Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Модификация банковского надзора с учетом уроков...docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
50.44 Кб
Скачать

1 О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управ­ления». Вестник Банка России. 2012. № 7.

: Эксперт. 30 января 2012. №'4 (787).

присутствия «госбанков» в целом - это четверть активов банковского сектора.

Дизайн финансового надзора: новые тенденции в мире и в России. Качественные эффекты от регулирова­ния финансовых рынков в значительной степени зави­сят от архитектуры субъектов регулирования, надзора и контроля. Организация надзора за финансовым сектором и банковской деятельностью может принимать самые разнообразные формы в силу специфики национальных рынков и их структуры, исторических традиций и других факторов. Как правило, в большинстве стран есть четко выраженный опорный орган надзора за банками - цент­ральные банки европейских государств (Италия, Испания, Греция, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Словакия, Чехия и пр.)1, Банк России и т. д.

По данным МВФ, в 80% случаев банковский над­зор в странах осуществляется центральными банками, в 4% случаев - Министерством финансов, в 20% - струк­турами смешанного типа. Последний вариант реализу­ется, например, во Франции, где надзор осуществляется специально созданным органом - Банковской комиссией (Commission Bancaire) совместно с национальным Цен­тральным банком (Банком Франции, Banque de France). Идею пруденциального надзора, закрепленного исключи­тельно за национальными банками, настойчиво поддер­живает Европейский центральный банк.

Регуляторы фондового рынка во многих странах ра­ботают параллельно с банковскими регуляторами. Такова, к примеру, Россия, где роли лидирующих звеньев в сис­теме органов надзора равноправно выполняю! Централь­ный банк Российской Федерации и Федеральная служба по финансовым рынкам. Во Франции также Банковская комиссия работает параллельно с Комиссией по бирже­вым операциям (la Comission des Operartions de Bourse. COB) и Советом по финансовым рынкам (Aulohte des marches financiers. AMF). В Японии фондовые рынки ку­рируются Financial Services Agency (FSA), Japan, а Банк Японии регулирует банковский сектор.

В США, например, система регулирования представ­ляет собой сложнейшую структуру с множеством взаи­модействующих звеньев, чрезвычайно разнообразных по функциям.

Таким образом, общая картина регулирования и над­зора в мире является достаточно пестрой. Тем не менее усложнение и универсализация финансовых операций, диффузия финансовых продуктов, секьюритизация, кри­зисные явления последних лет, новые риски, устойчиво обосновавшиеся в финансовой сфере, в годы до кризиса 2007 г. подталкивали руководство многих стран к реаль­ным действиям по созданию единых независимых конт­ролирующих органов - иначе говоря, мегарегуляторов.

Сама идея единого контроля на финансовом рынке не нова. Единые регуляторы всех финансовых рынков и инсти­тутов функционируют более чем в 30 странах с середины 80-х годов XX в. В Японии это Financial Supervisory Agency, в Канаде - Office of the Superintendent of Financial Institu­tions. в Корее - Financial Supervisory Commission, в Шве-

ции - Swedish Financial Supervisory Authority, в Финляндии - Financial Supervision, в Сингапуре - Monetary Authority of Singapore, в Дубае - Ведомство по финансовым услугам, DFSA, они функционируют также в Австрии, Дании.

В Германии с 2002 г. создана единая система надзора на рынке финансовых услуг под эгидой Федерального уп­равления финансового надзора Германии (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht, Federal Financial Supervi­sory Authority, BaFin). ФУФН работает в тесном контакте с немецким Бундесбанком (Deutsche Bundesbank), который де-факто также выполняет надзорные функции.

В Великобритании единым регулятором всех финан­совых рынков и институтов является Управление финан­совых услуг, ФСА (Financial Services Authority). Однако в этой стране, с ее тяготением скорее к саморегулирова­нию, чем к государственному регулированию, в ходе про­ходящей реформы решено отказаться от мегарегулятора и сосредоточить макро- и микрорегулирование в Банке Англии. Мегарегулятор, возможно, будет разделен на «пруденциальный регулятор» (The Prudential Regulation Authority, PRA) под управлением Банка Англии и «финан­совый регулятор» (The Financial Conduct Authority, FCA). Формальным поводом к раздроблению контроля явил­ся последний финансовый кризис: Лондон - это второй наиболее пострадавший в мире глобальный финансовый центр, на банки которого пришлось списание 12% всех проблемных мировых активов (на банки США - 55%). В Лондоне действует больше банков, чем в любом другом финансовом центре (251 иностранный банк).

