Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БИРЮКОВ М.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
524.29 Кб
Скачать

Глава 2. Понятие и особенности европейского права

В результате появления европейских сообществ и необходимости адаптации всей экономической жизни и законодательств государств-членов к новым реалиям потребовалось много специалистов, в частности, для более быстрой гармонизации национальных законодательств с коммунитарным правом и работы в сфере правового регулирования деятельности сообществ.

С начала 60-х годов программы обучения на юридических факультетах университетов западных стран стали включать курс "Европейские организации", преподававшийся в рамках международного публичного права. Основной упор в этом курсе делался на изучении институциональной структуры и полномочий сообществ.

С конца 60-х годов во многих западных университетах начали изучать самостоятельные курсы - "коммунитарное право" (от английского - community, французского - communaute ) или "право сообществ." С 1977 г., т.е. 20 лет спустя после подписания Римских договоров, "коммунитарное право" было официально включено в качестве обязательной дисциплины в программы подготовки юристов в западных университетах, и преподаётся в качестве самостоятельного курса параллельно с международным правом7.

Программу и конкретное наименование дисциплины определяют сами университеты, в результате чего единообразие в этом отсутствует. Примеры названий - "Европейское право, "Институциональное коммунитарное право", "Право интеграции" и т. п.

С развитием интеграционных процессов и появлением Европейского союза появилось название "Право Европейского союза".

В российских юридических вузах до определённого времени европейское право не преподавалось. Да и сейчас эта дисциплина ещё не вошла в официально утверждённую

33

обязательную программу подготовки российских правоведов. Важным этапом на пути к признанию данной дисциплины явилось открытие в 1993 г. отделения международного права и права ЕС в Московском Государственном институте международных отношений - МГИМО(У). В 1996 г. в структуре МГИМО(У) был образован Институт европейского права.

В последние годы курс европейского права стал преподаваться на юридических факультетах многих российских вузов. Интересно отметить, что данную дисциплину начали вводить и в программы неюридических высших учебных заведений таких, например, как Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Московский Государственный лингвистический университет, Московский государственный социальный университет и др. Это говорит о том. что сегодня в знании европейского права нуждаются многие из тех, кто вовлечён в отношения с Европейским союзом и кто хочет знать систему существующего в его рамках права.

Ещё рано утверждать, что в российской теории и практике уже утвердилось единое наименование - "европейское право" для обозначения этой новой системы права, учебной дисциплины и юридической науки. Этот термин ещё не стал общеупотребительным, но получает всё более широкое распространение как в иностранной, так и в отечественной специальной литературе. Подтверждением тому, в частности, является недавно изданная книга академика Б.Н. Топорнина, названная "Европейское право", а также фундаментальный учебник для вузов под тем же названием, подготовленный Институтом европейского права МГИМО(У) под ред. Л.М. Энтина. В России начинают появляться исследования по отдельным отраслям европейского права, например, "Европейское налоговое право" Толстопятенко Г.П., (М., 2001 г.) В МГИМО (У) недавно защищена кандидатская диссертация "Европейское таможенное право".

В настоящем пособии термин "европейское право" используется для обозначения совокупности правовых норм,

34

регулирующих взаимоотношения, складывающиеся в рамках европейских интеграционных объединений, таких, как европейские сообщества, Европейский союз и в определённой степени, Совет Европы. Именно в этом смысле термин "европейское право" получает всё более широкое распространение в отечественных научных изданиях.

Система норм, созданных в трёх сообществах, образует общее право сообществ и является стержнем и основой европейского права. Этим объясняется то, что в специальной литературе для обозначения европейского права используются также термины "право европейских сообществ" или даже "право Европейского сообщества". В последнем случае подразумевается, что рассматриваемая нами правовая система зафиксирована, прежде всего, в Договоре о Европейском Сообществе, либо термин "Европейское Сообщество" в данном случае используется как собирательный, а не просто для обозначения одного из трёх (ныне двух) объединений. Очевидно, что лингвистически и юридически точнее говорить о праве сообществ, а не о праве Сообщества.

Как выше указывалось, для обозначения новой системы права и учебной дисциплины встречается в литературе и термин "право Европейского союза". Выше отмечалось также, что Союз образуют, прежде всего, европейские сообщества, которые называют его "первой опорой". Понятие Союза включает также "вторую опору", т.е. общую внешнюю политику и политику безопасности, и "третью опору" - сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере.

Нормы права европейских сообществ ("первой опоры") содержатся в учредительных договорах, а также создаются институтами самих сообществ. Эти нормы имеют прямое действие не только для государств-членов, но и для физических и юридических лиц, проживающих в государствах-членах, и обеспечены судебной (юрисдикционной) защитой.

