Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иммануил Кант.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
30.04 Кб
Скачать

Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия[прим 1] — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения иРомантизма.

Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).

I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);

  • наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;

  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;

  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Пролегомены

Предисловие

В предисловии к «Пролегоменам…» Кант говорит, они

…предназначены не для учеников, а для будущих учителей, да и последним они должны служить руководством не для преподавания уже существующей науки, а для создания самой этой науки.

Сравнение с "Критикой чистого разума"

Сравнивая «Пролегомены…» с «Критикой чистого разума», Кант говорит:

В «Критике чистого разума» я занимался исследованиями в самом чистом разуме, и в самом этом источнике старался определить на основе принципов и начала, и законы его чистого применения. Эта работа трудна и требует от читателя решимости постоянно вдумываться в такую систему, которая кладёт в основу как данное только сам разум и старается, таким образом, не опираясь ни на один факт, развить познание из его первоначальных зародышей. «Пролегомены…», напротив, должны быть предварительными упражнениями: они должны скорее указывать, что нужно сделать, чтобы осуществить, если возможно, некоторую науку, нежели излагать самое эту науку.

Основной вопрос, который Кант ставит перед читателем — возможна ли Метафизика вообще:

Моё намерение — убедить всех, считающих занятие метафизикой достойным делом, что совершенно необходимо пока отложить их работу, признать всё до сих пор сделанное несделанным и прежде всего поставить вопрос: возможно ли вообще то, что называется метафизикой.

Кант считает, что метафизика возможна только как чисто априорное знание.

Особенности метафизического познания.

что касается источников метафизического познания, то уже в его понятии полагается, что они не могут быть эмпирическими. Следовательно, принципы метафизики (куда принадлежат не только ее основные положения, но и ее основные понятия) никогда не должны браться из опыта, ибо она должна быть познанием не физическим, а метафизическим, то есть лежащим за пределами опыта. Итак, в ее основание не ляжет ни внешний опыт, служащий источником собственно физике, ни внутренний, на котором основывается эмпирическая психология. Метафизика есть, таким образом, познание a priori, или из чистого рассудка и чистого разума.Но в этом она не имела бы еще ничего отличительного от чистой математики; поэтому она должна будет называться чистым философским познанием.

Метафизическое познание должно содержать исключительно априорные суждения. Они могут быть аналитическими(поясняющие, не прибавляют ничего к объекту познания) или синтетические(расширяющие, увеличивают познание).

Общий принцип аналитических суждений – закон противоречия.

Классификация синтетических суждений:

  1. Опытные суждения.

  2. Математические суждения.

  3. Собственно метафизические суждения.

Итак, заключение этого параграфа такое: метафизика имеет дело собственно с синтетическими положениями a priori, и они одни составляют ее цель, для достижения которой, правда, она нуждается, во всяком случае, во многих разложениях своих понятий, следовательно, в аналитических суждениях; но эти разложения совершаются не иначе, как и во всяком другом роде познания, когда требуется только уяснить свои понятия через расчленение их. Произведение же познания a priori как в созерцании, так и в понятиях и далее произведение синтетических положений a priori, и притом в философском познании, — это составляет существенное содержание метафизики.

Главный вопрос – возможна ли метафизика вообще?

Пролегомены – предварительные упражнения, они должны более указывать, что нужно сделать, чтобы осуществить, если возможно, известную науку, нежели излагать саму эту науку. Метод исследования в пролегоменах, в особенности приготовляющих к будущей метафизике, есть, таким образом, аналитический.

Мы можем ссылаться только на две теоретические науки (только о таких здесь и речь), — именно на чистую математику и чистое естествознание.

Центральная проблема, от разрешения которой целиком зависит сохранение или крушение прежней метафизики, такова: Как возможны априорные синтетические положения?

Приступая к решению главного вопроса, Кант разделяет его на четыре других:

1) Как возможна чистая математика?

2) Как возможно чистое естествознание?

3) Как возможна метафизика вообще?

4) Как возможна метафизика как наука?

Как возможна чистая математика?

Особенность математики в том, что она должна показать свои понятия сначала в созерцании, и притом чистом, а не эмпирическом: без этих понятий она не может сделать ни шага. Но как можно нечто созерцать a priori, то есть так, чтобы созерцание предмета предшествовало самому предмету?

Дело в том, что эта способность созерцать a priori касается не материи (то есть содержания) явления, а только формы его — пространства и времени. Пространство и время — вот те формы созерцания, которые чистая математика кладёт в основу всех своих познаний и суждений, выступающих как всеобщие и необходимые. Геометрия кладёт в основу чистое созерцание пространства. Арифметика создаёт понятия чисел последовательным прибавлением единиц во времени.

Пространство и время не являются свойствами вещей самих по себе, а только определяют способ нашего восприятия. Вещи нам даны как явления, т. е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем. Так разрешается первый вопрос.

Как возможно чистое естествознание?[править | править вики-текст]

Опыт учит нас тому, что и как существует в природе, но никогда не учит тому, что нечто необходимо должно быть так, а не иначе. Тем не менее, мы обладаем чистым естествознанием, которое a priori и со всей необходимостью излагает законы, коим подчинена природа. Среди основоположений общей физики находятся действительно обладающие всеобщностью: «количество материи во Вселенной всегда постоянно», «всякое изменение имеет свою причину» и т. д.

Если расчленить все наши объективные синтетические суждения, то окажется, что они никогда не состоят из одних лишь созерцаний, связанных только через сравнение. Опыт состоит в синтетической связи благодаря рассудочным понятиям:

  • по количеству: единство (мера), множественность (величина), целокупность (целое);

  • по качеству: утверждение, отрицание, ограничение;

  • по отношению: субстанция, причина, взаимодействие;

  • по модальности: возможность, действительность, необходимость.

Это понятия, под которые должны быть подведены все восприятия, прежде чем они могут служить суждениями опыта — чистые рассудочные понятия, они суть основа априорных основоположений возможного опыта. А эти условия опыта суть вместе с тем всеобщие законы природы, которые могут быть познаны a priori. Так разрешена задача, содержащаяся во втором вопросе.

Таким образом, вопрос «Как возможна сама природа?» содержит два:

Во-первых: как вообще возможна природа в материальном смысле, а именно пространство, время и то, что их наполняет — предмет ощущения? Ответ гласит: посредством характера нашей чувственности, в соответствии с которым она свойственным ей образом (т. е. через пространство и время) подвергается воздействию предметов, самих по себе нам неизвестных и совершенно отличных от явлений.

Во-вторых: как возможна природа в формальном смысле, т. е. как совокупность правил, которым должны подчиняться все явления, мысленно связанные в опыте? Ответ может быть один: она возможна только благодаря характеру нашего рассудка (т. е. через чистые рассудочные понятия), в соответствии с которым все представления чувственности необходимо относятся к сознанию и посредством этого возможен и опыт, который нужно полностью отличать от познания вещей самих по себе.