Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Преступное сообщество-2.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
147.46 Кб
Скачать

Глава I. Уголовно-правовая характеристика организации преступного сообщества: современные реалии

1.1 Правовая конструкция организации преступного сообщества: понятие, признаки и формы преступного сообщества. Отграничение от смежных составов

Согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ преступное сообщество (преступная организация) - это структурированная организованная группа или объединение организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

Исходя из указанного определения, преступное сообщество может действовать как в форме структурированной организованной группы, так и в форме объединения организованных групп.

Объединение организованных групп согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней)"1 предполагает наличие единого руководства и устойчивых связей между самостоятельно действующими организованными группами, совместное планирование и участие в совершении одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, совместное выполнение иных действий, связанных с функционированием такого объединения.

Объединение организованных групп предполагает, что ему предшествовало наличие как минимум двух самостоятельных организованных групп. А. Козлов предлагает два варианта охвата преступным сообществом тех или иных организованных групп - путем поглощения или же путем частичного внедрения2. В первом случае отдельные организованные группы со своими задачами и целями полностью вливаются в преступное сообщество, подчиняются его задачам и целям, соответственно утрачивая свои задачи и цели или откладывая их реализацию на отдаленную перспективу. При этом возникает единая сплоченная организация, в которой нет места самостоятельности организованных групп вне целей и задач сообщества. Во втором случае та часть функций, которая вошла в преступное сообщество, утрачивает свою самостоятельность, подчиняясь общим целям и задачам сообщества, и в этой части прежние организованные группы перестают быть самостоятельными организованными группами, создавая преступное сообщество. В другой своей части, не охваченной преступным сообществом, организованные группы сохраняют свою самостоятельность и остаются организованными группами, поэтому здесь мы видим и сплоченную организацию, и отдельные организованные группы.

С ним согласен Ю. Цветков, который также обращает внимание на то, что в результате объединения нескольких организованных групп самостоятельность каждой из них может быть утрачена, а функции руководителя переданы единому руководящему органу, в этом случае преступная организация перестает быть объединением организованных групп и обретает форму сплоченной организованной группы. Практический смысл приобретает указанная форма преступного сообщества только тогда, когда у каждой из объединившихся организованных групп остается собственный руководитель, а сами группы сохраняют некоторую автономию внутри объединения3.

В то же время наличие единого руководящего органа обязательно. Руководящий орган может быть:

1) единоличным.

2) коллективным, состоящим из организаторов или руководителей организованных групп, вошедших в объединение.

При отсутствии единого руководства в объединении организованных групп нельзя говорить о наличии преступного сообщества.

Руководство, осуществляемое коллегиальным органом управления, представляет собой коллективные действия двух или более лиц по управлению и координации совместной преступной деятельности объединенных преступных групп. А также, как отмечает А. Мондохонов, такое руководство может осуществляться двумя или более лицами попеременно (например, в случаях ареста, осуждения одного из руководителей, выезда на длительное время за пределы региона, государства в связи с объявлением в розыск и т.п.)4.

При коллегиальном органе управления каждый его член может обладать равными полномочиями по руководству организацией, а решения могут приниматься коллегиально, либо же коллективный руководящий орган может возглавляться одним лицом, а другие его участники - осуществлять лишь отдельные функции по руководству преступным сообществом. При этом выполнение хотя бы одной из функций членом коллективного органа управления должно квалифицироваться как руководство преступным сообществом вне зависимости от продолжительности и характера ее осуществления.

Объединение организованных групп, кроме того, предполагает наличие устойчивых связей между самостоятельно действующими организованными группами, совместное планирование и создание условий для совершения преступления, а также непосредственно участие в совершении одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений. По мнению Л. Гаухмана, под устойчивыми связями следует понимать прочные и относительно постоянные связи между организаторами, руководителями и иными представителями указанных организованных групп, которые основаны на единстве цели совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений5. На наш взгляд, об устойчивых связях может свидетельствовать наличие общего органа управления, слияние денежных средств организованных групп в единую кассу, выработка единых внутриорганизационных правил общения и единой стратегии общей преступной деятельности, переговоры между руководителями организованных групп, совместные собрания участников групп, установление непосредственных контактов между ними, оказание помощи в материально-техническом обеспечении, предоставление услуг специалистов, совместная выработка системы защиты от посягательств на территорию и сферы влияния, а также защиты от правоохранительных органов.

