Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Демин К.Е. - Криминалистическая техника

.pdf
Скачиваний:
86
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
9.05 Mб
Скачать

в отдельных случаях изображение оттиска выполняется с использованием картриджа только одного цвета.

для электрофотографических устройств:

все изображения состоят из мелких, спекшихся между собой крупинок порошка четырех цветов: голубого, пурпурного, желтого и черного (зернистая структура изображений);

наличие точек-марашек на поверхности бумаги и по краям изображений;

осыпание красящего вещества в местах перегибов бумаги;

«линейчатая» структура изображений;

наличие ступенек в наклонных элементах (для устройств с цифровой обработкой сигнала);

наличие характерного блеска в штрихах.

При решении идентификационных задач в отношении оттисков печатей и штампов большое значение имеет правильная подготовка образцов к исследованию. От того, насколько квалифицированно это будет выполнено, зависит правильность сделанного экспертом вывода.

При подготовке образцов рекомендуется выполнить следующие условия:

оттиски наносить на лист бумаги, находящийся на твердой и на мягкой подложках (примерно по 20 оттисков), со средним нажимом;

оттиски наносить с разной силой нажима (слабый, средний, сильный) на мягкой подложке (равномерно по всей печати);

менять нажим на разные участки печати;

оттиски наносить интенсивно-, средне- и слабосмоченной краской печатью;

оттиски наносить краской того же цвета и оттенка, какой имеет исследуемый оттиск;

использовать штемпельные подушки из микро- и крупнопористого материала;

по возможности исследовать свободные образцы, выполненные до и после обозначенной в исследуемом документе даты (зависит от обстоятельств дела и выявляемых признаков);

если сохранились оригинал-макет, фотошаблон, представить их на экспертизу;

271

оттиски наносить на сильно- и слабопроклеенную бумагу;

с разрешения следователя (суда) изучить экспериментальные оттиски, нанесенные непосредственно на документ.

5.8. Криминалистическое исследование машинописных текстов

По машинописным текстам при достаточном их объеме, в конечном счете, возможно установить автора (по письменной речи) и исполнителя документа. Решению этой основной задачи предшествует обычно установление марки и модели пишущей машины, на которой отпечатан текст.

Основными вопросами, которые могут быть поставлены на экспертизу машинописных документов, являются следующие:

каким способом изготовлен бланк документа?

на пишущей машине какого типа (марки, модели) отпечатан документ?

не напечатаны ли документы или их фрагменты на данной пишущей машине?

в каком году (или в какой период) напечатан данный документ на конкретной пишущей машине?

допечатаны ли конкретные записи в документе?

К общим признакам пишущей машины относятся:

шаг по строке — расстояние между вертикальными осями двух рядом расположенных букв;

одинарный межстрочный интервал — расстояние между одними и теми же элементами одноименных знаков, расположенных один под другим;

тип клавиатуры;

марка шрифта.

Шаг по строке — величина постоянная, не зависящая от того, на какую клавишу (буквы, знака препинания, свободного хода) производится нажатие. Разные системы машинок имеют шаг от 2,2 до 3,0 мм. Некоторые марки пишущих машин различаются между собой по шагу лишь в сотых долях миллиметра. Измерение шага производится следующим образом: измеряется расстояние в строке между одноименными элементами двух одинаковых знаков, расположенных на

272

некотором расстоянии (примерно 50 знаков). Полученную величину делят на количество интервалов между буквами (с учетом промежутков между словами). Полученный результат будет величиной шага по строке. Данное измерение повторяется несколько раз в разных строках и между разными элементами одинаковых букв.

Одинарный межстрочный интервал — расстояние между нижними (или верхними) окончаниями одинаковых букв в двух последовательных строках. В зависимости от устройства пишущей машины и установки интервального механизма в ней интервалы могут быть одинарные, полуторные, двойные, тройные и более. Одинарный интервал большинства систем пишущих машин составляет 4,23 мм, и только у некоторых систем он имеет специфические размеры («Ленинград» — 4,00 мм, «Ремингтон» — 4,70 мм, «Ройяль» — 4,80 мм).

Тип клавиатуры определяется количеством печатных знаков в печатающем механизме. Клавиатура может быть полной (при 92 печатных знаках в верхнем и нижнем регистрах) и сокращенной (при 88 или 84 знаках). Разница в количестве знаков возникает за счет наличия в полной клавиатуре дополнительных круглых скобок, дробных чисел, цифр «3» и «0». Однако определить тип клавиатуры по тексту возможно лишь в тех случаях, когда в нем имеются эти дополнительные знаки или необходимость в них.

