Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Свободные экономические зоны.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
80.06 Кб
Скачать

3.2 Проблемы и перспективы развития сэз (оэз) и тор в Российской Федерации

Для России основной целью создания особых экономических зон можно назвать развитие депрессивных территорий страны за счет формирования определенных «точек» или «полюсов» роста, основанных на имеющемся на данной территории потенциале: геополитическом положении, природно-ресурсном богатстве, существующих научных или промышленных комплексах. Помимо этого, в качестве цели создания является потребность и необходимость в формировании производственной и логистической инфраструктуры.

К началу 2016 года в Российской Федерации было зарегистрировано 33 особые экономические зоны, в том числе: 9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые и 15 туристско-рекреационного типа.

Несмотря на высокие показатели отдельных ОЭЗ, в целом данный инструмент на сегодняшний день, в существующем варианте нормативно-правового регулирования, признан в России неэффективным, о чем свидетельствуют последние законодательные нововведения.

Так, Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2016 года № 978 прекращена деятельность восьми неэффективно функционирующих особых экономических зон, в том числе шести зон туристско-рекреационного типа на территориях: Майминского района и Чемальского района Республики Алтай; городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, города Лермонтова, Минераловодского муниципального района и Предгорного муниципального района Ставропольского края; острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края; Апшеронского района Краснодарского края; Майкопского района Республики Адыгея; Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания. Помимо того, в данный перечень входят две ОЭЗ портового типа: на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края и на территории муниципальных образований Кольского района и города Мурманска Мурманской области [6].

В связи с выше изложенным целесообразно провести анализ проблем нормативно-правового и управленческого регулирования, оказывающих ключевое влияние на сложившуюся ситуацию.

Во-первых, основным механизмом стимулирования стали налоговые льготы и преференции. Это наиболее распространенный в России механизм косвенного регулирования экономики. Однако, данные льготы недостаточно стимулируют предпринимателей вследствие незначительных процентных ставок, и, как следствие, несущественного выигрыша в получении прибыли.

Для субъектов Федерации обостряется проблема в виде недополучения доходов в региональный бюджет. С учетом того, что регионы инвестируют в создание инфраструктуры ОЭЗ, добавлять налоговые льготы для резидентов, по мнению авторов, является вдвойне невыгодным.

При этом необходимо понимать, что снижение или отмена налогов на определенной территории по сравнению с остальной страной создает потенциальный конфликт - создание особых условий для отдельных представителей бизнеса, что в перспективе может противоречить нормам международных торговых соглашений России и антимонопольного законодательства. Кроме того, налоговые послабления зачастую приводят к созданию спекулятивного спроса среди представителей бизнеса, что приводит к фиктивному увеличению числа резидентов ОЭЗ, но не влияет на её качественное развитие.

Во-вторых, необходимо отметить, что в большинстве случаев ОЭЗ создавались в депрессивных районах путем отделения в пользование управляющей компании определенной площади земли на 49 лет. При этом государством, в виде гарантий резидентам, было заявлено обязательство по созданию всей необходимой инфраструктуры. Иными словами, в каждой ОЭЗ подразумевалось создание готового инновационно-промышленного комплекса, в который резидент вступает посредством аренды необходимых площадей и элементов.

Это можно отнести к тактическому просчету, в результате которого инфраструктура ОЭЗ не была согласована с потребностями резидентов. Это привело к тому, что в ОЭЗ были созданы комплексы, в которых отсутствовала необходимость, и, наравне с этим, не было построено нужных для развития резидентов элементов инфраструктуры.

При этом, среди проблем туристско-рекреационных зон необходимо отметить слишком большой объем необходимой инфраструктуры, в частности, логистической, что превратило их в заведомо невыгодные проекты с продолжительным сроком окупаемости.

В-третьих, среди ключевых проблем необходимо отметить низкий уровень менеджмента ОЭЗ. Функционирование данных проектов напрямую зависит от регионального управления, а также от непосредственного регулирования зоны: проекта бизнес-плана, расчета прибыльности инвестиционных проектов, привлечения, оценки и отбора резидентов, а также иных вопросов, относящихся в большей степени к сфере предпринимательства, нежели государственного управления. Все они остались нерешенными в большинстве ОЭЗ.

Комплекс этих и иных проблем привел к тому, что значительные государственные инвестиции привели лишь к точечному эффекту с созданием эффективных зон в регионах, которые и без них являются флагманами российской экономики. При этом для наиболее отдаленных, проблемных и депрессивных регионов данный инструмент оказался неэффективным.

Таким образом, необходимо осознавать, что в существующем формате дальнейшее функционирование ОЭЗ в России невозможно. Отчасти их уже заменяют территории опережающего развития (ТОР, ТОСЭР), формирующиеся в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ [9]. Данные территории ориентированы непосредственно на развитие территорий Дальнего Востока и взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокенского региона, в них представлен более широкий спектр возможностей для инвесторов и резидентов, которые делают данный механизм одним из наиболее перспективных.

На сегодняшний день считаем целесообразным позволить развиваться эффективно работающим российским ОЭЗ, при существенной доработке указанного механизма в целом.

Основываясь на рассмотренном зарубежном опыте, в частности, Китайской Народной Республики [10,11,12], можно предложить ряд рекомендаций, которые могли бы позитивно повлиять на развитие данного института в Российской Федерации.

Во-первых, до того, как особая экономическая зона начнет функционировать самостоятельно, над ней должен осуществляться полный и постоянный государственный контроль, причем не в виде неких контрольных мероприятий, а в виде постоянного присутствия заинтересованных представителей власти и налаженного механизма "обратной связи" с Федеральным центром. На наш взгляд, для ОЭЗ в отдаленных территориях (на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке) именно слабые механизмы государственного регулирования были основной причиной низкой эффективности.

Во-вторых, необходимо понимать, что ОЭЗ для государства - риск, как невозврата вложенных инвестиций, так и недополучения бюджетных ресурсов. В данном случае, крайне важно составить адекватные бизнес-планы и планы развития для каждой особой экономической зоны. При этом, как показывает анализ китайской практики, в случае недостаточного финансирования и льготного обеспечения, ОЭЗ не будет развиваться, что свидетельствует о необходимости взвешенной политики финансирования ОЭЗ.

В-третьих, важна четкая система разделения рисков между федеральными органами, органами субъектов федерации, управляющими компаниями и резидентами. Важно сформировать также технико-экономические требования к резидентам и перечень целевых индикаторов эффективности.

В-четвертых, одним из залогов успеха ОЭЗ в Китае стало выгодное географическое положение зон, непосредственно ориентированное на внешнюю торговлю с близлежащими странами. При выборе определенных территорий в Российской Федерации для формирования особой экономической зоны, необходимо учитывать её близость к потребителям, ресурсным центрам, партнерам (в частности, зарубежным).

В-пятых, несмотря на сложную экономическую ситуацию, необходимо понимать, что развитие ОЭЗ возможно, главным образом, при формировании системы значительных льгот и преференций.

Необходимо понимать, что на сегодняшний день в мире количество особых экономических зон существенно возросло, что обуславливает снижение их стимулирующего значения для инвесторов (в большей части, зарубежных). В данном случае, важна переориентация целевых установок на развитие внутреннего рынка и внутреннего потребления.

Таким образом, в данном контексте особые экономические зоны могут стать территориями интенсивного инновационного и научного развития, а также новыми промышленными центрами, способными обеспечить необходимость внутреннего рынка России в современных эффективных механизмах и технологиях.