Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Pavlova_O_Chechenskiy_etnos_segodnya

.pdf
Скачиваний:
33
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
28.68 Mб
Скачать

290

Чеченский этнос сегодня

Мансур был представителем накшбандийского тариката1. Отец и старшие братья настороженно восприняли новый облик Ушурмы, который уединялся по ночам и все время читал Коран, а нравоучения в адрес отца и старших братьев и дяди и вовсе ставили в тупик всех домочадцев Мансура. Шаабаз недолго думая решил образумить скитавшегося долгие годы на чужбине сына. Вместо того, чтобы поучать старших (что никак не приемлемо в чеченском обществе), он посоветовал ему заняться делом и помогать старшим братьям по хозяйству. А женщинам поручил подыскать для Мансура девушку, для того, чтобы женить его. Однажды, когда Ушурму послали пасти овец, его сосед заметил такую картину: сидя под деревом, молодой человек пел аяты из Корана, вокруг паслись овцы, а чуть поодаль – волки, которые не уходили, но и не трогали овец. Ошеломленный такой картиной сосед прибежал к Шаабазу и сказал, что его сын погубит овец всего селения. Родственники немедленно прибежали и связали Ушурму, привели домой и посадили на хлеб и воду, привязав к столбу, и объявили его умалишенным.

Однажды, когда мать Ушурмы Ану шла пасти овец, Ушурма остановил ее и сказал, что чурек, который оставила в печи соседка и забыла про него, стонет и зовет на помощь, а соседка в то время болтает на улице. Ану побежала к соседке и увидела подтверждение провидческим словам сына: соседка, действительно, стояла на улице, а в печи подгорал забытый там чурек. Так впервые обнаружился дар ясновидения, которым обладал Ушурма.

Но мать ничего не сказала об этом родным. Во второй раз Ушурма попросил родных срочно идти на кладбище и остановить двоих сельчан (он назвал их имена), которые рубят тутовое дерево. Рубить дерево на кладбище для использования в своих

1 Об этом пишет в своих исследованиях В.Х. Акаев, ссылаясь на следующие работы: Скитский Б.В. Социальный характер движения имама Мансура // Известия 2-го Северокавказского педагогического института. Орджоникидзе, 1931. С. 118; Беннигсен А. Народное движение на Кавказе в XVIII в. // «Священная война» шейха Мансура (1785–1791 гг.). Малоизвестный период и соперничество в русско-турец- ких отношениях. Махачкала, без года изд. С. 51.

Религия в жизни чеченского общества

291

 

 

 

целях обычаями чеченцев

 

 

было категорически запре-

 

 

щено. Когда братья от-

 

 

правились на кладбище,

 

 

они увидели подтвержде-

 

 

ние словам Ушурмы. Ану

 

 

рассказала родным о пер-

 

 

вом случае. С тех пор слова

 

 

Ушурмы стали восприни-

 

 

мать адекватно и всерьез.

 

 

Проповедовать шейх

 

 

Мансур начал примерно в

 

 

1783 г.1 Мансур (арабское

 

 

имя, которое он взял себе,

 

 

переводится как «победо-

 

 

носный вождь») обладал

 

 

величественным обликом:

 

Шейх Мансур.

был очень привлекателен,

 

шатен с зелеными глазами,

Фото с сайта www.Syrtash.com

 

 

был белокожим и очень высоким (когда он стоял в полный рост, его рост был сравним

счеловеком, сидящим на коне); он обладал ораторским даром и даром провидца.

После того, как родственники освободили его, он вырыл землянку и уединился, согласно суфийской практике уединения (халват). С этого времени Ушурма начал свою проповедническую деятельность сначала в родном селе, а потом и за его пределами. «Наложив на страну трехдневный пост (марха), он,

сприближенными своими (муриды), стал навещать аулы, сопровождаемый пением зикра (славословие). Жители выходили к нему на встречу, каялись перед ним в грехах и обращались к таба (покаянию), обязывались не делать дурных поступков, как

1 Рощин М.Ю. Ислам в Чечне (при участии Дж. Месхидзе) // Ислам в Европе и в России. М., 2009. С. 215.

