Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Договор (функции).docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
91.68 Кб
Скачать

1. Теоретические основы исследования функций договора

    1. Понятие и содержание функционального подхода к исследованию правовых явлений

Социальное назначение права состоит прежде всего в регулировании им общественной жизни, в нормировании отношений, связанных с производством, распределением и потреблением, с организацией определенной общественной дисциплины. В условиях государственной организации общества право представляет собой также необходимый инструмент поддержания определенного порядка общественных отношений.

Регулирование правом общественных отношений достигается в значительной степени благодаря тому, что оно является системой норм, указывающих широкому кругу участников общественных отношений варианты определенного поведения. Социальное значение права с самого начала проявляется в необходимости осуществления им регулятивной (правилоустановительной, правилоуказывающий) функции, направленной на координирование поведения людей.

Таким образом, в отечественном теоретическом правоведении совершенно справедливо функционально-правовая система рассматривается с точки зрения способов воздействия на общественные отношения.

Познание природы (сущности, принципов, содержания) права предполагает его функциональный анализ, поскольку именно он позволяет выявить качество его элементов, обобщить их, выявить их связи и взаимодействия, а также исследовать отношение между правом как особой социальной подсистемой и его «операциональной средой», представленной деятельностью иных важнейших общественных подсистем – экономикой, политикой, религией, нравственностью, культурой и др.

Как верно отмечал Т. Н. Радько, методологическая ценность функций права состоит в том, что эта категория позволяет «не размельчать» проблему путем выяснения «творческой особенности каждой нормы», а увидеть «магистральные пути воздействия права» на общественные отношения2.

Изучение его функций позволяет решить проблему целеполагания при формулировке юридических норм, способов реализации свойств права,

прояснить его потенциал при решении социальных задач, выявить преемственность в воздействии права на общественные отношения3.

Методологическая специфика функционального подхода состоит в том, что функция элемента (правовой подсистемы) задается на основании принципа «включения», а именно – выводится из потребностей более широкого целого (системы общества)4.

В современной исследовательской практике знание функциональных зависимостей нередко используется как основание для предсказывания результатов взаимодействия без изучения механизма его становления. Такой прием весьма удобен в отношении структурно-сложных, не освоенных теорией объектов, находящихся в устойчивых связях между собой.

Сравнение способов понимания функции позволяет оценить познавательные возможности каждого из них. Неприемлемым, прежде всего, представляется приравнивание, отождествление учеными-юристами функций и целей правовых категорий. Цель выражает желаемый конечный результат, который достигается при осуществлении правовых установлений. Однако правовая категория может воздействовать на различные стороны социальной действительности, даже когда предусматриваемые цели при этом не достигнуты. Если определять функции правовой категории как ее цели, то могут оказаться неучтенными важные аспекты влияния правового механизма на жизнь общества.

Также трудно согласиться с рассмотрением функций в качестве направлений воздействия правовых категорий на отношения, возникшие между другими субъектами. Методологически чрезвычайно важно вычленить и четко очертить те целостные объекты, относительно которых проявляется та или иная функция, поскольку их природой определяется содержание функций.

С учетом изложенного представляется возможным рассматривать правовую функцию как некоторый результат воздействия правовой категории на соответствующие участки социальной деятельности, обусловленный спецификой этой категории, способами такого воздействия.

Применительно к договору термин, а вместе с тем и понятие «функция», приобретают конкретный смысл и значение.

Сам по себе функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие договора, увидеть его практическое предназначение и роль в праве и экономике; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание понятия договора, механизм его действия в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования структуры договора для дальнейшего более качественного регулирования отношений между сторонами.

Сущность договора проявляется в его функциях, которые, в свою очередь, отражают основные направления воздействия договора на правовые и общественные отношения.

Функциональное назначение выражается в том, что договор выступает регулятором общественных отношений в гражданском обороте. Это основное функциональное предназначение договора проявляется в ряде более конкретных функций.

Проблема функций гражданско-правового договора до сравнительно недавнего времени не привлекала к себе пристального внимания ученых-юристов, что, естественно, не исключало и не исключает актуальности выяснения этих вопросов. Нельзя не отметить то обстоятельство, что указанная проблема все-таки получила определенное освещение применительно к одной весьма обширной категории гражданско-правовых договоров, а именно к хозяйственному договору. Вместе с тем вопрос о том, что такое «функция договора», как-то затерялся на перекрестках научных мнений. По мнению ряда исследователей «договорной проблемы», вопрос о функциях договора, если не целиком, то в основном исчерпывается постановкой и решением вопроса о значении гражданско-правового договора5.

Заслуживают пристального внимания суждения специалистов, уже предпринимавших попытки проанализировать и сконструировать понятие функции договора.

Сказать, что в современной науке исследователи широко оперируют термином «функции договора», пожалуй, еще нельзя. Вместе с тем нельзя не согласиться с тем, что авторы научных работ, в которых так или иначе рассматривается проблема функций гражданско-правового договора, действительно уклоняются от определения анализируемого понятия. Данный термин оказался на уровне интуитивного понимания, лишенного четких форм научной логики, которая исключает возможность подмены понятий, смешения рода с видом, формы с содержанием и т. д.

В связи с этим обращает на себя внимание высказывание В.Г. Вердникова, который следующим образом сформулировал свое мнение применительно к понятию функции хозяйственного договора: «Под функцией хозяйственного договора мы понимаем выражение основных целей использования договорной формы отношений между социалистическими организациями в области хозяйства, проявление основного назначения этого договора»6.