Пишущие машины даже одной и той же марки могут быть оборудованы шрифтами разных марок, различающихся между собой по размеру и рисунку знаков. Помимо различия общей высоты и ширины знаков (в зависимости от этого шрифты бывают крупными, средними и мелкими) печатные знаки шрифтов разных марок могут отличаться размерными соотношениями отдельных элементов. Марка шрифта наносится на литерную колодочку между знаками верхнего и нижнего регистра. Она обозначается цифрами, буквами, значками, их сочетаниями (например, «100», «2Р22», «+» и др.). Наименование ее по тексту может быть определено путем сравнения размерных данных и рисунка знаков в нем с образцами оттисков шрифтов известных марок.

Общие признаки в машинописном тексте используются для определения типа (портативная, канцелярская, механическая, электрическая), марки и модели пишущей машины. Для определения типа пишущей машины (механическая или электрическая) изучают интен-

273

сивность окраски штрихов, характер их рельефа. Для механических пишущих машин характерен такой признак, как неравномерное окрашивание элементов знаков. При печати на электромеханических пишущих машинах неравномерное окрашивание оттисков одноименных знаков в целом на протяжении всего текста отсутствует.

Марка и модель пишущей машины может быть установлена после определения шага по строке, величины межстрочных интервалов, марки шрифта.

Частные признаки пишущей машины представляют собой осо-

бенности конкретной пишущей машины. Это могут быть дефекты печатающего механизма и дефекты шрифта.

Дефекты механизма отражаются в тексте в виде отклонений оттисков букв вправо, влево, вверх, вниз, смещений вертикали знаков по наклону, неравномерной окраски частей оттисков, сдвоенности знаков, искривлений линии строки, произвольных интервалов между знаками в словах. Эти дефекты возникают в результате изгибов буквенных рычагов, неправильной напайки на них литерной колодки и т.п.

Дефекты шрифта возникают в процессе эксплуатации пишущей машины в виде деформации отдельных знаков (отсутствие отсечки, изгиб какого-либо элемента, нарушение параллельности штрихов, образование «слепых» участков и т.п.). Наиболее часто встречаются дефекты в буквах «о», «р», «н», «и», «а», «т». Наибольшую идентификационную значимость имеют признаки, встречающиеся реже в разных текстах. Совокупность устойчивых, повторяющихся на протяжении всего текста дефектов механизма пишущей машины и шрифта дает возможность идентифицировать конкретную пишущую машину, на которой отпечатан исследуемый текст.

Для сравнительного исследования с целью идентификации пишущей машины подбираются текстовые образцы проверяемой машины примерно того же времени, что и исследуемый документ. Кроме того, на проверяемой машине печатаются экспериментальные образцы до и после чистки шрифта. Тексты образцов должны иметь достаточный для проверки устойчивости признаков объем и должны содержать знаки, имеющиеся в исследуемом документе. Рекомендуется также отпечатать на листе бумаги все знаки верхнего и нижнего регистра через ленту и без нее.

274

В постановлении о назначении экспертизы или в прилагаемой к нему справке эксперту должны быть сообщены сведения о времени и характере ремонта проверяемой машины. На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: какова система пишущей машины, на которой отпечатан текст документа; отпечатан ли текст документа на пишущей машине, образцы которой представлены на исследование; на одной или разных пишущих машинах отпечатан текст документа; содержит ли документ признаки допечатки отдельных слов, букв, знаков после выполнения основного текста; не отпечатан ли текст проверяемым лицом.

Рекомендуемая литература

Бобовкин, М. В. Теория и практика судебно-диагностической экспертизы письма лиц, находящихся в психопатологическом состоянии / М. В. Бобовкин.

Волгоград, 2005.

Винберг, Л. А. Почерковедческая экспертиза / Л. А. Винберг, М. В. Шванкова. — Волгоград, 1977.

Криминалистическое исследование документов : учеб. пособие / под ред. М. В. Бобовкина, А. А. Проткина. 2-е изд., перераб и доп. М. : ДГСК МВД России , 2014.

Криминалистическое исследование документов : учеб. пособие / под ред. А. А. Проткина — М. : Щит-М, 2011.

Орлова, В. Ф. Судебно-почерковедческая диагностика : учеб. пособие для студентов вузов / В. Ф. Орлова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.

Почерковедение и почерковедческая экспертиза : учебник / под ред. В. В. Серегина. — Волгоград : ВА МВД России, 2007.

Пахомов, А. В. Судебно-экспертное исследование современной подписи : учеб. пособие / А. В. Пахомов, Л. А. Сысоева. — М. : ЭКЦ МВД России, 2007.