292

Чеченский этнос сегодня

то: не красть, не спорить, не курить табак, не пить крепких напитков, но усердно молиться Богу, не пропуская для этого назначенных сроков. Народ признал Мансура своим устасом, т.е. ходатаем перед Богом; целовали полы его одежды, и так увлекались религиозным настроением, что прощали друг другу долги, прекращали тяжбы и прощали даже самую кровь (ци). Люди открывали один другому свои сердца, изгоняя из них злобу, зависть, корысть и проч. Говорят, что тогда народ до такой степени обратился на истинный путь, что найденные вещи и деньги привязывали на шесты и выставляли на дорогах, пока настоящий владелец не снимал их»1. Мансур соблюдал строгий аскетизм: все дары и имущество, которые ему приносили люди, он раздавал.

О причинах принятия ислама чеченцами размышляет У. Лаудаев. У чеченцев не было князей, и все они были равны между собой. Не имея единовластия, для решения различных споров они часто использовали «право сильного». А это приводило к многочисленным беспорядкам. «Народ искал спасение, откуда бы оно ни появилось». Это и привело чеченцев к принятию ислама, в надежде на то, что «шариат восстановит спокойствие в крае»2.

При шейхе было построено много мечетей, увеличилось число духовенства, роль которого возросла не только в духовной, но и социальной жизни верующих. Одной из важнейших задач шейха Мансура был переход чеченцев от адата к шариату. Шейх Мансур, проповедуя ислам, примирял враждующих кровников. Даже когда в результате кровной мести был убит двоюродный брат Мансура, он простил кровника во имя Аллаха.

Однако сила адатов была велика, и чеченцы не хотели от них отказываться. Они не всегда готовы были подчиняться решениям, принятым по шариату.

Уже в то время складывалась практика полиюридизма, которая впоследствии закрепилась: одни дела решались по адату, а другие по шариату. С утверждением в Чечне царской власти был

1Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ. 1872. Вып. 4. С. 59–61.

2Там же. С. 23, 27.

Религия в жизни чеченского общества

293

 

 

учрежден народный суд Махкама, который производил судопроизводство под надзором русских начальников.

Мансур предпринимал все для утверждения ислама среди чеченцев, а также среди соседних народов, очищал своей праведностью и проповедями души людей от скверны, вкладывая в их сердца веру во Всевышнего и любовь к ближнему. Однако администрация Российской империи на Кавказе, следуя принципу имперской целесообразности, по-своему оценила действия шейха Мансура. Она увидела в них объединение не только чеченцев, но и всего Кавказа, и, опасаясь того, что религиозное объединение может перерасти в противостояние с Российской империей, попыталась задавить в зародыше движение под руководством шейха. Для этого царское командование направляет в Алды в июле 1785 г. полковника Пиери. Мансур в это время совершал халват. Дозорные заметили отряд русских и дали знать Мансуру. Его просили прекратить халват. В ответ на это Мансур сказал, что он не развязывал войну, а лишь проповедовал ислам. Но сельчане настаивали. И Мансур дал указание покинуть село, собрав самое необходимое имущество и скот. Чеченцы вышли из села. Пытаясь схватить и уничтожить Мансура, царские войска сожгли Алды. Но на обратном пути отряд Пиери был разбит алдинцами. В том знаменитом сражении был взят в плен и отпущен без выкупа за его храбрость и благородство 20-летний адъютант князь Петр Багратион, который стал впоследствии известен как герой Отечественной войны 1812 г. В этом бою погиб старший брат Мансура Епал.

После алдинского сражения на возвышенности близ ЧеченАула собрался Мехкан-Кхел. На собрании старейшин (Совете страны) было принято решение наделить шейха Мансура военным и политическим лидерством. Духовное лидерство за ним было признано раньше. Сожженный Алды был восстановлен на новом месте, ближе к Сунже, и носит теперь название Новые Алды (находится на территории нынешнего поселка Черноречье).

