Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Демин К.Е. - Криминалистическая техника

.pdf
Скачиваний:
86
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
9.05 Mб
Скачать

Рис. 7.4. ИК-спектр эмали исследуемого микрообъекта, соответствующий эмали МЛ-1226 «Рубин»

Рис. 7.5. ИК-спектр эмали второго сравнительного образца, соответствующий эмали МЛ-1226 «Рубин»

В качестве ситуационных задач для объектов КЭВМИ характерно установление самого факта наличия микрообъектов определенной природы на объекте-носителе или места их локализации, по которым можно объяснить механизм произошедшего события.

К числу диагностических задач относят, кроме перечисленных, установление:

факта, причин и времени изменения первоначального состояния вещества, материала, изделия;

технологии изготовления вещества, а из него материала или изделия;

321

условия возникновения, существования или уничтожения объектов (способ и технология изготовления, используемые при этом материалы, особенности внешней среды по месту нахождения объекта и т.п.);

классификационные и иные характеристики самих вещей , если наличие (отсутствие) этих характеристик имеет или может иметь значение по делу (наименование, назначение, область применения, пригодность, относимость и т.п.);

характеристики источника происхождения. Идентификационные задачи. Идентификационные задачи в рам-

ках криминалистической экспертизы веществ, материалов и изделий, к сожалению, решаются достаточно редко. Это связано с тем, что основная часть соответствующих объектов является продуктом массового производства, а, следовательно, одними и теми же признаками будет обладать огромное количество объектов, выпущенных на одном производстве, по одним ГОСТ, с использованием одних технологий. И все же, такие исследования возможны, в частности, при условии комплексного, например, материаловедческого и трасологического исследования некой совокупности веществ и материалов.

Особого внимания при рассмотрении идентификационных задач в криминалистической экспертизе веществ, материалов и изделий заслуживает теория и методология экспертизы по установлению факта контактного взаимодействия объектов.

С точки зрения следообразования особенность процесса контактного взаимодействия объектов заключается в том, что следообразующий объект при контакте со следовоспринимающим оставляет на нем микрочастицы своего поверхностного слоя. Например, при нанесении удара окрашенным предметом по волокнистому материалу (одежде), на ней остаются частицы ЛКП. С другой стороны, и волокна одежды при этом контакте переходят на поверхность орудия преступления. При этом, волокнистый материал (одежда) становится следообразующим, а окрашенный предмет — следовоспринимающим. В условиях контактно-следового взаимодействия объекты следообразования выступают одновременно и как следообразующие, и как следовоспринимающие, образуя единую динамическую систему, которая приобретает новые информационные качества. Контактное взаимодействие реализуется на основе приема-передачи вещества и энергии, а, следовательно, информации.

322

Таким образом, если на втором элементе вещной обстановки сохранились следы первого, имеющие достаточное количество признаков для его отождествления на уровне группы, то можно говорить об установлении общей групповой принадлежности первого элемента и следов вещества или материала на втором. Это же относится и ко второму элементу вещной обстановки. С точки зрения экспертной технологии исследование следов контактного взаимодействия можно представить как ряд самостоятельных этапов, результаты которых впоследствии синтезируются:

установление общей групповой принадлежности первого элемента вещной обстановки и следов вещества или материала на втором;

установление общей групповой принадлежности второго элемента вещной обстановки и следов веществ или материала на первом.

Рис. 7.6. Головной убор потер-

Рис. 7.7. Окрашенный предмет — ору-

певшего

дие преступления

Рис. 7.8. Микроволокна ЛКП

Рис. 7.9. Микроволокна

на головном уборе потерпевшего

на орудии преступления

323

Информационное значение сформировавшейся при контакте объектов системы и синтеза ее отдельных элементов, можно рассмотреть как механизм взаимодействия информационных сигналов. В теории информации принято считать, что при появлении нескольких доказательств или же признаков идентифицирующих объект, происходит прирост количества информации, содержащихся в доказательствах, признаках и т.д., но не простым суммированием, а по закону «квадратичного эффекта» — взаимного усиления информационных сигналов. Суть его состоит в том, что при взаимодействии последних мощность суммарного сигнала становится больше суммы мощностей отдельных сигналов на величину, называемую мощностью когерентных сигналов.

Это значит, что оценка экспертом выявленного комплекса совпадающих признаков в следе и элементе вещной обстановки в первом исследовании в совокупности с результатами второго, позволяет рассматривать этот комплекс как неповторимый и достаточный для индивидуализации обоих объектов.

