Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практикум стилистика.docx
Скачиваний:
65
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
126.26 Кб
Скачать

2. Удачны ли заголовки?

Растут вилки

 (В нынешнем году в совхозе «Крас­ный луч» особое внимание уделяется посадкам капусты...)

Самогонщики

(о тех, кто покупает машину за гра­ницей и сам пригоняет её в Россию)

 

Такая долгая «скорая»

 

Хоккеисты вострят лыжи

 

Бомбардиры точат клюшки

 

Кумировщина

 

Дорогу оЗИЛит идущий. И едущий

 

«Коньякотерапия»

 

Финальная поступь малышей

 

Слад&Ко жить не запретишь

Провинциальные кондитеры создали холдинг

 

3. Сравните два варианта заголовка. В чём Вы усматриваете разницу?

Убит член правления АО АвтоВАЗ

Владимир Шишков

Это второе убийство на АвтоВАЗе за последние две недели

 

На АвтоВАЗе убивают раз в неделю

Погибли уже два члена правления

 

4. Выправьте текст, устранив логические, компози­ционные и стилистические неточности и ошибки. Предложите варианты заголовка и подзаголовков.

А в Суне, как в Дании?

Путешествие в край молока, масла и рыжиков

Что мы знаем о провинциальной жизни? Ну разве что прихо­дят в голову приезжающим грибникам и охотникам сумбурные мысли о судьбах русской деревни да складываются далеко не объективные представления из рассказов и писем районных род­ственников. Вряд ли что-то познавательное можно почерпнуть из районных газет, в которых «портреты земляков да про жирность молока коров». А между тем каждый район, даже такой самый маленький в области и незаметный, как Сунский, живёт сегодня полнокровной жизнью. И в совокупности такие райончики по Руси представляют собой значительную силу, наполняют не только закрома родины, довольствуясь крохами с державного стола, но и влияют на политический климат, отдавая голоса за ту или иную партию или лидера...

... Почти 90 километров от Кирова до Суны – асфальт. А ведь было время, когда вся эта трасса была вымощена деревянной «тор­цовкой», и все придорожные деревни мобилизовывались пилить лес на брусочки и утрамбовывать их в дорожное полотно.

Этому старинному селу сегодня исполнилось 350 лет. Оно (в девичестве – село Вознесенское-на-Суне) было основано в 1649г. и считалось центром вотчины Трифоновского монастыря, находившегося в самой Вятке. В 1763 г. государева «ревизия» учла здесь 185 «душ». Однако мужики попались крутые и не пожелали гнуть спины на монахов. В 1671 г. здесь началось кырчано-сунское восстание под руководством Ильи Рохина, потом на подмогу монахам подошли стрельцы ... и монахи разбежались...

Нашли незнакомую речку, которую по ностальгическим сооб­ражениям назвали всё равно Суной, и основали там села Суна-2 и Верхосунье-2. Теперь это территория Зуевского и Фаленского районов Кировской области. Больше эпохальных событий на тер­ритории района не происходило, разве что в местной «пересыл­ке» сутки отсидел Феликс Дзержинский, направленный к «месту исправления» с этапом. Теперь в этой тюрьме находится редак­ция районной газеты и типография.

Вторых «борцов за свободу», свалившихся на голову сунян в 1917 г., пережили без особых потерь (если сравнить с другими волостями). Несмотря на запреты, держали личных коров, а сунской председатель райисполкома Пётр Сычёв был единственным в области корововладельцем среди подобной номенклатуры. Так формировалось молочно-товарное стадо, которое умудрились со­хранить в районе и в постперестроечные времена. Сегодня в Сунском районе 6 тыс. коров, а есть в области и такие районы, где их осталось не более 150. Пятнадцать с половиной тысяч тонн молока надаивают здесь ежегодно, плюс 2,5 тыс. тонн мяса, что-то вроде российского аналога Дании или Голландии. Причём на внут­ренние потребности района идёт от 3 до 5 % производимого.