294

Чеченский этнос сегодня

Под руководством шейха Мансура в 1785 г. вспыхнуло восстание против колониальной политики России на Кавказе. Восстанием за короткое время были охвачены не только Чечня, но и Дагестан, Кабарда, Черкесия1. Надо отметить, что шейх никогда не стремился к вооруженным конфликтам. Он старался урегулировать возникающие вопросы политическим путем, путем переговоров. После победы над Пиери вокруг шейха появились люди, которые уговаривали его идти на Кизляр. Мансур предпринял попытку взять Кизляр, которая не увенчалась успехом2. В период с 1785 по 1791 г. под руководством Мансура происходит ряд сражений горцев с царскими войсками.

В период активизации военных действий шейх Мансур стал создавать продовольственные склады, где хранились кукуруза, мука, ячмень, просо на случай нехватки запасов продовольствия во время военных действий.

Царские власти неоднократно делали попытки арестовать шейха. К концу 1787 г. 63 человека поклялись на Коране выдать шейха царским войскам. Для захвата шейха выдвинулся отряд. Проснувшись и почувствовав приближающийся отряд, Мансур разбудил мать и попросил ее приготовить ему чистое белье и мамалыгу с чуреком. Имея возможность бежать, Мансур не мог позволить своим врагам нарушить клятву Аллаху. Мансура взяли в плен, и отряд остановился на ночлег в Топлинском хуторе (владение князей Хасбулатовых; располагался между современным селением Чечен-Аул и городом Аргун на реке Аргун). Оттуда Мансур сбежал.

После этого знаменитый шейх появляется в Кабарде, Черкесии. В конце 1787 г., после ряда неудачных сражений, Мансур перебирается в Анапу, которая в то время была турецкой крепостью. Таким образом, его проповедническая деятельность рас-

1Ахмадов Я.З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чеч-

ни в XVI–XVIII веках. М., 2009. С. 250.

2Прозрителев Г. Шейх Мансур. Материалы для истории Кавказской войны. 1912. Цит. по Нунуев С.-Х. Нахи и священная история. Ярославль, 1998. С. 215.

Религия в жизни чеченского общества

295

 

 

пространяется от Черного до Каспийского моря. Среди адыгов Мансур пользовался большим уважением и авторитетом.

Весной 1791 г. был ранен брат Мансура Лама. Мансур пожелал, чтобы брат был отправлен домой в Чечню. Будучи провидцем, он предвидел свою судьбу и завещал брату: «Лама, мы с тобой уже не увидимся, скоро я попаду в руки врагов и умру, будучи в их руках в заточении. Вы не получите мое тело для захоронения, меня предадут земле далеко отсюда, но я завещаю через тебя потомкам найти и перенести мои останки на родину на Алдинское кладбище, где нашли покой наши близкие».

Ламу переправили домой, а вместе с ним часть личных вещей шейха: Коран, серебряную печатку, часть оружия, знамя с древком, подзорную трубу, часть одежды, архив. К сожалению, большинство личных вещей Мансура было утеряно в период депортации чеченцев в 194457 гг. Но до наших дней в доме потомков великого имама хранится верхняя часть древка, которую спрятали в тайнике. Лама оправился после ранения и дожил до глубокой старости. Правда, семью он так и не завел.

Крепость Анапа была взята русскими войсками 22 июня 1791 г. Со своими соратниками Мансур забаррикадировался в пороховом погребе. Сдаться в плен он пообещал в обмен на свободу находившихся с ним 54 человек. Когда люди Мансура были освобождены, сам он вышел к царскому генералу И.В. Гудовичу. 6 июля шейх был взят в плен и привезен в Санкт-Петербург. Мансур предсказал свое пленение и смерть. В октябре 1791 г. его приговорили к пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости. Даже заточенный в крепости, чеченский шейх возбуждал интерес у многих. Однажды, через год–два после заточения шейха, на него захотели посмотреть иностранные послы. Стоя у двери камеры, через окно они увидели сильно обросшего высокого человека, сидящего перед окном. Те, кто встретились с ним взглядом, позже описывали, что ощутили необыкновенный импульс, исходивший от этого человека, который привел их в волнение и трепет. Комендант крепости Колюбакин предупредил

296

Чеченский этнос сегодня

посетителей, чтобы они не приближались близко к смотровому окну, объясняя это буйным нравом узника. В надежде подтвердить сказанное, Колюбакин положил на откидную крышку окна двери яблоко и что-то сказал узнику (возможно, на чеченском языке). Мансур подошел, взял яблоко, разделил его руками на четыре части. Одну часть положил на окно у себя над головой, две другие – на окошко в двери камеры, и одну оставил себе. Даже находясь в тяжелых условиях пребывания в заточении в крепости, великий шейх проявлял аскетизм и гостеприимство. Ходят легенды, что на необычного узника обратила внимание сама императрица Екатерина II.