Приведенный пример по решению задачи установления общей групповой принадлежности представляет собой лишь наиболее часто встречающуюся экспертную технологию, хотя при определенных исходных данных может быть реализована и иная схема.

7.2. Обнаружение, фиксация, изъятие и предварительное исследование объектов криминалистического исследования веществ, материалов и изделий

Методы и средства обнаружения веществ и материалов в ходе производства следственных действий (осмотра места происшествия, обыска, осмотра вещественных доказательств и др.) во многом определяются размерами или количествами этих объектов. Работа с макрообъектами и большими объемами как правило ни каких сложностей не вызывает — если есть предположение, что был поджог и на месте происшествия обнаружена емкость с горючей жидкостью, то какихлибо рекомендаций по ее обнаружению не требуется, если в помещении, где производится обыск с целью обнаружения украденного топлива, стоит емкость с бензином, то и в этом случае все очевидно.

Обнаруженные макрообъекты фиксируются фотосъемкой по правилам судебной фотографии, а в протоколе указывается:

324

что за объект обнаружен (бутылка, бочка, элемент одежды, мешок и т.д.);

где обнаружен — точное указание местоположения с использованием двух ориентиров);

предположительную природу содержимого в таре или упаковке, его цвет, запах, другие признаки, по которым установлена его природа (в бочке имеется жидкость с характерным запахом ГСМ); в мешке находится высушенная измельченная растительная масса тем- но-зеленого цвета с характерным запахом растения конопля и т.п.);

количество (если нет возможности точного установления объема или массы вещества, то указываются примерное количество).

В зависимости от категории уголовного дела, а следовательно и задач по экспертному исследованию веществ и материалов, обнаруженные объекты изымаются полностью или от них отбирается какаято часть. Количество изымаемого объекта определяется в каждом конкретном случае — его должно хватить для проведения полноценного экспертного исследования. Соответственно, следователь уже на этапе осмотра места происшествия должен спрогнозировать возможное значение обнаруженных веществ и материалов для раскрытия и расследования преступления и направления их использования.

Обнаружение, фиксация и изъятие микрообъектов веществ и материалов — задача более сложная, так как это слабовидимые или невидимые материальные образования. Их поиск обычно проводится с использованием метода моделирования — по изменениям материальной обстановки, по обнаруженным традиционным следам мысленно реконструируется механизм развития события и выделяются объекты,

скоторыми преступник (его тело и одежда) мог контактировать. То есть, на основе анализа обстановки места происшествия специалист должен определить вид возможных микрообъектов, которые могли отделиться от тела и одежды преступника, и объекты-носители, на которых эти микрообъекты могли сохраниться.

Для многих категорий уголовный дел существуют традиционные объекты, с которыми контактировал преступник, и на которых могут сохраняться микрообъекты. Например, при насильственных преступлениях — это одежда потерпевшего. Так, при изнасилованиях одежда жертвы изымается в обязательном порядке в полном комплекте с целью обнаружения на ней микроволокон, образовавшихся от одежды

325

преступника. При проникновении в помещение местами контакта может быть дверь, если ее выбивали плечом, оконная рама, если проникновение было через окно, в замке могут оставаться микрочастицы металла, если он вскрывался отмычкой или дубликатом ключа. При дорожно-транспортных происшествиях на одежде потерпевшего остаются следы лакокрасочного покрытия автомобиля, а на автомобиле, в месте контакта — текстильные волокна одежды жертвы. Микроволокна могут быть обнаружены и на чехлах, и на обивке сидений автомобиля. При использовании огнестрельного оружия на руках и одежде стрелявшего всегда остаются следы продуктов выстрела и т.д.

Для целенаправленного и планомерного поиска микрообъектов необходимо, таким образом, наметить узловые точки — объекты, на которых могут быть обнаружены микрообъекты веществ и материалов, связанные с событием преступления и вид самих микрообъектов. Это может быть труп (его одежда и подногтевое содержимое), одежда потерпевшего, места проникновения, орудия преступления и т.д.

