Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гендерные отношения в контексте социокультурной...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
81.41 Кб
Скачать

Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества

  1. Понятие гендерной системы и гендерного контракта. Анализ гендерных отношений на макроуровне: "общество - группа, личность", культура - группа, личность".

  2. Базовые типы гендерных контрактов в России советского периода.

  3. Трансформации гендерных контрактов.

1. Гендерная проблематика и гендерный подход постепенно приобретают статус относительно самостоятельной теоретической дисциплины, со своим предметом исследования (половая дифференциация и стратификация общества, принципы трансформации гендерной системы, критерии формирования гендерной идентификации и проч.), со своим метаязыком, поскольку гендерные исследования имеют свои ключевые категориальные понятия, такие как “гендер”, “гендерный контракт”, “гендерная система”, “гендерный дисплей”, “гендерный статус”, “маскулинность”, “феминность”, “гендерная асимметрия”, “сексизм”, “андроцентризм” и т.д. Это такая система понятий, вошедшая в обиход гендерных исследований, которая позволяет наиболее полно отразить, с одной стороны, способы формирования и реализации гендерных стереотипов, установок и норм, а с другой - выявить механизмы гендерной социализации личности, и в первую очередь, незаданные генетически природой, а определяемые воспитанием, культурой, идеологией.

Важнейшими агентами социализации выступают семья, референтные группы, средства массовой информации, образовательные учреждения, значимые личности, которым человек невольно или вольно стремиться подражать.

Согласно теории гендерной системы, предполагается измерение гендерных аспектов в различных сферах жизнедеятельности человека, группы, общества; иерархия ролей в них по гендерному признаку. В рамках гендерной системы реализуется так называемый «гендерный контракт», когда полу предписываются определенные стереотипы поведения и построения взаимоотношений. Здесь возможна как диспропорция в сторону преимущества одного пола над другим, так и выравнивание, по крайней мере, на уровне декларирования равных прав и возможностей.

Гендерная система (система гендерных отношений). Данное понятие включает разнообразные компоненты и по-разному определяется исследователями. Впервые термин поло-гендерная система использован американской феминисткой-антропологом Гейл Рубин в статье "Торговля женщинами". Рубин определяет поло-гендерную систему как "набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности". Исследование гендерных систем помогает понять социально организованные отношения между полами. Употребление этого термина отсылает нас к традициям структурализма и структурного функционализма, привлекая внимание к изучению макромеханизмов воспроизводства отношений, возникающих в связи с приписыванием пола.

Шведская исследовательница Ивонн Хирдман рассматривает гендерную систему как совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающую представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Хирдман описывает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов.

Гендерная система - это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом. Она включает три взаимосвязанных компонента: социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно – другие.

Гендерная система является относительно устойчивой и воспроизводится механизмами первичной и вторичной социализации и нормативными системами общества. Так, например, для "классического капитализма" первой половины XX века публичная сфера была преимущественно сферой мужской активности, в то время как частная сфера - женской. Рыночные ценности диктовали примат публичной - мужской - индустриальной сферы, приватная - женская - домашняя сфера воспринималась как вторичная, второстепенная по значимости, обслуживающая. Соответственно, поддерживалась иерархия ролей гендерной системы, которая в феминистской теории обычно называется патриархатной (см. Патриархат). Базовым гендерным соглашением для женщины был контракт "домохозяйки", для мужчины - контракт "кормильца".

В постиндустриальном обществе изменяются ценности культуры, в том числе меняется гендерная система. Постепенно классический базовый гендерный контракт вытесняется, по крайней мере для среднего класса, контрактом "равного статуса", в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в сфере приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.).

