Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Грабеж.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
58.76 Кб
Скачать

Глава 2. Квалифицированные и особо квалифицированные составы грабежа

2.1. Грабеж с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия

К одному из отягчающих обстоятельств законодатель относит грабеж с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, а также грабеж с непосредственной угрозой применения такого насилия. Уголовная ответственность за это преступление предусмотрена п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ.

Насилие – специальный правовой термин, определяющий противоправное физическое воздействие виновного на потерпевшего, влекущего за собой причинение боли, вред здоровью или смерть человека.

Физическое насилие при грабеже используется не с целью причинения вреда здоровью, а скорее как способ для лишения возможности потерпевшему удерживать и защищать свое имущество. В тех случаях, когда лишение имущества происходило без насилия над человеком, но для облегчения совершения изъятия имущества, то действия виновного образуют состав преступления грабежа с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья.

Лунев В.В. справедливо отмечает, что о факте насилия в основном судят по его результатам, в виде причинения смерти, телесных повреждений или психического вреда.5

Согласно п.21 Постановления Пленума ВС РФ №9 от 27.12.2002г, под насилием, не опасным для жизни или здоровья (пункт "г" части второй статьи 161 УК РФ), следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.).

В этом же пункте даются разъяснения о том, что понимать под насилием, опасным для жизни или здоровья: «Под насилием, опасным для жизни или здоровья (статья 162 УК РФ), следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

По мнению Щепелькова В., при насильственном грабеже признак насилия должен отвечать как минимум трем требованиям6:

  1. Является частью объективной стороны преступления;

  2. Применения насилия и его интенсивность охватываются умыслом виновного;

  3. Насилия применяется с целью хищения.

Таким образом, насилие входит в объективную сторону грабежа, и направлено на облегчение изъятия имущества и исключает цель причинения вреда здоровью или жизни потерпевшего.

2.2. Грабеж с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище

Следующим квалифицирующим признаком является совершение грабежа с незаконным проникновением в жилище, помещение, либо иное хранилище. На наш взгляд, это связано со ст.25 Конституции РФ, согласно которой «жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.»

Относя проникновение в жилище, помещение или иное хранилище к числу квалифицирующих эти преступления обстоятельств, законодатель справедливо учел, что завладение чужим имуществом, сопряженное с преодолением каких-либо препятствий, затрудняющих к нему доступ (так называемых строительных, конструктивных преград, запирающих устройств), свидетельствует о большей активности антиобщественной направленности личности преступника.

Проникновение в жилище, помещение, иное хранилище делает более вероятным причинение вреда как отношениям собственности, так и таким личным благам человека, как жизнь и здоровье.7

Согласно ст.15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, «жилище» понимается как «изолированные помещения, пригодные для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства».

В отличие от ЖК РФ, уголовное право по-своему трактует термин «жилище», давая ему более широкое толкование. Как справедливо отмечает Елисеев С.А, «уголовно-правовое определение жилища дает основание относить к объекту проникновения не только собственно жилые помещения, но и иные места обитания людей, не являющиеся, по букве ЖК РФ, жилищем -сараи, бани, оранжереи, летние кухни, беседки, иные хозяйственные постройки, землянки, шалаши, предназначенные их собственником для временного проживания. Но очевидно, что такая трактовка понятия «жилище» искажает смысл уголовно-правового запрета, предполагающего более строгую ответственность за преступление, наносящее вред не только отношениям собственности, но и такому социальному и личному благу, как неприкосновенность жилища.»8

Следующим важным элементом в установлении квалифицирующего признака, является уяснение конкретных границ проникновения. Само понятие незаконное проникновение, трактуется в юридической литературе как тайное, открытое или с использованием обмана вторжение в чужое жилье, помещение или иное хранилище9.

Очевидно, что ключевыми моментами незаконного проникновения является, во-первых, факт вторжения, а во-вторых, способ его совершения.

Проникновение в жилище, помещение или иное хранилище может быть совершено одним или несколькими лицами. Ответственность двух или более лиц по этому признаку наступает не только тогда, когда они все вместе проникли в помещение, но и в случаях, если туда проникло одно лицо, а другое содействовало проникновению либо приняло участие в изъятии имущества из помещения.

Таким образом, проникновение в жилище, помещение или иное хранилище выделяется как квалифицирующий признак, по причине большей антиобщественной направленности и определяется такими дополнительными признаками, как вторжение, совершенное определенным способом.

