Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кант-3.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
504.32 Кб
Скачать

23 Иммануил Кант. Т, 6

==681

вому изданию “Религии в пределах одного только разума” Кант высказал свое отрицательное отношение к попыткам чиновников, ведающих религиозными вопросами, решать вопрос о целесообразности (или нецелесообразности) издания теоретических исследований по вопросам религии. Решение этого вопроса должно, по мнению Канта, находиться в компетенции самих ученых, университетов. “Если отступить от этого правила, — писал Кант, — то в конце концов можно прийти к тому, что уже когда-то было (например, во времена Галилея), а именно основывающийся на Библии богослов, дабы смирить гордость наук и избавить себя от возни с ними, может отважиться на вторжение в область астрономии или других наук, например древней истории земли” (настоящее издание, т. 4, ч. 2, стр. 13). Значит ли это, что богословский факультет имеет право запрещать издание философских сочинений о религии, юридический факультет — философских сочинений о праве, медицинский факультет — философских сочинений о здоровье, болезнях и т. и.? Для того чтобы ответить на этот вопрос и обосновать право философии и других наук, входивших в состав философского факультета, на свободное исследование, Кант и написал трактат “Спор факультетов”. В этом сочинении Кант прежде всего пытается, исходя, как ему представляется, из априорного основания, объяснить существовавшую в его время структуру университета: обеспечению “вечного благополучия” человека служит теология, для его гражданского благополучия необходима юриспруденция, а для физического благосостояния — медицина. Кант называет эти факультеты высшими, так как их деятельность более или менее непосредственно определяется правительством. Правда, медицинский факультет не заимствует своих правил из распоряжении правительства, но так как правительство определяет правила службы здравоохранения, то этот факультет в определенном, правда ограниченном, отношении также относится к высшим. Называя философский факультет низшим, Кант, однако, считал его в определенном и весьма существенном отношении высшим, поскольку он призван “контролировать три высших факультета и тем самым быть полезным им, ибо важнее всего истина”. Если учесть, что третий “высший” факультет — медицинский, поскольку он черпает свои правила “не из приказов, а из самой природы вещей”, должен, по мнению Канта, принадлежать философскому факультету, взятому в самом широком смысле слова, то становится совершенно очевидным, что Кант выступает против особого положения богословия и юриспруденции, которые подчинены не “законодательству разума”, а “законодательству правительства”.

За этими соображениями о правах разума, философии и науки вообще без труда просматривается отношение Канта к господствовавшей в Германии феодальной идеологии. Как и все прогрессивные буржуазные идеологи, Кант подвергает критике феодальную теологию, феодальную юриспруденцию за то, что они не согласуются (или не вполне согласуются) с разумом, не указывая, ято эта “науки” освящают исторически определенный

==682

социальный строй, против которого выступает не разум вообще, а определенный исторический разум, т. е. общественное сознание третьего сословия. Иллюзии Канта и других буржуазных идеологов XVIII в. были неизбежны и исторически оправданы, поскольку еще не обнаружились антагонистические противоречия капиталистического строя, который представлялся тогда устранением существующей социальной несправедливости и установлением разумного порядка вещей.

Провозглашая суверенитет разума, Кант заявляет, что спор между философским и “высшими” факультетами вследствие различия природы этих факультетов и связанного с этим разного отношения, с одной стороны, к правительству, а с другой — к истине, совершенно неизбежен, не может быть “улажен посредством мирной сделки” и “никогда не может прекратиться”. Кант, следовательно, считает, что противоречие, противоположность между разумом (философией) и теологией, а также юриспруденцией никогда не исчезнут, несмотря на то что разум оказывает влияние на эти сферы общественного сознания, вынуждает их перестраиваться на разумный лад. Таким образом, аантовская “религия в пределах одного только разума” есть совершенно очевидное выражение стремления исторически прогрессивной буржуазии ликвидировать духовную диктатуру церкви. То, что Кант в осторожной форме именует спором между факультетами, оказывается по сути дела спором между различными мировоззрениями, между стремлением построить общественную жизнь на разумных началах и противоположным стремлением, опирающимся на авторитет церкви, традиции, интересы господствующих сословий" и т. д.