В феврале 1794 г. шейх Мансур заболел, а 13 апреля умер1. Он похоронен в могиле для узников Шлиссельбургской крепости на Преображенской горе. Могила его не найдена.

Откуда же взялась версия об иностранном происхождении этого необыкновенного человека, который внес огромный вклад

вдуховное развитие чеченского народа и установление ислама

вЧечне? Мансур был очень необычной фигурой для своего времени. Он обладал незаурядными способностями, хорошим образованием, ораторским даром, огромным духовным авторитетом. Эти и другие черты героя были весьма необычны для того времени. Миру было проще поверить в то, что этот человек был иноземного происхождения, а не выходец из простой чеченской фамилии.

Кроме того, определенную путаницу в сведения о жизни шейха внесло появление его «двойника». Этот человек появился на Кавказе после того, как сам шейх Мансур отказался сотрудничать с теми, кто силой оружия присваивал себе земли кавказцев и призывал горцев склониться перед Россией. Однако Лже-Мансур был разоблачен кавказцами. После чего, вероятно с целью запутать тех, кто интересовался дальнейшей судьбой самого шейха Мансура, Лже-Мансур, по всей видимости, и был

1 Рощин М. Ислам в Чечне (при участии Дж. Месхидзе) // Ислам в Европе и в Рос-

сии. М., 2009. С. 215.

Религия в жизни чеченского общества

297

 

 

заточен в Соловецком монастыре, где умер и был похоронен. Настоящее имя Лже-Мансура неизвестно, однако, несмотря на свое разоблачение, негативную роль, определенную ему секретными службами Российской Империи, он отчасти сыграл. В соловецких документах сохранилась именно его (лжепророка) дата рождения – 1732 г. Отсюда и пошла путаница в датах жизни великого шейха.

О семье шейха Мансура известно следующее: он женился приблизительно в 1783 г. на Чече, дочери шалинца Этты, происходившего из тайпа цонтарой. У него был сын и две дочери. Сын Мадаг умер в возрасте 9 лет, а дочери Неамат и Рагмет – в 4 и 2 года отроду. Из четырех сыновей Шаабаза: Епала, Ламы, Ушурмы (Мансура) и Гамбулата, только Гамбулат оставил потомков, живущих и по сегодняшний день в поселках Черноречье и Новые Алды г. Грозного. Это Умархаджиевы, Яхьяевы и Абдулкадыровы.

Первая половина XIX в. – это время, когда Россия устанавливала в Чечне свою административную власть. Суть колониальной политики России и методы ее осуществления вызывали яростный протест у горцев. Поэтому окончательное установление и развитие ислама в Чечне происходило на фоне, а зачастую и одновременно с национально-освободительной борьбой горцев протии царской России.

К 20-м гг. XIX в. эта борьба усилилась в ответ на активизацию царской политики под руководством А.П. Ермолова, направленной на покорение Чечни.

«Самый крупный этнос на Северном Кавказе – чеченцы

– оказали в первой половине XIX в. самое упорное, долговременное и организованное сопротивление царским войскам»1. Народно-освободительная война, начатая под руководством имама шейха Мансура, продолжалась в 20-е гг. XIX столетия под руководством шейхов Абдул-Кадыра, Авко и Мухаммада

1 История Чечни с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т. 1. Грозный, 2006.

С. 478.