Сафроненко, Т. И. Криминалистическое исследование удостоверительных печатных форм (печатей и штампов), изготовленных по новым технологиям / Т. И. Сафроненко, М. Н. Сосенушкина, Г. Г. Белоусов. — М. : ЭКЦ МВД России, 1999.

Технико-криминалистическая экспертиза документов : учебник / под ред. А. А. Проткина. — М. : Юрлитинформ, 2015.

Шашкин, С. Б. Основы судебно-технической экспертизы документов, выполненных с использованием средств полиграфической и оргтехники (теоретический, методологический и прикладной аспекты) : монография / С. Б. Шашкин. Саратов, 2005.

Темы для обсуждения

1.Понятие и классификация документов.

2.Понятие и система криминалистического исследования документов как раздела криминалистической техники.

275

3.Формирование почерка и научные основы отождествления личности по рукописи.

4.Понятие и система признаков письма.

5.Понятие общих признаков почерка. Их система и криминалистическое значение.

6.Понятие частных признаков почерка. Их система и криминалистическое значение.

7.Понятие и виды подделки документов.

8.Способы и признаки подделки бланков.

9.Способы и признаки подделки оттисков печатей и штампов.

10.Способы и признаки технической подделки подписей.

11.Признаки дописки и исправлений в документах. Криминалистические средства и приемы их выявления.

12.Признаки удаления текста путем подчистки. Криминалистические средства и приемы их выявления.

13.Признаки удаления текста путем травления. Криминалистические средства и приемы их выявления.

14.Признаки замены фотокарточки и вклейки участка в документе.

15.Криминалистические средства и приемы выявления трудночитаемых текстов в документах.

16.Правила представления материалов на судебно-техническую экспертизу документов.

276

Глава 6. Криминалистическое отождествление личности человека по признакам внешности (криминалистическая габитоскопия)

6.1. Исторический очерк отождествления человека по признакам внешности

История развития методов фиксации признаков внешности человека уходит в глубокую древность. Описания признаков внешности человека встречаются в папирусах судебных материалов птолемейского (305—30 гг. до н.э.) и римского периодов Египта, возраст которых более 2000 лет. В описаниях соблюдена подробная градация частей тела и элементов лица. Приведем описание внешности преступника, датируемое 14 г. до н.э. «Молодой раб Аристогена, сына Хрияиппа, представителя от Ала-банды, бежал в Александрию. Имя его Герман, прозываемый также Нейлос, он уроженец Сирии, из Бамбино, приблизительно 18 лет от роду, среднего роста, безбородый, с прямыми ногами, с ямочкой на подбородке, с чечевицевидной бородавкой на левой стороне носа, с рубцом через левый угол рта, татуированный варварскими буквами на правом запястье». В этом описании по чертам внешности уже четко названы особые приметы, играющие и в наши дни большую роль при розыске преступников.

Не имея технических возможностей, в разные времена, правоохранительные органы разных стран мира по-разному пытались выделить преступников, нанося на тело и лицо разнообразные отметки. В качестве способов отметок выделяются клеймение и калечение.

Согласно «Законам Ману», низший, пытающийся занять место рядом с высшим, подлежал изгнанию с клеймом на бедре. Широко применялось клеймение во Франции в XIV—XVIII вв., где тело преступников покрывалось клеймами в виде букв, указывающих на характер преступления. Так, например, буква «V» обозначала «вор», две буквы «VV» — вор-рецидивист и т.д. Применялось клеймение и в других странах.

В России правило о клеймении преступников впервые упоминается в Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, данной им жителям Двинской земли (1397—1398), «татя всякого пятнити».

277

Вдошедших до нас исторических документах о клеймении не упоминается вплоть до XVII в. В 1637 г. в царской грамоте, заменившей «денежным» ворам смертную казнь битьем кнутом и ссылкой, вводилось правило для улики ставить им на щеки клейма «вор», «дабы эти воры впредь были знатны».

В1691 г. Указом Петра I предписывалось ссылать всех, кто освобожден от смертной казни, предварительно «запятнав» буквой «В» («буде впредь, кто из тех воров из ссылки сбежит, а объявится в Москве, был бы ту познан»). В более позднем указе Петра I был точно определен и самый способ клеймения: «...Натирать те пятна порохом многожды накрепко, чтобы они тех пятен ничем не вытравливали

ине живили, и чтобы те пятна на тех ворах были знатны по смерть их». В России клеймение преступников было отменено лишь в 1863 г., накануне введения судебной реформы.

Научные методы опознания личности стали использоваться лишь во второй половине XIX в., начало их развитию было положено разработкой так называемого «словесного портрета».