2.3. Грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору, организованной преступной группой

Грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору является квалифицирующим признаком грабежа, предусмотренного п. «а» ч.2 ст.161 УК РФ. То же деяние, совершенное организованной преступной группой является особо квалифицирующим признаком грабежа, ответственность за которое установлена п. «а» ч.3 ст.161 УК РФ.

И то, и другое деяние имеет одно общее основание – преступление совершенно группой лиц. Отличие между ними содержится в ст.35 УК РФ, согласно которой, преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. А преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Отличие между группой лиц имеющих предварительный сговор от организованной преступной группы, разъяснено в п.15 Постановления Пленума ВС РФ №29 от 27.12.2002г «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», в котором сказано, что «В отличие от группы лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления, организованная группа характеризуется, в частности, устойчивостью, наличием в ее составе организатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределением функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла.

Об устойчивости организованной группы может свидетельствовать не только большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, но и их техническая оснащенность, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы к проникновению в хранилище для изъятия денег (валюты) или других материальных ценностей).

При признании этих преступлений совершенными организованной группой действия всех соучастников независимо от их роли в содеянном подлежат квалификации как соисполнительство без ссылки на статью 33 УК РФ.»

Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее группой, подлежит уголовной ответственности за организацию и руководство ею в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части уголовного Кодекса, а также за все совершенные организованной группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность за участие в ней, в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части уголовного Кодекса, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали (ч.5 ст.35 УК РФ).

Участники организованной группы могут действовать не только как соисполнители, но и с предварительным распределением ролей в преступлении. Следовательно, в непосредственном исполнении грабежа может участвовать один или несколько исполнителей, а другие участники способствуют им в соответствии с отведенной им ролью.

Таким образом, следует принять во внимание, что во время совершения преступления грабежа, отсутствует критерий отграничения между группой лиц, действующих по предварительному сговору и организованной преступной группой. Их отличие, в соответствии с признаками организованной преступной группы, выходят за пределы совершенного преступления и находят свое отражение в таких признаках как устойчивость, организованность, неоднократность. При этом действия лиц, участвующих в грабеже в составе группы, независимо от ролей каждого участника, при квалификации действий должны рассматриваться как соисполнители преступления.

Глава 3. Отграничение от смежных составов

3.1. Отграничение грабежа от иных форм хищения

Вопросы отграничения грабежа от смежных составов, является одним из важнейших вопросов квалификации преступления. В науке уголовного права выделено несколько видов хищений, квалификация которых, в значительной степени зависит от способа его совершения.

Способ является элементом объективной стороны преступления, который выражает каким именно образом происходит обращение имущества в пользу виновного лица.

Как уже отмечалось выше, в Постановлении Пленума ВС РФ по делам о краже, грабеже и разбое, дается критерий отграничения грабежа от разбоя, выраженный в том, что если насилие не было сопряжено с опасностью для жизни и здоровья потерпевшего, то содеянное квалифицируется как грабеж. Другими словами, степень насилия является критерием отграничивающим грабеж от разбоя. В этом же постановлении дано отграничение тайного хищения от открытого, которое выражается в его открытом характере. При этом отмечается, что если в ходе совершения кражи, действия виновного обнаруживаются и виновный осознавая это продолжает совершать незаконное действие, содеянное следует квалифицировать по ст.161 УК РФ, как грабеж.

Аналогичным образом даются разъяснения в п.4 того же постановления, что если присутствующие при хищении требуют прекратить противоправные действия, а он не прекращает, то содеянное также квалифицируется как грабеж.

Отличием мошенничества от грабежа является признак того, что при грабеже потерпевший осознает, что его лишают имущества в настоящий момент, а при мошенничестве, он введен в заблуждение относительно намерений виновного, и передача вещи осуществляется в результате обмана и злоупотребления доверием.

Еще одним отличием мошенничества от грабежа, является субъект преступления. При мошенничестве это физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а при грабеже – 14 летнего.

Отличие грабежа от присвоения или растраты, предусмотренного ст.160 УК РФ заключается в особенности, которая заключается в том, что имущество как предмет хищения имеет дополнительные признаки. Субъектом присвоения или растраты является лицо, которому на законных основаниях собственником или законным владельцем имущество вверено для осуществления полномочий: распоряжения, управления, доставки, хранения.10 Другими словами, в отличие от субъекта грабежа, субъектом присвоения или растраты может стать лишь то лицо, которому было доверено чужое имущество.