298

Чеченский этнос сегодня

Майртупского и имама Яуха (Ауха, Гаука), а позже дагестанских имамов – Гази Мухаммада, Гамзат-бека, Шамиля (1828–1859). С начала 20-х гг. знаменем освободительного движения горцев станет мюридистсткая идеология, основоположником которой стал дагестанский богослов из селения Яраги Магомед Ярагский. Философско-религиозные идеи Магомеда Ярагского о том, что «мусульманин не может быть ничьим рабом или подданным и никому не должен платить налоги, даже мусульманину»1 воплотились в конкретных действиях под руководством не только религиозных, но и военных лидеров: Гази-Мухаммеда, Шамиля.

Гази-Мухаммад (1795–1832) – первый имам Дагестана; его называли Кази-мулла, Кази-Магома. Основной сутью идеологической работы, которую проводили в Чечне и Дагестане религиозные деятели того времени – окончательно внедрить шариат во все сферы жизни горцев, заменив им народный адат.

Оказав поддержку Гази-Мухаммеду, под его руководством чеченцы приняли участие в ряде сражений, за что подверглись карательным действиям царских войск. В октябре 1832 г. первый имам Дагестана погиб во время штурма царскими войсками селения Гимры. После Гази-Мухаммеда вторым имамом Дагестана стал Гамзат-Бек, который был убит родственниками аварского хана в 1834 г., после чего третьим имамом Дагестана становится Шамиль (1797–1871)– выдающийся военный, религиозный и государственный деятель.

Религиозно-освободительная борьба в Чечне в 30–40-е гг. проходила под руководством мюрида Магомеда Ярагского, имама Ташу-Хаджи (его называли Воккха-хьажи – Великий святой; Большой, Старший хаджа), представителя накшбандийского тариката. Имам был уроженцем села Эндери (в те времена че- ченско-кумыкского), выходцем из тайпа Дышни2 (хотя сам Та- шу-Хаджи о своем происхождении никогда не говорил). Та-

1История Чечни с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т. 1. Грозный, 2006.

С. 537.

2Вачагаев М. Шейхи и зияраты Чечни. М., 2009. С. 210.

Религия в жизни чеченского общества

299

 

 

шу-Хаджи – воин, политик, религиозный деятель – был очень образованным в области ислама человеком, горячим сторонником мюридизма и газавата. Это яркая фигура чеченской истории того времени. Религиозно-проповедческая деятельность ТашуХаджи была связана с призывом чеченцев отказаться от адатов и принять шариат: «Поручите все без исключения ваши дела шариату Мухаммеда, даже иски за убийства и ранения и все правовые вопросы… Остерегайтесь мерзостных языческих обычаев…»1.

«С 1832 по 1837 гг. в боевых донесениях российского командования его имя, пока он сам добровольно не признал верховенство имама Шамиля для общей пользы, цитировалось намного чаще, чем имя Шамиля или кого бы то ни было другого из участников сопротивления. Даже имам Шамиль в своих обращениях к населению всегда почтительно ставил его имя впереди своего: "Мы, имам Ташу-хьажи и Шамиль…"2». Именно высокий авторитет Ташу-Хаджи среди чеченцев привел к разладу между ним и Шамилем. В результате этого, беспокоясь о судьбе Чечни и ее многострадального народа, чтобы не усугублять конфликт, в 1841 г. шейх Ташу-Хаджи передал власть и бразды правления Чечней Шамилю. Поселился Ташу-Хаджи в селении Саясан, где была его резиденция. Шейх был четыре раза женат, имел трех сыновей и двух дочерей. Умер Ташу-Хаджи в 1844 г.3 (по другим данным в 18414) и был похоронен в селе Саясан Ножай-Юртов- ского района Чечни, где с тех пор находится его зиярат. Обстоятельства его смерти, так же, как и вся его жизнь, окутаны легендами. Имам Шамиль собрался «потопить в крови Чеберлоевское общество за отказ принять шариат»5. Шамиль обратился к уже тяжело больному шейху с просьбой убедить чеберлоевцев при-

1История Чечни. Т. 1. С. 544.

2Вачагаев М. Указ. соч. С. 210.

3Там же. С. 210.

4Закс А.Б. Из истории первого периода Шамиля. Ташу-Хаджи – наиб Шамиля. М., 1943. С. 24.

5Вачагаев М. Указ. соч. С. 211.