Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / БЮРДО_Конституция-2.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
48.88 Кб
Скачать

II. Содержание конституции

Очевидно, что содержание конституции определяется её целью (объектом). Таким образом, в ней содержатся нормы, указывающие на то, кому в государстве принадлежит право осуществления политической власти, процедуру, в соответствии с которой назначаются правители (наследственный принцип, выборы, кооптация…), формулировка и распределение их функций, процедуры, которым следует следовать, чтобы их выполнить.

Нормы, чуждые устройству Власти. Однако, помимо этого органического статуса правителей, часто в конституционных текстах можно встретить целую серию положений, которые не так далеко относятся к государственному устройству, например, нормы, относящиеся к избирательным спорам или к погашению общественного долга (конституционный закон от 10 августа 1926 года, учреждающий Погасительную Кассу). То есть речь идёт о вопросах, которые не имеют в себе ничего конституционного, но которые учреждающая власть относит к необходимым условиям стабильности общества, которая в странах с жёсткой конституцией привязывается к содержанию конституции.

Другое дело, что касается некоторых вопросов, которые также не имеют ничего общего с организацией публичной власти, и которые разрешаются конституцией. Такими являются нормы, относящиеся к статусу лиц или имущества, деятельности некоторых промышленных предприятий, включённые в конституции американских штатов. Такими также являются положения о социальной сфере (законодательство о труде в частности), очень распространённые в конституциях, разработанных после войны 1914-1918 гг.

Они рассматриваются часто как чуждые логическому содержанию конституции, однако зря, так как конституция не только определяет органический статус государства, но также выражает направляющую правовую идею государственной деятельности. Итак, если она чётко вытекает из выбора органов, она будет ещё более отчётливой, если указать на нескольких конкретных примерах, предписания, которые она повелевает.

Декларации прав. Наконец, получается так, что вместо того, чтобы представлять в самом тексте конституции принципы, которыми должен руководствоваться законодатель, учредительная власть им посвящает отдельный специальный документ, который называется декларацией прав. Это название происходит от того, что он провозглашает существование сферы, предназначенной для блага личности в противность государству. Первая декларация прав была в Америке (Конституция штата Массачусетс, 15 июня 1780 г.)… [Также это] «Декларация прав человека и гражданина», поставленная в начало конституции от 3 сентября 1791 г., с помощью которой конституционное собрание торжественно провозглашало философские принципы индивидуалистической, равной и либеральной демократии.

Этот прецедент был продолжен всеми нашими революционными конституциями: конституции от 24 июня 1793 г. предшествовала декларация социалистического характера; та же, что открывала директорскую конституцию 5-го фруктидора III года, наоборот, имела обратное действие, уступив место «декларации обязательств».

Дальше, кроме конституции от 4 ноября 1848 года, которая содержала Преамбулу гуманистического характера, все наши конституции, предпочитавшие провозглашение общих принципов официальной политической философии, выделяли им место в самом тексте. Конституция от 27 октября 1946 года объявляла их в Преамбуле.

После войны 1914-1919 гг. декларации прав стали встречать всё меньшее распространение. Во вновь созданных или обновившихся после войны странах, конституционные собрания принимали в Преамбуле к конституциям определённое количество статей, закрепляющих политическую и социальную основу нового режима. Они отмечают появление новых прав, возникших из эволюции общественной жизни, они дают заставляют государство не только охранять правовую независимость индивида, но и также создать условия необходимые для обеспечений социальной независимости. Индивидуализму приходит на смену признание легитимности вмешательств государства во все сферы, где они могут отстаивать социальную справедливость…

Причина, которая мотивирует декларации прав прекрасно понятна – в возвышенной форме представить народу и правителям политико-социальную доктрину, которая должна обосновывать деятельность государства. Речь идёт о том, чтобы скорее провозгласить философский принцип, чем установить истинные правовые нормы. Именно поэтому, когда обсуждается вопрос их обязательной силы, большая часть авторов сходится во мнении, что следует им придавать лишь силу философской догмы и не признавать за ними юридической силы.

Необходимо признать в то же время, что если Декларации прав бессильны в воздействии на законодателя, тем меньше они могут воздействовать на исполнительную власть, так как принцип, который они провозглашают, вряд ли получит прямое применение. Этот тезис был принят Государственным Советом Франции, который, будучи обязанным высказаться о действительности административного акта, согласился проверить, соответствует ли он или нет нормам, прописанным в Декларации. Таким было отношение Государственного Совета к актам, нарушающим принцип равенства индивидов перед законом или налоговой системой.

Практика Деклараций прав является дискуссионной. Нельзя сказать с уверенностью, что эта критика касается их содержания, которое не ставится под сомнение; она лишь направлена на то, чтобы показать, что если законодатель стремится провозгласить направляющие принципы своего творения, он должен их включить в саму конституцию. На практике, против введения Деклараций можно выдвинуть следующие аргументы:

А) Во-первых, они искажают смысл конституции, так как ошибочным является не признавать за ними ничего, кроме как текста технического характера и отсылать к специальному документу для провозглашения целей государственного механизма. Правовая идея не должна быть вне конституции, так как она не должна быть вне государства. Государство – это власть с направляющей правовой идеей, которую оно воплощает в себе. Как следствие, если мы разделим государство от его направляющей идеи, мы поколебим само государство и сделаем из аморфное административное средство. Итак, в реальности, государство является не только набором услуг и процедур, но и также идеей, которая их оживляет.

Б) С другой стороны, идея спустить посредством деклараций прав директивы о правительственной деятельности противоречит истинному значению политической Власти. Власть носит в себе правовую идею. Разместить идею вне конституции означает разделить это однородное единство, состоящее из правовой идеи и Власти.

… Ставить на одну сторону направляющий принцип, а на другую – материальную власть, ответственную за его исполнение, является результатом формальной логики, которая не согласуется с политическими потребностями. Власть не бессознательный робот, на котором лежат обязанности декламировать в правовых предписаниях чистую материю, которой служит правовая идея, и которая не является первоосновой любой инициативы власти. Если убрать тесную связь между ними, идея станет не больше чем простой картинкой без силы, а власть – силой без совести.

В) Именно к этому политически катастрофичному результату приводит практика деклараций прав. Она побуждает народ восстать воспротивиться государству во имя принципов, и руководителей нарушать принципы, обращаясь к свободе, необходимой им для управления. «Если вы хотите, чтобы великий народ пользовался плодами посаженых вами деревьев, не дайте им вскрыть эти зёрна».

Проект конституции от 19 апреля 1946 года восстановил практику Деклараций. Однако впоследствии после отмены этого текста референдумом от 5 мая, учредительное Собрание пришло к выводу, что не следует настаивать на этом пути… [и] ограничиться созданием Преамбулы, которая закрепляет общий разум политического и социального режима.

Раздел второй. Верховенство конституции

Какой бы ни была конституция – писаной или обычной, она является высшим законом в государстве. Рассмотрим сперва, из чего состоит это верховенство и как оно устанавливается…