Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Третий семестр 1 занятие.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
158.68 Кб
Скачать

4. Определение объекта преступления

К сожалению, в Постановлении N 12 не уделено внимание такому важному вопросу, как объект преступления (объект контрабанды).

Определение объекта контрабанды имеет важное значение для определения места преступлений, признаваемых контрабандой, в Особенной части УК РФ.

Преступления, предусмотренные статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, имеют основной и дополнительный непосредственные объекты, то есть всегда посягают на две группы отношений. Деление непосредственных объектов на основной и дополнительный происходит не по критерию важности (первостепенности) охраняемого общественного отношения (интереса), а по их связи с видовым объектом.

Например, для преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ, основным непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения. Определение именно этих отношений основным непосредственным объектом обусловлено их связью с видовым объектом преступлений, включенных в главу 25 УК РФ, которым принято считать совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений, обеспечивающих безопасность здоровья населения и общественной нравственности. Дополнительный непосредственный объект этого преступления образуют общественные отношения, связанные с установленным порядком перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации (таможенные отношения).

Такой же дополнительный непосредственный объект и у преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, включенного в главу 24 УК РФ, тогда как основным непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность в сфере оборота сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Основные непосредственные объекты преступлений, предусмотренных статьями 200.1 и 200.2 УК РФ, соответствуют видовому объекту главы 22 УК РФ. Для ст. 200.1 УК РФ это общественные отношения, обеспечивающие устойчивость валюты государств - членов ЕАЭС и стабильность внутреннего рынка ЕАЭС, а для ст. 200.2 УК РФ - общественные отношения, защищающие рынок алкогольной продукции и табачных изделий. Дополнительными основными объектами этих преступлений являются таможенные отношения - общественные отношения, связанные с установленным порядком перемещения соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (ст. 200.1 УК РФ) либо таможенную границу Таможенного союза (ст. 200.2 УК РФ).

Установление основного непосредственного объекта необходимо не только для определения места преступления в системе Особенной части УК РФ. Без установления непосредственного объекта преступления (как основного, так и дополнительного) невозможно сделать вывод о наличии состава преступления, ведь непосредственный объект является обязательным элементом состава преступления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации, уклонившись от дачи разъяснений по вопросу определения объекта преступления, оставил сомнения в отношении возможности признания преступлениями ряда деяний, указанных в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ.

Как уже было отмечено, названными статьями признается контрабандой незаконное перемещение соответствующих предметов как через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (таможенную границу ЕАЭС), так и через Государственную границу Российской Федерации. При этом возникает вопрос, будет ли во втором случае (когда происходит незаконное перемещение указанных в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ предметов контрабанды через Государственную границу Российской Федерации внутри таможенной территории ЕАЭС) иметь место причинение ущерба таможенным отношениям.

Если такого ущерба не будет, то не будет и дополнительного объекта, и, соответственно, такого рода деяния не образуют состава преступлений, предусмотренных статьями 226.1 и 229.1 УК РФ.

Четкий ответ на этот вопрос ожидали от разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Однако в Постановлении N 12 приводятся как разъяснения лишь следующие положения общего характера: "...необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства - члена Союза (ЕАЭС. - Прим. автора) на территорию другого государства - члена Союза имеет свои особенности. В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пункт 3 статьи 29 Договора (Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 декабря 2014 г. - Прим. автора) допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи Договора. При этом порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории Союза определяется в соответствии с Договором, а также международными договорами в рамках этого Союза. Кроме того, на территории Российской Федерации, исходя из положений пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие свободный оборот отдельных веществ или предметов, в частности, представляющих угрозу общественной безопасности".

При таких разъяснениях невозможно сделать однозначный вывод о том, что незаконное перемещение соответствующих предметов через Государственную границу Российской Федерации внутри таможенной территории ЕАЭС посягает на таможенные отношения (является таможенным преступлением, т.е. контрабандой).

Классическое понимание контрабанды основано на признании преступлением незаконного перемещения предметов (товаров) с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства. В рассматриваемом случае устанавливается ответственность за незаконное перемещение предметов (товаров) внутри таможенной территории ЕАЭС - с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС. Таможенной территории Российской Федерации в настоящее время не существует. То, что ранее признавалось таможенной территорией Российской Федерации, является в настоящее время лишь одной из составных частей таможенной территории ЕАЭС.