препаратов в течение суток и т.п., то есть желательно сделать все возможное, чтобы обойтись без дополнительных назначений психотропных средств.

При назначении пожилым транквилизаторов, в том числе со снотворным действием, дозы препаратов должны быть снижены в два раза в сравнении с используемыми в молодом и среднем возрасте, а курсы терапии не должны превышать необходимой длительности, прерываться своевременно при достижении эффекта или сменяться приемом лекарств в непостоянном режиме.

Влияние транквилизаторов на когнитивные функции пожилых

В гериатрической практике встает еще один вопрос, а именно о воздействии приема транквилизаторов, в том числе со снотворным действием, на когнитивные функции стареющих пациентов. Известно, что эти лекарственные средства могут снижать концентрацию внимания, а по некоторым данным, и влиять на мнестические способности, ослабляя их. Риск развития когнитивного снижения более актуален при длительном применении неоднократного в течение дня приема транквилизаторов и, как показывает опыт, вряд ли серьезно обоснован при приеме минимальных доз этих препаратов перед сном. Однако при наличии признаков когнитивного снижения с расстройствами концентрации внимания и мнестическими нарушениями назначение транквилизаторов даже только с целью налаживания сна должен быть строго ограничено и во времени, и в используемой дозе, тем более, что у пожилых и стариков с дементирующими заболеваниями и нарушениями сна это не приносит желаемого эффекта.

Нарушения сна у больных деменцией

Специальных терапевтических подходов требуют нарушения сна у больных деменцией позднего возраста (альцгеймеровского типа, сосудистой, сочетанной сосудистоатрофической), а также нарушения сна в клинике делириозных расстройств, чаще всего сосудистого генеза. В этих случаях дементные больные почти никогда сами не жалуются на бессоницу. Пациенты с церебрально–сосудистой патологией нередко сообщают о необыкновенно ярких снах мучительного или фантастического содержания. Следует иметь в виду, что эти проявления могут быть продромом сосудистого делирия, а своевременная коррекция лекарственной терапии может предотвратить развитие спутанности.

У дементных больных расстройства сна обусловлены нарушением суточного ритма в виде инверсии сна с бодрствованием в ночное время и сонливостью днем. Как правило, эти состояния сопровождаются дезориентированностью, беспокойным поведением, суетливостью, «сборами в дорогу», вязанием узлов из постельного белья, извлечением вещей из шкафов и т.п. то есть проявлениями поведенческих расстройств, характерных для деменций позднего возраста. При делириозных состояниях сосудистого генеза психические нарушения нарастают в вечернее время, ночью возникает или усиливается спутанность, больные не спят, двигательно возбуждены, нередко испытывают обманы восприятия (иллюзии, галлюцинации). Эти состояния с выраженными нарушениями сна крайне затрудняют ведение больных в стационаре (как и уход в домашних условиях) и нередко являются причиной стрессогенных расстройств у родственников дементных больных и персонала отделений по уходу. Применение транквилизаторов–гипнотиков и гипнотиков третьего поколения, как правило, малоэффективно у больных с деменцией или спутанностью. Более того, хорошо известен парадоксальный эффект с усилением возбуждения при их использовании. В этих случаях наиболее оправдано лечение малыми дозами нейолептиков. Наилучший эффект и безопасность применения обеспечивается при назначении современных препаратов из группы атипичных антипсихотиков (рисперидон 0,5–1 мг, кветиапин 25–100 мг, оланзапин 2,5–5 мг). При отсутствии возможности их приобретения используется с достаточным эффектом галоперидол в каплях (до 5–10 капель), перициазин в каплях (3–5 капель), тиоридазин 25–50 мг перед сном. Однако эти назначения являются лишь временным дополнением к основной нейротрансмиттерной или вазоактивной терапии.