Разработку планов и создание условий для совершения преступления А. Мондохонов определяет как деятельность участников организованных групп по подготовке совместных мероприятий, направленных на совершение преступлений либо облегчение их совершения, с определением сроков и исполнителей6. На наш взгляд, разработка планов и создание условий для совершения преступления представляют собой комплекс действий, направленных на планирование дальнейшей совместной преступной деятельности. К разработке планов можно отнести: предложение и обсуждение самих планов, их согласование и утверждение, рассмотрение вариантов их реализации, возможных препятствий и путей их преодоления. Создание условий совершения преступления может выражаться в информационном обеспечении участников совершения преступлений, в организации отвлекающих факторов.

Выделение двух форм преступного сообщества также необходимо для определения способа создания преступной организации: было ли это объединение двух отдельных организованных групп, самостоятельно осуществлявших преступную деятельность в течение определенного периода времени, или же организованная группа переросла в преступное сообщество путем выделения другой организованной группы (структурного подразделения), например, в целях расширения сфер преступной деятельности.

При создании преступного сообщества путем объединения организованных групп встает вопрос о численности подобных преступных формирований. Законодателем точно не установлено минимальное количество членов преступного сообщества для возможности признания его таковым.

Организацию преступного сообщества необходимо отличать от таких преступлений, как «организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», а также «бандитизм», предусмотренных соответственно ст. ст. 208 и 209 УК РФ.

Организация преступного сообщества отличается от организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем двумя признаками.

Первый – объективный – состоит в том, что для организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем необходимо наличие оружия, вооружения, что не всегда требуется для состава организации преступного сообщества.

Второй отличительный признак – субъективный – цель совершения преступления. Организации незаконного вооруженного формирования или участию в нем не присуща цель совершения именно тяжких, особо тяжких или любых других преступлений, а организация преступного сообщества всегда характеризуется с субъективной стороны целью совершения тяжких или особо тяжких преступлений. В ст. 208 УК РФ имеется в виду создание такого вооруженного формирования, которое не предусмотрено федеральным законом. В понимании членов такого формирования цели его могут быть и общественно полезными, например защита населения от возможных боевых действий со стороны экстремистски или националистически настроенных групп.

От бандитизма организацию преступного сообщества отличают также объективные и субъективные признаки.

Первым – объективным является вооруженность, всегда присутствующая в составе бандитизма.

В комментируемом составе преступления такой признак присутствует не всегда, преступное сообщество может и не иметь ни одной единицы оружия, так как может быть создано для совершения таких преступлений, которые не требуют для этого применения оружия (например, преступлений экономической направленности).

Вторым объективным признаком, характеризующим отличие организации преступного сообщества от бандитизма, является прямо указанная в ч. 4 ст. 35 УК РФ степень сплоченности. Последняя предполагает распределение обязанностей не только между членами, но и между группами, усложнение организационно-иерархических связей, наличие системы защитных мер, обеспеченность специальной техникой. Этот признак характеризует не столько криминалистическую характеристику преступлений, для совершения которых создается сообщество, сколько степень организационного единства. Свою роль здесь играет и количественный показатель числа участников.

Субъективным отличительным признаком является содержание цели. Бандитизму присуща цель нападения на граждан или организации, которое может быть тяжким, особо тяжким и иным по тяжести преступлением. Для рассматриваемого состава преступления характерна цель совершения только тяжких или особо тяжких преступлений, причем выражающихся не только в нападениях, но и в других действиях.

Таким образом, увеличение числа лиц не будет способствовать совершенствованию правоприменительной практики, так как преступное сообщество чаще всего состоит не из двух, трех или четырех человек, а из нескольких десятков или сотен. В связи с этим при квалификации преступлений как совершенных преступных сообществом важно установить минимальное количество участников, необходимое для наличия соучастия в целом.