Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кристиан Бютнер - Молодежь. Действовать на свой...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
418.3 Кб
Скачать

Кто боится Черного человека?

Я хочу исследовать страх в школе как страх перед опреде­ленной персоной. Как в домашнем воспитании считается, что страх перед родительским наказанием вызовет у ребенка пере­ход к правильному поведению, так и в школе существует тенден­ция оперировать страхом как средством воспитания. Достаточно известны всем и условия, в которых протекает совместная дея­тельность учителя и ученика. Поэтому к этим условиям можно хорошо подготовиться заранее, можно выработать и свои уловки, с помощью которых можно жить в таких отношениях. Многие полагают, что в школе и учат как раз тому, как можно справить­ся с такими типами взаимоотношений.

Я предполагаю, что большинство учителей, в том числе, ра­зумеется, и вы, пытаются освободить ваши взаимоотношения с вашими учениками от всякого страха, что некоторые даже стра­дают от необходимости преподавать в рамках таких структур, которые с помощью страха одного делают глупым, а другого при­нуждают к повышенной успеваемости. Но все-таки слишком ве­лик для всех нас соблазн включиться сверху донизу в этот ме­ханизм отношений страха, ибо у всех нас есть один и тот же опыт — чего бы нам это и ни стоило, но ведь сработал же этот механизм каким-то образом у нас с вами: ведь кем-то мы все-таки стали!

Это противоречие между соблазном прибегнуть к помощи страха и страхом перед злым учителем в себе я хотел бы пока­зать с помощью описания одного учителя. Он описывает это сме­шение чувств в конфликте с учеником, который непрестанно вы­водит его из себя, и видит выход из этой ситуации лишь в угрозе директором.

Все мы в той или иной мере испытываем страх перед теми, кто может нам что-либо сделать: ученики перед учителями, учи­теля перед своими учениками и перед своим директором, дирек­тор перед своими начальниками, начальники перед политическим положением и т.д. Но всем нам невыносимо быть злыми людь­ми, которые вызывают страх у других и мучают их, используя этот страх. Мы все более или менее склонны видеть в других причины всего неправильного, возлагать ответственность за это на других: на коллег, на учеников, на директора, на школьный надзор, на политические отношения, на родителей и т. д. Но са­мих себя мы видим чаще всего в ореоле праведных усердий хо­рошими, правильными, созидающими. Невыносимо тяжело при­знать самого себя злым, Черным человеком, которым нас пугали в детстве. Наши обвинения всегда движутся снизу вверх: всегда более высокому по рангу можно приписать способность вызы­вать страх. Трудно признать, что этот страх мы можем вызывать сами и что, возможно, мы боимся иногда и своих учеников. В конце концов, следующий по рангу над тобой действительно обладает властью, действительно ты от него зависишь, и на са­мом деле ведь агрессивная стратегия, направленная на достиже­ние победы над собственным страхом, в большинстве случаев приводит к большей дисциплинированности и тем самым к боль­шему страху и большей злобе.

В этом смысле школа в ее ритуализированных формах взаи­моотношений предоставляет весьма неплохие возможности за­щищаться от своей чрезмерной неуверенности — возможности. которые парадоксальным образом предоставляет нам и эта кон­ференция в конце учебного года: не надо бояться никаких “дур­ных” последствий для себя из этой конференции, ведь учебный год уже закончился. А каникулы такие длинные!

Я хочу закончить свой доклад тезисом, к которому вы, на мой взгляд, уже хорошо подготовлены: ни один из нас всех в одиноч­ку в этих ритуализированных формах взаимоотношений не смо­жет найти выход, позволяющий ему жить и работать со своим собственным страхом и со своей виной за страх других. Но мо­жет быть, эта педагогическая конференция предоставит нам воз­можность здесь, в этой школе, попытаться впервые освободиться от своих собственных гнетущих переживаний. Поэтому сейчас я не буду больше говорить о посторонних людях, испытывавших когда-либо страх в школе, и перейду к нам самим. Мы находим­ся здесь, в школе. Так как обстоят дела сейчас с нашим страхом? Хватит ли у нас сейчас мужества поведать друг другу об этом? Сможем ли мы закончить конференцию с надеждой, что за время каникул не зарастет травой пролагаемая нами сейчас тропинка к проблемам, связанным с темой страха? В любом случае я бла­годарю вас за внимание и готов выслушать ваши вопросы и за­мечания.