Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Легитимность.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
71.96 Кб
Скачать

2. Легитимность власти и ее место в современной политике

2.1. Соотношение понятий легитимность и легальность

Легитимность и легальность как две характеристики власти в периоды стабильного функционирования общества сопутствуют друг другу, когда плодотворно работают институты государства и гражданского общества, а политика осуществляется с учетом общественного мнения, интересы групп согласовываются путем достижения компромиссов.

Однако в периоды глубоких общественных преобразований, затрагивающих интересы широких социальных слоев, легитимность и легальность часто не сочетаются между собой. Формирование новых общественных отношений и социальной структуры сопровождается ломкой законодательной системы, дезорганизацией институтов власти.

В отличие от легальности, отражающей юридическую правомерность политической власти, легитимность не имеет строгого юридического содержания и связана с общественным признанием ее законности, с обоснованием правомерности решений, принимаемых властью. Легитимность и легальность власти не всегда совпадают - так, правительство, сформированное законным путем, может не пользоваться одобрением населения (например, в силу коррумпированности или проведения непопулярного политического курса), а политическая партия, путем революции (т. е., по сути, незаконно) захватившая государственную власть, может осуществлять ее достаточно долго (если деятельность данной партии, имеющей поддержку и доверие народа, окажется достаточно эффективной).

Легитимность и легальность (законность) власти – несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность – доверие и оправдание власти (характеристика психологическая). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

В отличие от легальности как юридического оформления законности легитимность юридическими функциями не обладает. Она лишь оправдывает и объясняет политические решения, отражает согласие, политическое участие без принуждения, оправдывает действия властей. Легитимная политика и власть авторитетны; легитимируя власть с помощью выборов, граждане как бы признают ее законность, выражают ей свое доверие, санкционируют «снизу» ее дальнейшую деятельность.

2.2. Легитимизация власти

Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Процесс признания легитимности власти называется легитимизацией, а потеря ею легитимности - делегитимизацией.

Согласно концепции Д. Бетхэма, легитимация власти осуществляется одновременно на трех уровнях:

Первый из них образуют правила получения и отправления власти.

Вторым уровнем являются убеждения управляющих и управляемых, касающиеся функционирования политической системы.

Третий уровень – это активное согласие управляемых, выражающееся в конкретных политических действиях.

Легитимация власти в ряде случаев может совпадать с легализацией – принятием основополагающих юридических актов, прежде всего, конституций. Механизмом легитимации могут быть выборы или референдумы, с помощью которых выявляется уровень поддержки населением лидеров, партий, институтов, нормативных актов или решений.

В идеале новая власть должна сразу иметь высокий уровень легитимности. Это достигается процедурой последовательности власти, когда уходящие в отставку высшие лица передают свои полномочия следующим. Легче всего это сделать в монархии. Право на престол наступает в результате рождения. Отсюда сложность в свержении династии – либо надо ее уничтожать физически, либо, бежав за границу, она еще длительное время будет претендовать на власть. Так, Третья республика во Франции в первое десятилетие подвергалась опасности реставрации целых трех династий: Бурбонов, Орлеанов, Наполеонов.

Чтобы обеспечить преемственность в республике, осуществляется процедура торжественной присяги президента на Конституции (Библии, Коране), водружение на него знака президента и т.п. Здесь присутствуют иностранные послы.

Как отмечает С.А. Ланцов, одно из основополагающих отличий демократической системы заключается в том, что в ней власть не может быть присвоена, но только «приобретена» в результате победы на соревновательных выборах. Другими словами, на персональном уровне легитимация власти подлежит цикличному возобновлению (подтверждению)8.

Понятно, что власть, пришедшая к власти в результате захвата, сталкивается с разрывом преемственности. Как решать вопрос? Французская революция установила норму – носитель суверенитета – народ, он и решает вопрос о власти. Однако революционную Францию первоначально не признавала ни одна монархическая страна. То же самое спустя много времени произошло и с революционным правительством Ленина – его не признал никто.

