Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Правонарушение.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
50.76 Кб
Скачать

2.4. Гражданское правонарушение

В современном гражданском законодательстве не имеется законодательного определения понятия гражданского правонарушения. С одной стороны, это плюс, поскольку в случае неохвата легальным определением какой-либо ситуации, которая интуитивно подпадает под понятие правонарушения, гражданско-правовая охранительная норма в любом случае будет действовать и восстанавливать нарушенное право, но с другой стороны, в гражданском праве могло бы содержаться абстрактное определение понятия гражданского правонарушения, которое могло бы охватывать большое количество всевозможных ситуаций, которые относятся к правонарушениям в силу традиционных доктринальных пониманий правонарушения.

Современным гражданским законодательством предоставляется защита не только субъективным гражданским правам, но и законным интересам. Примером может являться предполагаемое к введению еще Концепцией развития гражданского законодательства института защиты владения. Владение в свете Концепции не понимается как субъективное гражданское право, но также может быть нарушено, в связи с чем следует полагать, что речь идет о защите законного интереса19.

Новая редакция ст. 307 ГК РФ уже упоминает о законных интересах, согласно ее п. 3 при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Данный пункт статьи раскрывает законодательное содержание понятия добросовестности, а также отграничивает обязательство от всего возможного массива общественных отношений, в котором участвует сторона.

Добросовестность предполагает соблюдение установленных обязательством прав, а также законных интересов, которые связаны с обязательственными правами.

Такое определение границ добросовестности уже в полной мере позволяет говорить о том, что злоупотребление правом постепенно двигается в сторону признания его правонарушением, а не некоторым самостоятельным явлением.

Отсюда прослеживается общая логика законодателя о том, что должно признаваться гражданским правонарушением. Гражданское правонарушение – это нарушение субъективных гражданских прав и законных интересов.

Так, деликтные обязательства понимаются как обязательства, возникающие в связи с нарушением абсолютных гражданских прав20, говорится о принципе генерального деликта, упоминается о всяком ущербе лицу вообще21, также упоминается понимание деликта не только как противоправного действия (бездействия), но и как правомерного действия (бездействия)22. При этом правомерность в таком случае понимается как соответствие нормам гражданского законодательства. Однако противоправность все же должна пониматься несколько шире - как нарушение не только норм объективного права, но и нарушение субъективных прав.

В главе 8 ГК РФ под наименованием "Нематериальные блага и их защита" говорится о защите нематериальных благ.

Нарушение нематериальных благ имеет характер деликта и является таким же гражданским правонарушением.

Современная формулировка ст. 150 ГК РФ не позволяет говорить с уверенностью о том, чем являются нематериальные блага, однако можно сказать, что они являются объектом законного интереса, подобно тому, как владение является объектом законного интереса.

Отсюда вполне уверенно можно говорить, что, как и в случае с предыдущими примерами, гражданское правонарушение будет означать нарушение не только субъективного права, но и законного интереса.

Такими же общими чертами будут обладать и правонарушения в другой части регулируемых гражданским правом отношений - в корпоративных отношениях.

Например, в настоящее время действует глава 9.1 ГК РФ, которая предполагает такой способ защиты прав, как оспаривание решения собрания.

В отношении оспариваемых решений собраний п. 4 ст. 181.4 ГК РФ устанавливает, что для признания решения собрания недействительным одним из необходимых элементов является то, что решение должно влечь существенные неблагоприятные последствия для лица, оспаривающего собрание. Понятие существенных неблагоприятных последствий раскрывается в новой судебной практике. Согласно абз. 2 п. 109 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" к существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.

То есть здесь уже даже не говорится о субъективных правах, но речь прямо ведется о нарушении законных интересов.

Гражданское законодательство в целом стоит на позиции все более и более широкого распространения понятия правонарушения на сферу законных интересов.