Напротив, сотрудничество в рамках "второй и третьей опор" в основном осуществляется на международно-правовой основе. То есть термин "право Европейского союза" шире понятия

35

"права европейских сообществ", поскольку он дополняет последнее сотрудничеством государств-членов в сфере политики, юстиции и внутренних дел. Акты, принимаемые в рамках "второй и третьей опоры", не имеют прямого действия и не обеспечены юрисдикционной защитой со стороны находящегося в Люксембурге Суда. Видимо поэтому, несмотря на образование Европейского союза, его судебный орган сохранил прежнее название Суда европейских сообществ. Это означает, что Суд не вмешивается в ту часть компетенции Европейского союза, которая относится к его второй и третьей опорам, и под его юрисдикцию (т.е. право на рассмотрение и разрешение дел) подпадает только право сообществ.

Право сообществ - это первая составляющая европейского права. Общая внешняя политика и политика безопасности, а также сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере -вторая составляющая. Третьей составляющей являются положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., подписанной в рамках Совета Европы.

Иначе говоря, европейское право включает право европейских сообществ или коммунитарное право, право Европейского союза (нормы и установления, не входящие в право сообществ) и основные права и свободы человека, как они изложены в вышеупомянутой Конвенции. Именно в этом значении термин "европейское право" используется в настоящем пособии.

Европейское право представляет собой особую самостоятельную правовую систему, существующую наряду с национальными правовыми системами и международным правом. Оно образует новую правовую реальность, сочетающую элементы, свойственные национальным системам права и международно-правовой системе, что и порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы.

Сложность внутренней структуры европейского права порождает специфику решения вопроса о правосубъектности применительно к отдельным слагаемым данной системы права. В том, что касается права европейских сообществ, его субъектами

36

выступают физические и юридические лица, государства - члены и институты, представляющие сообщества как юридические лица.

Субъектами правоотношений, возникающих в рамках второй и третьей опор Союза, выступают по общему правилу, лишь государства-члены и институты Союза. Вместе с тем даже в этих областях по мере и в пределах их коммунитаризации (перенесения, включения в компетенцию сообществ) возможно распространение качеств правосубъектности на физических и юридических лиц. Примером тому является коммунитаризация Шенгенских соглашений, предусмотренная Амстердамским договором. Данным договором Шенгенские соглашения и основанный на них комплекс юридических норм, бывшие до того момента компонентом международного права (визовая, иммиграционная политика, политика в области предоставления убежища и др.), были перенесены в сферу деятельности Европейского сообщества. Тем самым деятельность государств -членов и органов Союза в рамках "третьей опоры" сузилась и концентрируется отныне только на борьбе с криминальными деяниями, с преступностью.

Наконец, в том, что касается применения норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, то её защитой пользуются все лица, физические и юридические, находящиеся под юрисдикцией любого из государств-членов. Соответственно субъектами правоотношений, возникающих в связи с защитой прав человека, выступают в первую очередь физические и юридические лица. Стороной в правоотношении является также государство.

Нормы европейского права создаются в результате взаимосогласования воль государств-членов и нормотворческой деятельности институтов Союза. Их легитимность возможна лишь при условии, что они полностью соответствуют основным принципам права, которыми выступают права и свободы, зафиксированные в Европейской конвенции 1950 г., принципы правового государства и демократические основы и принципы, составляющие общее конституционное достояние государств -

37

членов Союза. Противоречие общим принципам права делает любой нормативно-правовой акт Союза не имеющим юридической силы.

Европейское право как система не является столь всеобъемлющей, как национальная система права. Сфера ведения европейских сообществ устанавливает пределы применения норм европейского права. В то же время оно включает ряд отраслей, отчасти схожих с аналогичными отраслями, существующими обычно в рамках национальных правовых систем: конституционное, административное, таможенное, финансовое и другие отрасли права.

В европейском праве это институциональное, таможенное, налоговое, банковское, экономическое, торговое право, право конкуренции и ряд других.

Европейское право, и в этом безусловно его специфика, порождено и является результатом как межнационального сотрудничества, так и наднационального правотворчества. Данная система права выступает как симбиоз межнационального и наднационального начала, в котором доминирует последнее. В то же время применительно к сфере внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел преобладающим остаётся метод традиционного международно-правового регулирования.

С точки зрения условий, порядка формирования и иерархии норм европейского права все они подразделяются на три группы: нормы первичного (или основополагающего) права, нормы производного (вторичного) права и нормы дополнительного права.

Под первичным правом понимаются нормы, закреплённые в учредительных договорах об образовании европейских сообществ и Европейского союза. Главная отличительная особенность учредительных договоров состоит в том, что они непосредственно порождают права и обязанности не только для государств-членов, но и для физических и юридических лиц указанных государств. Нормы первичного права обладают

38

верховенством по отношению к нормам вторичного и дополнительного права. Суд ЕС, в частности, в своём заключении от 14 декабря 1991 г. квалифицировал учредительные акты как конституционную хартию, сравнимую с основным законом (конституцией) государства.