Сунский район занимает 1/100 территории области и являет­ся самым малым. По населению он на предпоследнем месте – живут здесь сегодня 9 800 душ.

О местном менталитете свидетельствуют названия деревень: Гари, целых три Устранца, Тоскуй, Горюй, Голодаевская, Могиль­ник, Большие и Малые Черти и даже Иной Свет. Кстати, жил в этой деревне один мужик по прозвищу «Леший». Поехал он как-то в Киров мясо продавать, выпил и попал в вытрезвитель. Его милиционеры спрашивают: «Ты кто?» – «Я – Леший.» – «Отку­да?» – «С Иного Света»...

Почётный титул молочно-масляно-творожной столицы края по­могает прочно удерживать единственное в районе промышлен­ное предприятие – Сунский молокозавод. Гигант местной отрасли располагается в левом крыле порушенной Вознесенской церкви куда в экстренном порядке был эвакуирован в 1956 г. Сегодня молокозавод мирно уживается в церкви с батюшкой, который вместе с приходом занимает другое, правое крыло. Граница про­ходит по колокольне. Предприятие пользуется популярностью всех поставщиков, так как рассчитывается «живыми» деньгами, тогда как другие бартером.

Есть и пить на Сунском заводе можно хоть по самые уши. Но вынести – упаси Боже: немедленное увольнение. А в затылок каждому работнику уже завистливо дышат несколько безработ­ных – претендентов на место.

Есть скрытая безработица. На учёт на бирже не хотят вста­вать по двум причинам. (Говорят, неофициальная статистика без­работицы в деревнях доходит до 70 %.) Одни работают на себя – например, скромные школьные завхозы ездят за границу за «кру­тыми» иномарками, наделав за летние каникулы в школьных мастерских ульев для пчёл или этими пчёлами занимаясь. Или выращивают живность на мясо. А другие махнули на всё рукой и просто не желают ничего делать. И не объяснить подобным, что разучившись работать, пропьют за полгода всю технику и снова опустятся «на дно». А кто-то просто уходит в отшельники, строит землянку из навоза и живёт там всю зиму, даже без печки, но читая Драйзера. Было здесь и такое. Для кого-то Суна, для кого-то – читай наоборот.

Глава района Анатолий Михеев в области – один из старей­ших руководителей, усидевший в своем кресле аж с 1990 г. Основная забота сегодня – уборка зерновых. Но и с этим справ­ляются, хотя район при нынешнем диспаритете цен, нерента­бельный.

– Средняя зарплата по району, – говорит Анатолий Михай­лович, – у нас сегодня 557 руб. Причём вовремя её выдают только в «Большевике» и ещё в двух хозяйствах. Учителям перед 1 сентября закрыли зарплату за май. В счёт зарплаты везём сюда продукцию кировских предприятий, но чтобы про­жить, по самому минимуму, нам надо 26 миллионов. Народ к этому относится терпимо, учебный год начали...

Может быть, кому-то в Москве эти цифры покажутся смеш­ными, но здесь взять эти деньги просто негде.

Вот такой район. Для скептиков, прочитавших о делах земных Суны, сообщу, что вышли отсюда всемирно известный шахматист Александр Галицкий, изобретатель вертолётного винта Иван Братухин, первый начальник управления реактивного самолётострое­ния СССР Афанасий Ярунин, Герои Советского Союза Князев, Ардашев и Лопатин, несколько научных светил разного профи­ля. Дети сегодняшних сунян успешно поступают в МГУ и дру­гие престижные вузы и продолжают добрые традиции. Входит Суна в знаменитое Васнецовское кольцо, а первые картины Апол­линария Васнецова увидели свет в здешнем Курчуме, в доме бабушки художника.

А ведь это всего лишь пятнышко на карте страны. Умножь на 100 – будет Вятская губерния, умножь на миллион – наверное, получится Россия.