Австралийский исследователь Роберт Коннелл выделяет три относительно независимые "структурные модели" гендерных отношений, описывающие гендерную систему. Первая модель концептуализирует социальное разделение труда между полами в сфере публичной экономики и домохозяйства. Вторая модель описывает отношения власти, это сфера политического. Третья модель относится к сфере эмоциональных и сексуальных отношений, которую Коннелл обозначает психоаналитическим термином катексис (cathexis - англ.). Каждая из структурных моделей описывает относительно автономные сферы социальной реальности, в каждой из этих сфер гендерные отношения воспроизводятся и изменяются в результате взаимодействия структурных условий и практик. В них формируются и поддерживаются представления о надлежащей и девиантной мужественности и женственности, гендерные идеологии и дискурсы, коллективные действия, проблематизирующие и изменяющие гендерный порядок. Позднее Коннелл отказывается от использования термина гендерная система, предпочитая ему термин гендерная композиция.

Гендерная система обладает значительной устойчивостью в рамках культурологических ценностей, но подвержена трансформациям в условиях смены культурной парадигмы. Хотя следует все же сказать, что процессы здесь происходят асинхронно.

Гендерную систему советского общества можно назвать этакратической и патримониальной. Это означает, что повседневная жизнь советских людей, их жизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием, которое определяло возможности действия как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия - власть государства). Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. В рамках этакратической гендерной системы был сформулирован и решен советский вариант женского вопроса. С первых лет советской власти партия и государство рассматривали женщин как особую социальную категорию (квазисословие) и разрабатывали специальные меры регулирования их социального положения. При этом проводимые политические кампании были рассчитаны на разные целевые группы женщин - работниц, крестьянок, представительниц интеллигенции, женщин Востока, домашних хозяек, жен (рабочих, инженерно-технических работников, начсостава) и проч.

Патримониализм советской гендерной системы выражался в том, что партийно-государственная политика позиционировала женщин как объект особой заботы; социальные гарантии и льготы, связанные с совмещением функций занятости и материнства, превращали женщин в специфическую государственно-зависимую группу, обеспечивали этой категории советских граждан особую позицию в обществе. Целевая женская политика советского государства противопоставляла категории граждан по признаку пола, создавая потенциал гендерной поляризации и конфликта. В советском обществе доминировал тип гендерного контракта, который можно назвать контрактом работающей матери. Такой контракт можно определить как навязанный или насильственный. Этакратический (определенный государством) гендерный контракт "работающая мать" проявлялся в образцах воспитания детей, воспроизводился системой общественного разделения труда, поддерживался социальной политикой партии-государства и его идеологическими структурами. Такой гендерный контракт подразумевает обязательность "общественно-полезного" труда советских женщин и обязательность выполнения миссии матери "как женского природного предназначения" и гражданского долга. Особенностью советской гендерной системы является сочетание в ней эгалитарной идеологии и политики решения женского вопроса, квазиэгалитарной практики и традиционных гендерных стереотипов, реализующихся в сфере семьи, быта и интимных отношений.

Для позднесоветсткого периода характерен кризис советской гендерной системы, который проявился, в частности в дискурсах о кризисе маскулинности и кризисе совмещения ролей женщинами.

В постсоветский период мы наблюдаем трансформацию советской гендерной системы, обусловленную изменением отношений собственности, разгосударствлением социального обеспечения, плюрализацией и конкуренцией дискурсов, среди которых дискурс традиционной либеральной мужественности и женственности претендует на главенствующую роль.

Доминирующий гендерный контракт на постсоветском пространстве, особенно в европейской части – это работающая женщина в сочетании с ролью жены, матери, хозяйки дома. При этом за пределами дома ей следует быть труженицей, но не следует строить карьерных планов профессионального роста и самореализации в социальной сфере. Особенно это заметно во властных и политических сферах. На правовом уровне обозначенное представительство женщин в этих сферах так и остается сегодня лишь представительством. Причем, отмечается тенденция снижения доли женщин в высших эшелонах власти. Достаточно сказать, что в современной России это представительство составляет около трех процентов, когда в скандинавских странах эта цифра лежит в пределах 30-40%.

Кроме того, ограничение доступа фиксируется не только на уровне количества, но и на уровне качества. Женщине во власти традиционно «дарят» портфели в системе образования, социальной службы, здравоохранения, семейной политики. Правда, именно эти блоки сегодня «выдвигаются на первый план в связи с рисками и изменением ценностей постиндустриального общества» (1, с.10). В этом контексте женщина становится ответственной за важнейшие сферы жизни социума.