Обнаружение микрообъектов на малогабаритных объектах может проводиться в ходе осмотра места происшествия только в том случае, если для этого есть подходящие условия — осмотр проводится в помещении, при хорошем освещении и т.д. Для этого объект помещают на лист белой бумаги и визуально или с помощью технических средств тщательно осматривают. Для обнаружения некоторых классов веществ и материалов в микроколичествах эффективность поиска значительно повышается, если целенаправленно использовать некоторые их свойства. Например, микрочастицы стекла хорошо бликуют, и их обнаружение желательно проводить с использованием осветителя (ручного фонарика) при различных углах освещения. Способность микроволокон люминесцировать предопределяет необходимость использования УФ-излучения с помощью переносных осветителей. Следовые количества ГСМ могут быть обнаружены органолептически по характерному запаху. Однако многие из них не обладают ярко выраженным запахом, например, пластичные смазки, и их обнаружение также проводят с использованием эффекта люминесценции — ГСМ могут вызывать люминесценцию или гасить ее.

Малые размеры микрообъектов и всегда связанная с этим вероятность их утраты, а также отсутствие во многих случаях самой возможности работать с микрообъектами на месте происшествия (снег,

326

дождь, ветер, плохое освещение и т.д.) в качестве рекомендации выдвигают целесообразность работы с микрообъектами в лаборатории экспертно-криминалистического подразделения. Кроме того, подобная работа должна проводиться только в случае крайней необходимости — если есть реальная возможность получения оперативной информации о преступнике, проверка версий и т.д. В большинстве же случаев бывает вполне достаточно изъять объект-носитель микрообъектов и грамотно его упаковать с целью недопущения утраты микрообъектов.

После выявления микрообъектов обязательным этапом является их фиксация (описание) в протоколе следственного действия. Обязательным является не только удостоверение факта наличия микрообъекта на объекте-носителе, но и указание его индивидуальных признаков.

Вкачестве примера можно предложить следующую схему описа-

ния:

— место обнаружения объекта-носителя микрообъектов;

— место локализации микрообъектов на объекте-носителе по отношению к устойчивым ориентирам на нем;

— взаиморасположение микрообъектов по отношению к другим следам на объекте-носителе;

— характер сцепления микрообъектов с поверхностью или объемом объекта-носителя (свободно расположены, прочно закреплены на поверхности, внедрены в объем, притерты и т.д.);

— количество микрообъектов (если их много, то можно использовать термины: россыпь, в количестве больше … и др.);

— признаки микрообъектов — форма, цвет, размерные характеристики (приблизительно), характер поверхности микрообъектов (глянцевая, шероховатая и др.), а также предположительная природа микрообъектов.

Вслучае, если выявить микрообъекты не представилось возможным в силу различных факторов, например, из-за погодных условий, то описание заканчивается описанием объекта, на котором предполагается наличие микроволокон. В протоколе предположение о наличии микрообъектов в этом случае не делается.

Описанный объект-носитель и обнаруженные микрообъекты в дальнейшем изымаются. Предпочтение всегда отдается изъятию мик-

327

рообъектов с объектом-носителем. Во-первых, при соблюдении определенных правил микрообъекты сохраняют свою первоначальную локализацию, что является необходимым условием при решении ситуационных задач, а, во-вторых, в ходе осмотра объектов-носителей в условиях осмотра места происшествия на них могут быть обнаружены не все микрообъекты, часть их будет выявлена в ходе дальнейшего экспертного исследования.

Если специалистом принято решение об изъятии выявленных микрообъектов отдельно от объекта-носителя, то они изымаются на светлую дактопленку (категорически запрещается использовать для изъятия микрообъектов пленку типа «скотч»), в полиэтиленовый пакет небольшого размера, бумажный конверт, стеклянную тару. Сам же объект-носитель также подлежит обязательному изъятию. Для сохранения возможно оставшихся на нем необнаруженных микрообъектов места их возможной локализации прокладываются листом плотной бумаги или полиэтилена. В случае наличия на объектеносителе следовых количеств ГСМ и НП в целях предотвращения их испарения для фиксации мест локализации лучше использовать пленку целлофана, который накладывается на место локализации и по краям проклеивается лентой «скотч». Если объект-носитель представляет собой тонкий пористый материал (ткань, бумага и т.п.), то целлофан необходимо наложить с обеих сторон — лицевой и изнаночной. Объект-носитель сворачивается и помещается в упаковочную тару — полиэтиленовый пакет, коробку в зависимости от габаритов объекта. Для объектов со следами ГСМ и НП необходимо использовать пищевую фольгу, которая препятствует испарению.

Каждый объект упаковывается отдельно в целях предотвращения возможного переноса микрообъектов с одного объект на другой, опечатывается и снабжается пояснительными надписями.