Таким образом, различные формы хищения отграничиваются между собой в основном по признакам объективной стороны преступления, в частности по способу посягательства на чужое имущество. В отдельных случаях, отграничивающим признаком может служить субъект преступления.

3.2. Отграничение грабежа от иных преступлений против собственности

Достаточно актуальным в правоприменительной практике, складывающейся по делам о преступлениях против собственности, является вопрос отграничения насильственного грабежа от вымогательства.

Проводя разграничение между насильственным грабежом, с одной стороны, и вымогательством — с другой, обычно указывают на два различия сопоставляемых преступлений. Первое связывают с предметами этих преступлений, второе — с содержанием психического насилия. Так это или нет, будет понятно в ходе нашего рассуждения.

Говоря о вымогательстве, Яни ПС отмечает, что «вымогательство представляет собой сопряженное с определенного характера угрозами требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершение других действий имущественного характера»11.

Другими словами вымогательство подразумевает наличие угрозы применения любого насилия, при обязательном условии, что угроза воспринимается потерпевшим как реальная.

Потерпевшим от вымогательства может быть признан не только собственник, но и любой другой фактический обладатель имущества, например, охранник в музее.

Таким образом, при грабеже предметом хищения является чужое имущество, в то время как при вымогательстве он значительно шире – чужое имущество, права на чужое имущество, иные действия имущественного характера, которые потерпевший должен совершить в пользу виновного.

Следующим отличием грабежа от вымогательства, является наличие последствий или момент окончания преступления. Вымогательство не предполагает наступления последствий в форме причинения ущерба основному объекту посягательств – собственности. В отличие от него, при совершении грабежа всегда причиняется ущерб собственнику или владельцу имущества.

Следующим существенным отличием является угроза применения насилия. В состав вымогательства угроза его применения, входит в объективную сторону преступления и является обязательным его признаком. В этом случае, угрозу насилием можно оценивать как способ совершения преступления. Грабеж в этом плане отличается тем, что как было сказано выше, является лишь средством завладения имущества и носит факультативный характер.

Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, предусмотренного ст.165 УК РФ, в отличие от грабежа, также отличается способом его совершения. В данном случае, он совпадает со способом хищения, предусматривающим мошенничество.

Однако данное преступления, во-первых, не считается хищением, во-вторых, предусматривает уголовную ответственность только за крупный размер ущерба.

Таким образом, в вопросах отграничения грабежа от других преступлений против собственности, можно сделать вывод, что такое отграничение выражается в большем количестве признаков, чем в разграничении видов хищения, а также, в некоторых случаях отличается по особенностям законодательной конструкции самих составов преступлений.

Заключение

В результате рассмотрения вопросов, касающихся вопросов уголовно-правовой характеристики грабежа, его квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, а также проблем отграничения от смежных составов, можно сделать обобщенные выводы.

Во-первых, грабеж является одной из разновидностей хищений, с особым способом его совершения – открытым. Что указывает на более агрессивную и антиобщественную направленность личности преступника.

Во-вторых, грабеж является преступлением со сложным объектом, а объективная сторона преступления характеризуется прежде всего открытым способом хищения имущества. Состав преступления грабежа относится к материальному составу, в связи с чем, момент окончания преступления определяется моментом завладения имуществом и возможностью виновного распоряжаться им по своему усмотрению.

По своей субъективной стороне грабеж соответствует совокупности субъективных признаков хищения и не отличается от его иных форм.

В-третьих, грабеж имеет квалифицированные и особо квалифицированные виды состава преступления. Их признаки относятся к объективной стороне преступления. В некоторых случаях, их наличие приводит к конкуренции уголовно-правовых норм смежных составов преступлений.

Отграничение грабежа от иных форм хищений, происходит, в основном по объективной стороне преступления, в частности по способу посягательства на чужое имущество. В отдельных случаях, отграничивающим признаком может служить субъект преступления.

При сравнении грабежа с иными преступлениями против собственности, наблюдаются более сложные пути разграничения смежных с грабежом составов. Так, в некоторых случаях отграничивающим критерием служит предмет преступления и его характеристика, в других, законодательная конструкция связанная с моментом окончания совершенного преступления, а также ряде других признаков преступления.

В качестве общего итога, можно сделать вывод о достаточной проработанности не только уголовно-правовых норм, предусмотренных ст.161 УК РФ, но и используемых терминов и понятий, прямо относящихся к данной норме. Очевидно, что доминирующее уголовно-правовое значение в грабеже играет способ его совершения.