Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ширвинтд. Комментарий к обзору по защите вещных прав.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
57.75 Кб
Скачать

Виндикация и реституция

Каково соотношение виндикации и реституции? Является ли реституция самостоятельным способом защиты гражданских прав, и если да, в чем ее специфика?

Соотношение. В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В случаях, когда имущество, полученное по недействительной сделке, представлено вещью и эта вещь сохранилась в натуре, встает вопрос о соотношении приведенных правил закона. Причем сферы их применения пересекаются дважды.

Во-первых, передача вещи по любой недействительной сделке создает ситуацию, когда владеет вещью не собственник, а другое лицо, владение которого не имеет под собой основания (имеет в качестве основания недействительную сделку). В этой ситуации мыслимо применение каждого из обсуждаемых правил, так как налицо и противостояние собственника и незаконного владельца, и исполненная недействительная сделка.

Во-вторых, недействительна любая сделка об отчуждении вещи, совершенная в нарушение правила, не закрепленного прямо в законе, но имеющего аксиоматическое значение: никто не может передать другому больше права, чем имеет сам. Это означает, что за владением, передаваемым неуправомоченным лицом по сделке об отчуждении вещи, всегда будет тянуться "шлейф" недействительных сделок и что, следовательно, само это владение будет всегда оставаться незаконным. Поэтому и здесь обнаруживаются основания для применения каждого из названных правил: в этих случаях возможного ответчика по виндикационному иску неизменно "преследуют" недействительные сделки.

Как же соотносятся правила п. 2 ст. 167 и ст. 301 (точнее, ст. 301 - 303) ГК РФ? Для начала необходимо определить, образует ли возврат полученного по недействительной сделке имущества в натуре (реституция владения) самостоятельный способ защиты или же речь здесь идет о виндикации как одном из способов защиты1, служащих устранению последствий исполнения недействительной сделки.2

Обзор остановился на первом варианте решения: возврат сторонами недействительной сделки друг другу всего полученного по ней в соответствии с правилами п. 2 ст. 167 ГК РФ (реституция) представляет собой самостоятельный способ защиты гражданских прав в смысле ст. 12 ГК РФ. Так, в Обзоре указано: "Ввиду того, что законом предусмотрены специальные последствия недействительности сделок, правила об истребовании имущества из чужого незаконного владения (статьи 301, 302 ГК РФ) к отношениям сторон применению не подлежат" (абз. 7 изложения фабулы дела п. 1).

Этот подход с неизбежностью ставит следующий вопрос. Поскольку, во-первых, сферы применения правил п. 2 ст. 167 и ст. 301 ГК РФ пересекаются (при передаче по недействительной сделке вещи, сохранившейся в натуре), и во-вторых, правило п. 2 ст. 167 ГК РФ решает "вопрос не только о судьбе, но и о способе изъятия имущества", правила этих статей вступают в конкуренцию. Учитывая содержание обсуждаемых норм, в практической плоскости получает звучание проблема КОНКУРЕНЦИИ РЕСТИТУЦИОННОГО И ВИНДИКАЦИОННОГО ИСКОВ.

Возможны, очевидно, три решения:

  • названные иски конкурируют альтернативно (лицо, чье право нарушено, вправе выбрать способ защиты по своему усмотрению); конкуренция исков не допускается посредством предоставления

  • виндикационному или

  • реституционному искам приоритета в случаях мыслимых пересечений.

Обзор прямо отклоняет первое решение. Обзор делает выбор между виндикационным и реституционным исками в пользу последнего: "Если лицо, передавшее имущество во исполнение недействительной сделки, обратится с требованием о его возврате из чужого незаконного владения другой стороны сделки на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении иска" (тезис п. 1).

Судя по всему, в основание этого решения Обзор кладет правила о конкуренции норм. Вопросы конкуренции этих правил, одновременно закрепленных в одном акте, могут решаться, очевидно, только с использованием правила о приоритете специальной нормы перед общей. По-видимому, на них и опирается Обзор.

Действительно ли правило п. 2 ст. 167 ГК РФ является специальным по отношению к правилу ст. 301 ГК РФ? Положительный ответ на этот вопрос верен настолько же, насколько верно обратное; насколько и второе правило, в свою очередь, является специальным по отношению к первому.

Правила о реституции применимы в любой ситуации исполнения недействительной сделки, в том числе когда предметом исполнения выступает вещь.

Правила о виндикации применимы в любой ситуации незаконного владения вещью, в том числе когда оно получено по недействительной сделке.

Таким образом, области применения этих правил лишь отчасти "накладываются" одна на другую, а не входят одна в другую, как того требует квалификация правил в качестве общего и специального.

Возможно и иное обоснование предложенного в Обзоре решения, не получившее, однако, отражения в самом тексте. Это обоснование опирается уже на правила не о конкуренции норм, а о конкуренции исков, точнее, о ее недопустимости.

Дело в том, что хотя закон и не содержит каких-либо правил на этот счет, принято считать, будто личные иски имеют приоритет перед вещными. Такой взгляд получил и официальное признание со стороны ВАС РФ: "Иск собственника о возврате имущества лицом, с которым собственник находится в обязательственном правоотношении по поводу спорного имущества, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данное правоотношение".

Является ли реституция обязательственным правоотношением? Этот дискуссионный вопрос в Обзоре не разрешен. Между тем положительный ответ на него ВАС РФ уже давал: "Если соглашением об отступном не нарушены права и интересы третьих лиц или публичные интересы, предоставлением отступного может быть прекращено и обязательство по возврату полученного по недействительной сделке, возникшее в силу статьи 167 ГК РФ". С этой точки зрения реституционный иск получает приоритет перед виндикацией как иск личный перед иском вещным.