Отбор образцов для сравнительного исследования. Следует особо подчеркнуть, что все исследования по решению как идентификационных, так и диагностических задач, связанных со сравнением признаков или свойств объектов, возможны только при соблюдении всех требований, предъявляемых к сравнительным образцам. В первую очередь, это касается места отбора таких образцов, которое должно находиться в области возможного отделения микрообъекта и может быть установлено в соответствии с ситуацией произошедшего

328

события. Это требование вполне очевидно, так как все материалы и вещества, будь то лакокрасочное покрытие (ЛКП), волокна, стекло или другие, подвержены эксплуатационным изменениям в различной степени в зависимости от того участка изделия, на котором они находятся. Так, например, волокна в большей степени изнашиваются на тех участках изделия, где происходит большее трение (обшлага рукавов, локтевые участки), ЛКП автомобиля — в зонах, контактирующих с агрессивной средой (крылья, пороги и др.) и т.д. Несоблюдение этого требования может привести к ошибочным выводам. Правила отбора образцов для сравнительного исследования микрообъектов, их хранения и предоставления на экспертизу достаточно подробно освещены в специальной литературе, что дает нам возможность не останавливаться на них, а только указать на важность их соблюдения.

Отбор контрольных образцов. Вещества и материалы, встречающиеся на осмотрах мест происшествий, во многих случаях бывают загрязнены посторонними веществами. Например, следы ГСМ и НП при дорожно-транспортном происшествии, попадая на асфальт или грунт, пропитывают его и изымаются вместе с ним. То естьв этом случае, по сути, изымается не ГСМ и НП, а «грунт, пропитанный жидкостью темного цвета с характерным запахом ГСМ и НП (если он имеется)». Смывы, с рук подозреваемого помимо следов продуктов выстрела содержат в своем составе кроме искомых веществ потожировое вещество, другие загрязнения, которые в момент производства смывов находились на руках и т.д.

Для исследования подобных вещественных доказательств необходимо разделить смесь. Это не всегда возможно сделать, например, смыв ГСМ и НП с грунта органическим растворителем, так как есть вероятность того, что вместе с ГСМ и НП в этот раствор перейдут и вещества, изначально, до попадания в него следов нефтепродуктов, находившиеся в нем. Для исключения этой вероятность в подобных случаях необходимо изъять контрольные образцы. Контрольный образец — это образец чистого вещества и материала объекта-носителя, не содержащий следов изымаемого вещества.

Как правило, контрольный образец отбирается не некотором удалении от месторасположения следа. Для наших примеров — при изъятии следов ГСМ и НП на расстоянии 1-2 м от пятна отбирается чистый грунт в количестве, примерно равном количеству изымаемого

329

грунта с ГСМ и НП. При изъятии следов продуктов выстрела с рук подозреваемого контрольный образец отбирается с участка тела, закрытого одеждой, на такой же марлевый тампон, что и при смыве следов, и смоченный тем же растворителем.

Предварительное исследование микрообъектов. В отличие от большинства традиционных следов преступления микрообъекты более разнообразны в своей видовой принадлежности, а соответственно, не только методы и методики их предварительного исследования, но и задачи этих исследований могут существенно отличаться в зависимости от природы микрообъекта. Тем не менее все-таки можно выделить наиболее общие или наиболее часто встречающиеся из них:

обнаружение на элементах вещной обстановки места происшествия микрообъектов, имеющих связь с событием преступления — образованных в результате его совершения (подготовки или сокрытия);

ориентировочное определение природы микрообъектов (установление их видовой и родовой принадлежности) с целью обнаружения изделий, изготовленных из подобных веществ и материалов;

уяснение механизма следообразования по локализации микрообъектов на объекте-носителе и взаиморасположению относительно других следов;

сравнение обнаруженных микрообъектов с конкретными предметами (проверяемыми предметами), от которых они предположительно были образованы (источника их происхождения) в целях установления их общей родовой принадлежности;

установление факта контактного взаимодействия двух и более объектов по взаимопереходящим микрообъектам.

Несмотря на схожесть задач предварительного и экспертного исследований, они существенно разнятся по целям, методикам, объему получаемой информации, надежностью результатов.

На стадии предварительного исследования, как правило, используются неразрушающие методы, с помощью которых можно выявить только морфологические признаки внешнего строения микрообъектов, а также самые простые методы определения относительных физических характеристик. Реже используются химические методы (разрушающие методы), как правило, только для определения класса веществ. Ограниченность методов приводит к тому, что не все веще-

330