Производное или вторичное право образуют те правовые нормы, которые издаются в качестве юридически обязательных предписаний институтами Европейского союза. При этом данные нормы обязательны для государств-членов, а также для физических и юридических лиц. Именно нормы вторичного права обеспечивают реальное функционирование европейских сообществ, институтов Европейского союза и достижение целей и задач, стоящих перед ними. Вторичное право включает основной массив норм европейского права. Главные их особенности -верховенство по отношению к национальным правовым установлениям, прямое действие, интегрированность в национальное право и обеспеченность судебной защитой.

Дополнительное право составляют нормы, содержащиеся в соглашениях, заключаемых государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в учредительных договорах. Это соглашения о предоставлении национального режима, устранении двойного налогообложения и др. Международно-правовая природа таких актов очевидна. Такие соглашения являются, как правило, закрытыми (т.е. их участниками могут быть только государства - члены ЕС) и содержат оговорку, подчиняющую их юрисдикции Суда ЕС. Примеры подобных соглашений: Неаполитанская конвенция 1967 г. о сотрудничестве таможенных служб, Римская конвенция 1980 г. о законе, применимом к контрактным обязательствам, Конвенция об устранении двойного налогообложения от 23 июля 1990 г. и др. Соглашения, оформляющие сотрудничество в новых областях - внешней политике и безопасности, уголовно-правовой сфере, также относятся к дополнительному праву.

39

Европейское право и национальное право

Европейское право тесно и непосредственно взаимосвязано с национальными правовыми системами государств-членов и международным правом. Так, защита прав и интересов частных лиц, порождаемых правом ЕС, обеспечивается, прежде всего, национальными судебными учреждениями государств-членов. Взаимоотношения права сообществ и национального права государств-членов характеризуются четырьмя важными принципами: верховенством права сообществ по отношению к праву государств-членов, прямым действием права сообществ, интегрированностью норм права сообществ в национальные системы, юрисдикционной защитой права сообществ судебными учреждениями сообществ и государств-членов.

Верховенство (преимущественная юридическая сила, главенство) права сообществ означает, что в случае коллизии (противоречия, столкновения) нормы национального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя. Именно она и подлежит применению национальной администрацией и судами. Принцип верховенства права ЕС в значительной степени основывается на практике Суда ЕС, который исходит из того, что, создавая сообщества (или вступая в них), государства добровольно передают им определённые суверенные права, а, следовательно, и верховенство в определённых областях. При этом все разночтения национальной конституции и учредительных актов должны быть устранены до ратификации и вступления учредительных актов в силу. Так, например, поступал целый ряд государств (ФРГ, Франция, Ирландия и др.) в преддверии ратификации Маастрихтского договора.

Принцип прямого действия проявляется в непосредственной и обязательной применимости норм учредительных договоров (за исключением "второй и третьей опор"), а также нормативно-правовых актов сообществ национальной администрацией и национальными судами. Такими актами являются регламенты, директивы и решения сообществ.

40

Принцип интеграции предполагает интегрированность, инкорпорацию норм права сообществ в национальные системы права всех государств-членов. Это означает, что право сообществ действует и применяется на территории государств-членов на тех же условиях, что и национальное право.

Юрисдикционная (судебная) защищённость в данном случае означает, что не только судебные учреждения сообществ, но и национальные суды государств-членов обязаны обеспечить применение права сообществ и эффективную защиту прав и интересов, возникающих на основе этого права. Национальный суд обязан применить норму права ЕС, даже если ей противостоит национальный источник права. Это следует из принципа верховенства права сообществ. Общее требование обязательного применения права сообществ распространяется на все национальные судебные органы всех уровней. Лишь только, если национальный суд не вправе рассматривать дело, оно в соответствии с разграничением юрисдикции передаётся на рассмотрение в судебные учреждения сообществ.

Европейское право и международное право

Европейское право возникло на основе учредительных договоров, образовавших европейские сообщества. Учредительные акты, образующие источник первичного права сообществ, являются международными договорами. Эти договоры были выработаны в результате сотрудничества государств-учредителей, подписаны должным образом и ратифицированы каждым из государств-членов.

Таким образом, европейское право своим происхождением в значительной мере обязано международно-правовым установлениям. Создание Европейского союза и формирование его "второй и третьей опор", расширяя международно-правовую составляющую европейского права, ещё больше укрепляют взаимосвязь последнего с международным правом.

Европейские сообщества наделены учредительными договорами международной правосубъектностью. Это означает, в частности, что сообщества вправе заключать международные

41

договоры с третьими государствами и международными организациями, поддерживать с ними дипломатические отношения. Большая часть заключаемых европейскими сообществами соглашений образует неотъемлемую составную часть права сообществ. Для их инкорпорации в правовую систему сообществ не требуется специальных актов имплементации. В иерархии европейского права такие соглашения занимают место, непосредственно следующее за учредительными договорами. Это относится в частности, и к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве, подписанному с европейскими сообществами Российской Федерацией в 1994 г. и вступившему в силу 1 декабря 1997 г.

42