Казалось бы, тенденцию возврата главной роли банков в нишу регулирования и надзора должны подхватить и дру­гие страны. Однако мегарегуляторы успешно, независимо и гибко работают во многих некрупных странах, в гораздо меньшей степени пострадавших от кризиса, либо в странах с рыночно- , а не банковско-ориентированными финансо­выми системами. Вопрос выбора модели регулирования - это вопрос суверенного индивидуального выбора.

В России проблемы координации основных регу­ляторов - Банка России, ФСФР, ФССН - также активно обсуждаются в профессиональном сообществе. Пробле­ма постепенно будет обостряться по мере усложнения и переплетения различных финансовых бизнесов, но пока конгломератные объединения неактуальны для субъектов российского рынка. Довольно четкая сегментация и раз­граничение рыночных ниш обусловливают наличие не­скольких регулирующих структур. Поэтому мы согласны с мнением авторитетных ученых, что в России не сформи­рован полноценный объект для действий мегарегулятора, как, к примеру, в Великобритании, Японии, где преобла­дают финансовые конгломераты.

С теоретических позиций концентрация конгломе­ратного типа, основанная на диверсификации, являет­ся менее эффективной, нежели сохранение тенденции к специализации - в частности, и с позиций минимизации трансакционных издержек. Конгломераты в любой отрас­ли, как правило, торгуются на рынке с дисконтом, отража­ющим недоумение инвесторов относительно определения мейнстрима бизнеса группы; зачастую его просто нет, что затрудняет понимание перспектив группы и ее капита­лизации. Поэтому наличие крупных финансовых i мератов с сегодняшних позиций может быть опа только стремлением снизить риски под давлением »з

В России сохранение банковской, фондовой, г вой специализации определяет автономность регуа ния и надзора в этих сегментах. Тенденции к интег} функций этих «мезорегуляторов» не наблюдается, i того, даже внутри этих секторов существуют дезщ ционные тренды. В 2011 г. произошло законодатя} дробление функций регулирования на рынке цена! маг: регулирующие функции закреплены за MhkJ твом финансов, а надзор и контроль - за ФСФР. ^ числе и в сфере страхования. Однако для фина-Ц ведомства это не является органической функцией* оритетом; более того, не соответствует и мировой ц ке. С 2012 г. ФСФР возвращены некоторые важны нотворческие функции.

В банковской сфере в январе 2012 г. одобрена а низация Департамента банковского регулирования зора Банка России в два самостоятельных департача целью отделения методологии надзора (нормотворчя от практического надзора (оценки финансового соси конкретных банков и надзорного реагирования), условно, ликвидирует основу для конфликта ин’З) при сочетании регулирующих и надзорных фунл-д теоретическом плане эта идея не вызывает возрази вопрос в практической эффективности этого iuarxJ рый не должен привести к росту регулятивных н е, банковской системы в целом. В общем, идея ог надзор в рамках Банка России, пусть и в видоизме- виде, в противовес предложениям вывести его в симую структуру гораздо более адекватна совреч'--* состоянию банковского сектора России.

Кроме того, мы считаем обоснованным в№ особого режима надзора за системообразующий ками как одного из важных направлений макрсч циального надзора, по сути направленного на смя проблемы «Too big to fail». Этот надзор следует в к. в дивизион департамента надзора на уровне центра, аппарата и направить его, скорее всего, на топ-30, ционно отслеживаемые Центральным банком.

Еще один блок вопросов для обсуждения - эг-.г- торое размывание функций Центрального банка, г: предлагалось даже в виде законопроекта: перелз. функций Банка России саморегулируемым орган к- (СРО), делегировать им полномочия контроля за ными решениями регулятора и соблюдением г_: законов, права применять предписания, штрафы акцент на саморегулирование, нам кажется, не с ч ствует уровню развития банковского сектора, бчл; рождать конфликты интересов, противоречия в тр. законов и пр.1 Консолидация контроля в Банке Ро^. наш взгляд, более верное решение.