Следует, впрочем, отметить, что решительная защита прав философии и науки сочетается у Канта как идеолога слабой, стремящейся к компромиссу немецкой буржуазии со всякого рода оговорками, которые показывают, что он далек от того, чтобы сделать борьбу философии и науки с теологическими и иными заблуждениями достоянием народа. В то время как французские просветители обращались к широким массам третьего сословия, Кант разъясняет, что спор факультетов не выходит за стены университета, не доходит до народа, который-де не интересуется умствованиями ученых людей и придерживается того, чего требует правительство и назначенные им лица. “Народ желает быть ведомым, т. е. (на языке демагогов) обманутым”. В этом воззрении Канта (впрочем, не чуждом и некоторым представителям французского Просвещения, например Вольтеру) явственно выступает буржуазная ограниченность философа, далекого от мысли, что народ в ходе развития общества способен стать творцом новых социальных отношений.

В приложении к “Спору факультетов” Кант вновь возвращается к основным положениям своей философии религии, обосновывая учение об автономности морали и рассматривая последнюю как подлинный источник религии. Именно здесь мы находим категорическое утверждение, что религия тождественна по своему содержанию морали; она, говорит Кант, отличается от морали

==683

 

лишь формально, т. е. религия есть “законодательство разума, призванное придавать морали влияние на человеческую волю для исполнения человеком каждого его долга при помощи созданной самим разумом идеи бога”. Такое понимание соотношения религии и морали, целиком и полностью вытекающее из кантовских “Критики чистого разума” и “Критики практического разума”, при всей своей непоследовательности (религия освящается моралью и, следовательно, рассматривается как по природе своей нравственное сознание) вполне объясняет, почему сочинения Канта по философии религии подвергались цензурным преследованиям в условиях феодальной Пруссии.

“Спор факультетов”, написанный Кантом по меньшей мере в 1794 г. (как это видно из письма Канта к гёттингенскому профессору Штойдлину от 4 декабря 1794 г.), был издан лишь в 1798 г., после смерти Фридриха-Вильгельма II (1797). Сочинение состоит из трех разделов: “Спор философского факультета с богословским”, “Спор философского факультета с юридическим” и “Спор философского факультета с медицинским”. В настоящем томе дан перевод лишь первого раздела. Переводил Ц. Г. Арзаканьян.

1 Салмасий (Claude de Saumaise, лат. Salmasius Claudius, 1588—1655) — французский историк и юрист. Кант имеет в виду его труд “De annis climacteriis et antiqua astrologia diatribae”. Leyden, 1648 (“О поворотных годах и о древней школьной астрологии”). Взятая Кантом фраза из этой книги означает в переводе “от звезд — к лагерям”. — 312.

2 От высказывания старого купца, согласно исследованию Августа Онкена (August Onken. Die Maxime laissez faire et laissez passer, Bern, 1886), берет свое начало знаменитое изречение “laissez faire, laissez passer”, выражающее в афористической форме принцип “свободного предпринимательства”.

Упоминаемый Кантом министр — знаменитый Коль Бер, а старого купца звали Лежандром. — 316.

3 Символические книги — книги, в которых объясняется (и защищается от “ересей”, нападок и критики) церковная и религиозная символика, т. е. кратко и сжато составленные положения, в которых выражен смысл основных догм религии. Эти книги обычно освящены церковью. — 319.

4 Кант приводит Цицеро на неполно и неточно. Цицеро писал Кассию, убийце Цезаря, письмо, в котором он высказывал сожаление по поводу того, что не все “кандидаты в тираны” были убиты. Текст этого места таков: “Vellem idibus Martiis me ad сенат invitasses: reliquarum nihil fuisset. Nunc me relique vestre exercent” (Cicero. Ad. fam., XII, 4) (“Я бы хотел, чтобы ты меня пригласил на трапезу в мартовские иды: тогда бы и его (Антония) не стало. Теперь же оставшиеся не дают мне покоя”). — 336.

5 Кант здесь не цитирует, хотя он и берет в кавычки приводимый им текст, а приблизительно воспроизводит текст из раз-

==684

ных мест Евангелия, из “Послания к Коринфянам”, I, 15, 17, 16. — 338.

" Постелил (Postel, Guillaume, 1510—1581) — французский мистик и фанатик, лингвист, историк, теолог, философ, заявлял, что сам бог его лично призвал объединить всех людей под властью папы и французского короля. Постелил много путешествовал, многие годы жил в Италии, в частности в Венеции. Оставил многочисленные труды самого разнообразного содержания, но его мистическое учение изложено в книге “Les tres merveilleuses victoires des femmes du nouveau monde, et comment elles doibvent a tout le monde par raison commander”. Paris, 1553 (“Три изумительные победы женщин Нового Света, и каким образом они должны руководить во всем мире по праву”). Постелил в свое время был весьма популярен. — 338.

Соседние файлы в предмете Философия