Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
интернатура / лекции / Лекция 5 Бета-агонисты в лечении больных БА клинико-фармакологическая характеристика.docx
Скачиваний:
71
Добавлен:
25.04.2022
Размер:
36.83 Кб
Скачать

Эффекты респираторных β2−адреномиметиков

β2−агонисты рассматриваются как функциональные антагонисты, обусловливающие обратное развитие бронхоконстрикции вне зависимости от имевшего места констрикторного воздействия. Это обстоятельство представляется чрезвычайно важным, поскольку многие медиаторы воспаления и нейротрансмиттеры обладают бронхоконстрикторным эффектом.

В результате воздействия на β−адрено−рецепторы, локализующиеся в различных отделах ДП, выявляются дополнительные эффекты β2−агонистов, которые объясняют возможность их профилактического использования.

Стимуляция β2−адренорецепторов эпителиальных клеток, железистых клеток, гладких мышц сосудов, макрофагов, эозинофилов, тучных клеток уменьшает высвобождение медиаторов воспаления и эндогенных спазмогенов, способствует восстановлению мукоцилиарного клиренса и микрососудистой проницаемости. Блокада синтеза лейкотриенов, интерлейкинов и фактора некроза опухолей−альфа тучными клетками и эозинофилами препятствует дегрануляции тучных клеток и эозинофилов, тормозя выделение гистамина, секрецию слизи, и улучшает мукоцилиарный клиренс, подавляет кашлевой рефлекс, снижает проницаемость кровеносных сосудов. Стимуляция β2­адренорецепторов холинергических волокон уменьшает бронхоконстрикцию, обусловленную гиперпарасимпатикотонией.

К эффектам респираторных β2−адреномиметиков не относят: Бронхоконстрикцию

Микрокинетическая диффузионная теория g. Andersen

Продолжительность действия и время наступления бронхолитического эффекта определяются различной липофильностью β2-­агонистов. Формотерол занимает промежуточное место по показателю липофильности (420 ± 40 ед.) между сальбутамолом (11 ± 5 ед.) и сальметеролом (12 450 ± 200 ед.). Сальметерол проникает в липофильный слой мембраны и затем медленно диффундирует через мембрану к рецептору, приводя к его длительной активации (при более позднем начале действия). Сальбутамол, попадая в водную среду интерстициального пространства, быстро взаимодействует с рецептором и активирует его, не образуя при этом депо. Формотерол образует депо в плазматической мембране, откуда диффундирует во внеклеточную среду и затем связывается с β2−АР.

Рацематы. Препараты селективных β2−агонистов являются рацемическими смесями двух оптических изомеров R и S в соотношении 50 : 50. Установлено, что фармакологическая активность R изомеров в 20 100 раз выше, чем S−изомеров. Показано, что R−изомер сальбутамола проявляет свойства бронхолитика. В то же время S−изомер обладает прямо противоположными свойствами: оказывает провоспалительное действие, увеличивает гиперреактивность, усиливает бронхоспазм; кроме того, он значительно медленнее метаболизируется. Недавно был создан новый препарат для небулайзеров, содержащий только R−изомер, эффективный в дозе 25 % от рацемической смеси.

Полные и частичные агонисты β2−АР. Полнота β−агонизма определяется в сравнении с изопреналином, который способен активировать рецептор так же, как естественные катехоламины. Сальметерол называют «сальбутамолом на ножке»: его молекула состоит из активной части (которая непосредственно взаимодействует с рецептором и фактически является сальбутамолом) и длинной липофильной части, которая обеспечивает пролонгированный эффект, связываясь с неактивной частью рецептора. При этом частичные β2−агонисты увеличивают концентрацию цАМФ в 2–2,5 раза. «Шарнирный» механизм активации β2−АР сальметеролом и необходимость занимать 1 из 30 возможных его пространственных положений обусловливают частичный агонизм. Формотерол является полным агонистом β2−АР: после его применения внутриклеточная концентрация цАМФ увеличивается в 4 раза. Это обстоятельство клинически наиболее выраженно проявляется у больных, не отвечающих на терапию сальметеролом (EFORA, 2003).

Развитие толерантности. Интенсивная стимуляция β2−агонистами β2−АР приводит к торможению передачи сигнала (десенситизации рецепторов), интернированию рецепторов (уменьшению числа рецепторов на поверхности мембраны), а в дальнейшем и к прекращению синтеза новых рецепторов (down−регуляция). В основе десенситизации β2−АР лежит фосфорилирование цитоплазматических участков рецептора цАМФ−зависимыми протеинкиназами. Нужно отметить, что β−рецепторы гладких мышц ДП обладают довольно значительным резервом, и поэтому они более устойчивы к десенситизации, чем рецепторы нереспираторных зон. Десенситизация β2−АР вызывает снижение ответа на 40 % после 2−недельного применения формотерола и на 54 % после аналогичного применения сальметерола. Установлено, что у здоровых лиц быстро развивается толерантность к высоким дозам сальбутамола, а к фенотеролу и тербуталину — нет. Вместе с тем у больных БА толерантность к бронхолитическому эффекту β2−агонистов появляется редко, гораздо чаще развивается толерантность к их бронхопротективному действию. H.J. van der Woude et al. (2001) установили, что на фоне регулярного применения больными БА формотерола и сальметерола их бронхолитический эффект не снижается, бронхопротективное действие оказывается выше у формотерола, но при этом значительно меньше выражено бронхолитическое действие сальбутамола. Восстановление β2−АР при десенситизации происходит в течение нескольких часов, при down−регуляции — в течение нескольких суток. ИГКС обеспечивают быстрое (в течение 1 часа) восстановление и высокую плотность β2−АР на мембранах клеток−мишеней, препятствуя развитию феномена dow-n−регуляции [36].

Соседние файлы в папке лекции