Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Третий семестр 1 занятие.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
158.68 Кб
Скачать

Новые разъяснения по делам о контрабанде а.В. Федоров

Федоров Александр Вячеславович, главный редактор журнала "Наркоконтроль", кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

1. Объективные причины, обусловившие необходимость подготовки Постановления n 12

Потребовалось более 5 лет для того, чтобы на уровне Пленума Верховного Суда Российской Федерации дать разъяснения по вопросам, связанным с внесенными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ существенными изменениями в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ), касающимися ответственности за контрабанду.

Этим Законом была признана утратившей силу ст. 188 "Контрабанда" УК РФ и одновременно глава 25 УК РФ "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" дополнена ст. 229.1 УК РФ, устанавливающей ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а глава 24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности" дополнена ст. 226.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей.

В последующем в УК РФ неоднократно вносились изменения, касающиеся уголовной ответственности за контрабанду.

Так, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ <4> в число предметов контрабанды, ответственность за которую устанавливалась ст. 226.1 УК РФ, дополнительно включены особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, включенным в Красную книгу Российской Федерации, и (или) охраняемые международными договорами, их части и производные. Глава 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности" Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ <5> дополнена ст. 200.1 УК РФ "Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов", а Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ - ст. 200.2 УК РФ "Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий".

Таким образом, вместо одной статьи 188 УК РФ в настоящее время как минимум уже 4 статьи УК РФ предусматривают ответственность за контрабанду.

Вопрос о целесообразности признания утратившей силу ст. 188 УК РФ и включения в разные главы УК РФ нескольких статей об ответственности за контрабанду остается дискуссионным, и споры по этому поводу продолжаются.

В частности, одни считают, что законодатели, внося изменения в УК РФ, не учли теоретические положения уголовного права, и в первую очередь теорию объекта преступления, имеющую важное значение для построения Особенной части УК РФ, и, по их мнению, все виды контрабанды следует включить в одну статью главы "Преступления в сфере экономической деятельности".

Другие считают, что контрабанда должна быть отнесена к преступлениям против общественной безопасности.

Третьи, напротив, приходят к выводу, что произошедшие изменения уголовного законодательства о контрабанде полностью соответствуют теории объекта преступления и целесообразность "расчленения" ст. 188 УК РФ на несколько статей должна оцениваться с позиций происходящих в Российской Федерации социально-экономических преобразований, ее участия в международном сотрудничестве и международных интегративных экономических объединениях (союзах) государств.

Внесение указанных изменений в УК РФ потребовало участие Российской Федерации в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС).

ЕврАзЭС учреждено в 2000 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

В 2009 году три страны ЕврАзЭС - Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Этим международным договором названные государства приняли Таможенный кодекс Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС), в соответствии с которым территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют Единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. С 1 июля 2011 г. на внутренних границах этих трех стран снят контроль за перемещением товаров.

Столь глобальные изменения потребовали изменений национальных законодательств государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе и уголовного законодательства в части ответственности за контрабанду, чем и было обусловлено признание утратившей силу ст. 188 УК РФ и дополнение УК РФ статьями 226.1, 229.1 и 200.1 УК РФ.

10 октября 2014 г. главы государств России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали документы о ликвидации ЕврАзЭС в связи с началом функционирования с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и, как следствие, включенная Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ в УК РФ ст. 200.2 уже определяла контрабанду как незаконное перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза (без указания "в рамках ЕврАзЭС"). Так была поименована таможенная граница Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На наш взгляд, необходимо использовать в ст. 200.2 УК РФ официальное наименование таможенной границы ЕАЭС, а также внести соответствующие изменения в статьи 226.1, 229.1 и 200.1 УК РФ.

Так как это еще не сделано, в Постановлении N 12 дано разъяснение, что с учетом положений пункта 2 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. под используемыми в статьях 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ терминами "таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" ("таможенная граница Таможенного союза") следует понимать таможенную границу Евразийского экономического союза.

В то же время Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) определено, что до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.

Таким образом, с начала функционирования ЕАЭС между тремя государствами - членами ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан) отношения по-прежнему регулирует ТК ТС.

С присоединением Армении <14> и Киргизии <15> к Договору о ЕАЭС и, соответственно, другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза договорам эти страны также стали членами Таможенного союза.

Указанные события, на первый взгляд далекие от уголовного права, на самом деле имеют большое значение для правильной квалификации контрабанды.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание, что для уяснения статей 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ требуется знание обширного массива нормативных актов и международных договоров, не являющихся уголовными законами, для разъяснения понятий "таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС", "таможенная граница Таможенного союза", "Государственная граница Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС", а также перечня государств, подпадающих под понятие "государство - член Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС", потребовалась подготовка постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по наиболее сложным вопросам правоприменения норм об уголовной ответственности за контрабанду, ибо одно доктринальное толкование норм закона не может обеспечить единообразную судебную практику по делам указанной категории.