Однако легитимизация власти может осуществляться постепенно - режим укрепляет контроль над госаппаратом, формирует сильную армию, наводит порядок в экономике. Первоначально на это реагирует население самой страны – если новые порядки лучше прежних, все больше людей поддерживает их. Затем приходит время и внешней легитимизации. Страна за страной начинают признавать новый режим. Это может произойти быстро, может растянуться на десятилетия. Так, Монгольскую народную республику никто, кроме ССР и Тувы (такой же непризнанной республики) никто не признавал с 1922 по 1945 годы. В 1945 году понадобилось даже провести референдум о независимости, где 99% граждан Монголии выступили за свое государство. Лишь после этого МНР признали Китай и другие страны мира. На таком же пути находятся сейчас Абхазия и Южная Осетия. Они однозначно легитимны для своего населения (несогласных с этим грузин изгнали), но лишь несколько стран пока что признали их дипломатически.

Обеспечение легитимности власти — ее легитимизация — предмет особой заботы любой власти. Выделяется, по мнению Л.Д. Козыревой, А.Е. Хренова, несколько универсальных механизмов легитимизации власти.

1. Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизме массы, стремлении среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, вере в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей, чувстве компетентности и иллюзии контроля.

2. Политическое участие граждан прежде всего в форме выборов.

3. Политическая социализация — процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества.

5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности9.

Немаловажную роль играет и такой фактор, как убеждение своих граждан через СМИ властью. Здесь есть множество способов: и отсечение их от оппозиционной информации (закрытие газет, глушение «вражеских голосов»), и активная пропаганда всех возрастов, начиная с детских садов. Особенно эффективна политика «осажденной крепости», когда население убеждено во враждебном окружении страны. так, для многих арабских лидеров существование Израиля – возможность списать на него все проблемы своей страны; для Пакистана – Индия, для Северной и Южной Корей – наличие друг друга и т.п.

Показателем легитимности выступает реакция населения на призывы властей. Так, обещание Насера после поражения 1967 года уйти в отставку вывело на улицы миллионы египтян, которые просили его остаться. Когда Южная Корея оказалась в сложном финансовом положении в 1998 году, миллионы корейцев отдавали государству золотые украшения.

В этот сложный для мира период всех поразили жители Южной Кореи: они понесли в банки свои драгоценности. В первую очередь сдавали золотые изделия: обручальные кольца, цепочки, ожерелья, серьги, различные фигурки, которые в этой стране принято дарить друг другу… Спортсмены несли медали, завоеванные на различных международных соревнованиях. Все это сдавалось по цене лома, чтобы помочь стране преодолеть глубокий финансовый кризис. Рассказывают, что у дверей банков выстраивались очереди тех, кто принес золото. Некоторые, торопясь на работу, просто бросали через головы впереди стоящих свои украшения и уходили, не получив денег10.

В качестве эмпирических индикаторов степени легитимности власти могут рассматриваться следующие признаки:

  1. Уровень принуждения, используемый властью для осуществления своей политики (легитимная власть может вообще обходиться без прямого насилия, нелегитимная власть часто просто «сидит на штыках»). Как отмечал известный австрийский социолог права О. Эрлих, «государственное принуждение для охраны правопорядка должно использоваться преимущественно не против народного большинства, а только против небольшой группы, против изгоев, стоящих вне общественных связей лиц. Большая масса народа не должна усмиряться государством, она подчиняется правопорядку добровольно, так как чувствует, что это её порядок, порядок экономических и общественных союзов, в который интегрируется индивид»11.

  2. Наличие или отсутствие попыток незаконного свержения данного правительства или политического лидера.

  3. Консолидация конкурирующих политических элит, представленных в органах государственной власти. Это позволяет обеспечить политическое единство правящих социальных групп, а соответственно и единство формируемой государственной политики. 

  4. Наличие или отсутствие массовых акций гражданского неповиновения, а также сила такого неповиновения.

  5. Результаты выборов, референдумов, а также данные социологических исследований, если последние достоверны.

  6. Отсутствие массовой политической эмиграции граждан.

Для московских властей сейчас «тревожным звоночком» прозвучал рост недовольства москвичей идеей реновации жилья – сноса всех 5-этажек. 14 мая митинг уже собрал под 15 тысяч человек – для Москвы последних лет это большое число.

О полной легитимности власти можно говорить лишь тогда, когда возникает связь между содержанием правил политической игры, их позитивной оценкой и вырастающем из них политическом поведении на стороне политической системы, выражающем волю к сохранению системы в ее неизменных основах12.