Отметим, что традиционно и в размышлениях о гендерных системах, конструктах, стереотипах и пр. более активно участвуют женщины, и акцент ставится на так называемый «женский вопрос». Особенно это заметно в российском научном поле.

Было бы уместным предположить, что такая «гендерная избирательность» может обусловить специфическое восприятие гендерной темы среди ученых мужей (кстати, именно они чаще недоуменно пожимают плечами «А есть ли вопрос?»), да и в целом усложнить процесс объективного исследования на основе взгляда со стороны.

Таким образом, под гендерной системой (Gender system - англ.) следует понимать многоуровневый феномен, объединяют в себе социальные, институциональные и символические практики, посредством которых мужчины и женщины разделяются по половому признаку и оказываются в асимметричных отношениях с обществом и друг с другом.

Наряду с понятием «гендерная система» используется термин «гендерный контракт», кеоторый был предложен к употредлению Анной Темкиной и Анной Роткирх.. Под гендерным контрактом подразумевается доминирующий тип гендерных отношений, как практических, так и символически репрезентируемых на каждом данном этапе развития гендерной системы. Смысл разделения этих понятий в том, что если гендерная система в посткоммунистической России не претерпела принципиальных изменений по сравнению с советскими временами, то в области гендерных контрактов произошли определенные сдвиги.

Гендерный контракт включает в себя разделение труда по признаку пола, гендерный дисплей (репрезентация качеств, присущих тому или другому полу, своего рода идеального образца) и социальное выражение сексуальности.

В основном советская и пост-советская гендерная система будет рассматриваться на примере женщин: не потому, что только они подвергаются половой дискриминации - это верно относительно представителей обоих полов (для мужчин, например, основной формой половой дискриминации является обязательная воинская повинность), а потому что у женщин в связи с их прокреативной функцией гендерная роль более сильно выражена.

«Половой вопрос» в советской России: общая атмосфера

Советская гендерная система в основном складывалась в 1930-40-е гг. Как метко заметила Барбара Клементс, ее идеологическая основа представляла собой комбинацию из левых принципов и патриархальных привычек. Такая смесь вызывала постоянное напряжение внутри гендерной системы, порождала ее постоянно воспроизводящуюся амбивалентность. С одной стороны, женщина была "советским гражданином", т.е. существом андрогинным, но имеющим некие имплицидные мужские черты. С другой стороны, как мы уже знаем, советская идеология воспроизводила дискурс биологического детерминизма, который подразумевал, что биологические и психологические различия между полами естественны и незыблемы. И в этом отношении она осталась неизменной и по сей день. Следующий принципиально важный момент, в котором заключается специфика советской гендерной системы по сравнению с "классической западной" - это отсутствие четкого разделения сфер частного и публичного. Советская модель семьи была в большой степени сформирована государством, которое регулировало жилищные условия, миграцию и профессиональную мобильность, а также обеспечивало социальными услугами, из которых особо важное значение для функционирования семьи имели детские дошкольные учреждения. Партийные комитеты достаточно активно вмешивались в семейную жизнь, супружеские измены, разводы, взаимоотношения с детьми могли стать предметом публичного обсуждения и общественного воздействия. Так, для работников, желающих сделать карьеру, разводы были практически исключены - они считались пятном, портящим "моральный облик". Такова была ситуация в области государственной политики, однако и для неформальных социальных групп частная жизнь оказывалась основной ареной, на фоне которой разворачивались те или иные события. Достаточно вспомнить ту роль, которые играли в жизни интеллигенции "кухонные разговоры" времен застоя - кухня, традиционное сфера владения женщины, была традиционным местом встречи диссидентов, представителей культурного андеграунда и т.п. Неудивительно поэтому, что женщины играли такую большую роль в российском диссидентском движении.

Еще одна особенность советского режима - явление, которое Игорь Кон назвал "бесполый сексизм": при том, что вопросы пола, взаимоотношений между полами почти не были официально артикулированы, доминирование мужчин в большинстве сфер общественной жизни, в частности - в административном руководстве любогоуровня, принималось как само собой разумеющееся.