Научные основы использования признаков внешности человека для раскрытия и расследования преступлений заложил французский криминалист Альфонс Бертильон. В 1870-е гг. он предложил систему описания примет преступников в регистрационных целях, где каждый элемент внешности получал точное определение и обозначение.

Создатель словесного портрета французский криминалист А. Бертильон в 1885 г. предложил описывать приметы преступников не в произвольной форме, как это делалось

ранее, а на основе определенной системы. По этой тщательно разработанной ученым системе каждая видимая часть головы в целом и лица в особенности получала точное определение и обозначение в виде букв, из которых составлялась формула внешности. Предложение Бертильона сразу же вошло в практику французской полиции. Полицейские стали заучивать формулы неизвестных им преступников, находящихся в заключении, а затем отправлялись в тюрьму и там опознавали их.

278

Метод словесного портрета постепенно получал признание в других странах. Итальянский ученый профессор Оттоленги предложил расширить признаки словесного портрета и включить в их число психологические приметы, признаки, указывающие на формы движений, и т.д.

С течением времени у словесного портрета оказалось больше достоинств, чем недостатков, и с теми или иными модификациями он постепенно завоевал весь мир.

В России описание личности по внешним приметам встречалось уже в XIV в. Это подтверждает так называемый «Кремлевский клад», найденный в 1843 г. На обнаруженном в нем куске сыромятной кожи значилось: «Микита плешив, бородат, швец-портной, бородавица на правом лици, пятно у него в косицы». Скорее всего, это была запись разыскиваемого беглого холопа. Но каково бы ни было ее назначение, это, безусловно, примитивный «словесный портрет». В нем, как и в предыдущем описании, главное внимание обращено на особые приметы.

Полиция и жандармы царской России широко пользовали метод словесного портрета в делах о так называемых «политических преступлениях». Хотя все силы они употребляли на то, чтобы изъять из памяти людей не только образы, но и имена тех, кто боролся за дело революции, составленные ими словесные портреты навсегда сохранили образы многих революционеров. Нашелся в архивах полиции и словесный портрет создателя КПСС и Советского государства В. И. Ленина: «Приметы В. И. Ульянова: рост 2 аршина 5/2 вершка, телосложение среднее, наружностью производит впечатление приятное, волосы на голове и бровях русые, прямые, усах и бороде — рыжеватые, глаза — карие, средней величины, лоб высокий, нос обыкновенный, лицо круглое, черты его правильные, рот умеренный, подбородок круглый, уши средней величины».

Постепенно, с использованием достижений анатомии, антропологии, психологии, физиологии, судебной медицины и других наук, а также с учетом следственной, оперативно-разыскной и экспертной практики, в криминалистике сформировалось учение о внешности человека — габитоскопия.

Значительный вклад в развитие данного учения внесли такие отечественные ученые-криминалисты, как: Н. Бокариус, И. Н. Якимов, А. И. Винберг, В. И. Зубков, Н. В. Терзиев, В. А. Снетков.

279

Отдельные положения учения А. М. Зинина как яркого представителя современного этапа развития криминалистической габитоскопии использованы в настоящей главе.

6.2. Общие положения криминалистической габитоскопии

Термин «габитоскопия» введен в криминалистический обиход в 1973 г., он происходит от двух слов: лат. «habitus»— внешний облик человека и греч. «skopeo» рассматривать. Такое наименование, считается, точно определяет предмет габитоскопии — визуальные (зрительно воспринимаемые) внешние признаки человека, отграничивает его от таких направлений криминалистической техники как фоноскопия, изучающая свойства человеческого голоса, и одорология, изучающая запаховые следы и пр.

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ГАБИТОСКОПИЯ — это отрасль кримина-

листической техники, включающая систему теоретических положений о внешних признаках человека и совокупность методов и научнотехнических средств, обеспечивающих собирание, исследование и использование этих признаков для отождествления личности.

Широкое понимание криминалистической габитоскопии включает в качестве основных частей методологию (как научную основу отрасли криминалистики), технику, тактику и методику — в полном соответствии с традиционной системой криминалистики.

Основное содержание габитоскопии как технико-криминалисти- ческой дисциплины составляют сведения о криминалистически значимых характеристиках внешности человека, воспринимаемых зрительно, при обычном наблюдении; их отображениях; научнотехнических средствах и методах собирания, изучения и использования в целях установления личности.

Центральное место в габитоскопии занимает понятие внешнего облика человека.

ВНЕШНИЙ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА представляет собой систему элементов (частей, деталей), которые выделяются при его визуальном изучении.

280