Представляется, что такое понимание существа функции договора вряд ли можно отнести к числуприемлемых по следующим основаниям.

1. Любая функция (безотносительно к тому, о каком объекте идет речь) является выражением (или проявлением) действия самого объекта. Функция — это само отправление, сама деятельность, а не форма (выражение) этой деятельности.

2. Функция договора не может отождествляться с выражением целей его использования. Цель сделки, а следовательно, и любого гражданско-правового договора — это субъективно желаемое для ее участников возникновение, изменение или прекращение их прав и обязанностей, которое должно произойти после совершения сделки и ее исполнения. Правовая цель, как и всякая иная, субъективна, в ней находит свое выражение внутреннее устремление лица, участвующего в сделке. Наличие правовой цели сообщает сделке соответствующую направленность совершаемого правового действия. Конечно, цель того или другого договора, так или иначе, проявляется в его функционировании, но сама по себе цель лежит вне пределов анализируемого юридического факта, а следовательно, и его функций.

3. Вряд ли удачна привязка существа функции договора к выражению целей использования договорной формы отношений между субъектами гражданского права, к проявлению назначения данного договора. Отмеченные моменты скорее свидетельствуют о значимости анализируемого юридического акта, нежели раскрывают его функции.

4. Наконец, нельзя не отметить, что В.Г. Вердников в известной мере допускает отождествление договора с его правовым результатом, когда, говоря о функциях договора, оперирует понятием договорной формы отношений междусоответствующими субъектами гражданского права. Очевидно, договорная форма отношений — это не что иное, как та правовая форма, которую приобретает соответствующая социальная связь в результате правового регулирования. Однако правовая форма — это основанная на нормах права система юридически возможного и юридически необходимого. Применительно к рассматриваемому кругу явлений юридическая форма представляет собой то правоотношение, которое возникает из соответствующего договора.

Недопустимость отождествления юридического факта и правоотношения общеизвестна и не нуждается в каком-либо специальном обосновании. Поскольку это именно так, и указанные правовые феномены различны, то недопустимо смешение их функций или раскрытие функций одного явления (договора) через «выражение целей использования» другого (правоотношения). Думается, что подобное смешение и основанные на них допущения неприемлемы.

Исходя из анализа правовой литературы, главным образом, по общей теории права, в которой в том или ином аспекте затрагивались проблемы различных составляющих правовой системы и применяемых авторами методологических подходов, функцию гражданско-правового договора можно определить как характер и степень целенаправленного и активного его воздействия на отношения между субъектами торгового оборота и другими лицами, то есть как одну из форм проявления его сущности.

Договор реализует свое назначение посредством соответствующего выполнения присущих ему функций. Именно через функции договора достигаются цели и решаются задачи, стоящие перед ним.

Следовательно, функция договора — это не форма (выражение,проявление и т. п.), а известный вид действия (либо воздействия) рассматриваемого юридического объекта на взаимоотношения его участников и иных лиц. Причем отмеченное обстоятельство не следует трактовать механически: вначале есть договор, потом он действует и лишь затем появляется та или другая правовая связь. Может иметь место и иная последовательность, когда стороны своим соглашением прекращают существование наличной правовой связи, модифицируют ее содержание и др.

Таким образом, вопрос о функциях договора имеет не только теоретическое, но и особо важное практическое значение. Он позволяет взглянуть на договор не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонних возможностей в ходе правового регулирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить уровень его эффективности и предсказать перспективы развития договорных связей.

Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций хозяйственного договора является вполне естественным и понятным, если иметь в виду сложность и многогранность рассматриваемой категории.

Для дальнейших исследований данной проблемы в теоретическом и практическом плане было бы более оправданным и конструктивным сосредоточиться на выявленных в процессе исследования следующих общих чертах, характеризующих функции договора.

1) Функции договора имеют комплексный, синтезирующий характер. Они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью участников или отдельными аспектами применения договора. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов реализации договора.

2) По своему характеру, содержанию и назначению функции никогда не бывают нейтральными. Они всегда выражают и отражают сущность и содержание конкретного договора. В них неизменно проявляется та реальная и ориентированная роль, которую выполняет договор в процессе решения, поставленных задач сторонами договора.

3) В функциях договора прослеживается прямая связь не только с сущностью и содержанием договора, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития, основными целями и задачами. Характер функций определяется не только сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач.

Именно в эпоху рыночных отношений договор представляет собой основную правовую форму связи участников. Договор становится основным регулятором деятельности контрагентов, является той правовой формой, в которой товаровладельцы признают друг в друге собственника товара и в которую облекается переход товара от одного собственника к другому.

Между тем существенное расширение рыночных отношений, богатство форм и разнообразие заключаемых договоров все же потребовали сохранения фундаментальных принципов договорных отношений, тех принципов, которые сделали договор универсальной формой жизни рынка.

Нормативные акты создают лишь правовую основу предпринимательской деятельности, договор же устанавливает конкретный правовой режим экономический связей между партнерами. Он определяет порядок и условия исполнения договорных обязательств, формы взаимодействия сторон, контроль над выполнением обязательств, учитывает специфические особенностиконкретных взаимоотношений сторон. Договор выполняет и функцию оценки результатов предпринимательской деятельности7.