Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_k_zachyotu.docx
Скачиваний:
125
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
103.57 Кб
Скачать

7. Основные принципы общения с больным и его родственниками.

Перед врачом часто встает вопрос, стоит ли сообщать больному и родственникам об истинном состоянии дел. Несомненно стоит, если больной отказывается от необходимой операции, особенно в острых случаях заболевания. Трудность обычно возникает с онкобольными, т.к. начальные симптомы завуалированы, больной надеется на возможность фармакотерапии, да еще и “народные целители” помогают в этой уверенности. В этом случае, необходимо твердо заявить о необходимости оперативного вмешательства и причине - рак, но операбельный - вселите в больного надежду на выздоровление или продление жизни.

Врачи, особенно хирурги не должны пренебрегать общением с родственниками больных, так как они в большей степени влияют на настроение пациентов, от них во многом зависят условия обслуживания и реабилитации послеоперационных больных, именно на родственников приходятся все тяготы и забота о больном человеке. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Значение принципов деонтологии в благоприятном исходе лечения трудно переоценить. Знаменитый русский онколог Н.Н. Петров в книге «Вопросы хирургической деонтологии» писал: «Хирургия покоится на науке, непрерывно растущей и расширяющейся; хирургия покоится на технике: ручной, экспериментальной, электрической – непрерывно развивающейся и упрощающей самые трудные достижения, - и об этой науке, об этой технике говорят начинающим хирургам их учителя, все об этом знают, все живо интересуются. Но хирургия не исчерпывается наукой и техникой. Больно затрагивая человеческий организм, глубоко в него проникая, хирургия достигает вершин высшими проявлениями бескорыстной заботы о больном человеке».

Требования к личности врача со стороны общества и конкретного пациента бесспорны. Аккуратность, подтянутость, чёткость, доброжелательность, приветливость, точность, обязательность, милосердие - вот качества, которых ждут от каждого врача. От хирурга особенно ожидают выдержки, умения владеть собой, наблюдательности, решительности, терпения и терпимости. В то же время у некоторых пациентов и в средствах массовой информации складывается уродливое видение хирурга: он нарочито груб, бескомпромиссно решителен, белый халат забрызган кровью и т. д. К сожалению, некоторые молодые коллеги, студенты старших курсов подстраивают себя под этот негативный стереотип, принимая грубость за решительность. И если такой мнение закрепится в личности молодого врача, то его карьера вряд ли будет иметь желаемое окончание. Проблемы личностных критериев хирурга очень важны. Вряд ли можно рекомендовать к занятию хирургией лиц с теми или иными особенностями характера или пограничными состояниями психики, которые иначе называются «акцентами характера». Это связано с тем, что хирургия - и наука, и искусство, и ремесло. Даже при соблюдении всех этических, моральных и юридических норм любое хирургическое вмешательство, пусть минимальное и безупречно выполненное, представляет определённую опасность своими не всегда предсказуемыми последствиями. Это так называемая проблема хирургического риска, имеющая свои внешние (юридические, моральные, общемедицинские) и субъективные (личностные и сугубо ремесленнические, прикладные) аспекты. Деонтологическая сторона операционного риска характеризуется выбором показаний к операции и поведением хирурга в отношении больного. Решение первой задачи однозначно: опасность операции не должна превосходить опасности самого заболевания.  

Решение второй задачи многопланово. Прежде всего необходимо учитывать силы больного. Не менее важно учесть силы врача. Молодой горячий хирург, не имеющий «собственного кладбища», чаще пойдёт на авантюру, чем его старший коллега. И в этом случае зачастую деонтологические, этические и юридические вопросы хирургического риска разрешить очень и очень непросто. В трудных ситуациях, подчёркивал профессор А.В.Гуляев, единственным незыблемым остаётся этический принцип: решать вопрос в интересах больного, отодвигая на задний план побочные соображения, в том числе заботы о своей хирургической репутации. С этих позиций в равной степени не приветствуются как отказ от радикального, хотя и несколько рискованного вмешательства при злокачественных опухолях, ещё не потерявших своей операбельности, так и выполнение опасной, эффектной, но необязательной для больного операции. Речь идёт о выборе оптимального компромисса. Не нужно забывать так же, что организационные и хозяйственные вопросы в хирургической деонтологии не менее важны. Операции, допустимые в крупных специализированных центрах, могут стать уголовно наказуемой авантюрой в условиях отдалённой районной больницы.

Страшная черта для врача - равнодушие. Нельзя, писал М.Р.Рокицкий, быть врачом с девяти до пятнадцати. Врач - это круглосуточно, это пожизненно. Увы, нередко встречаются среди хирургов такие черты, как грубость и недоброжелательность. Недопустимые черты - трусость и лживость. Есть хирургические специальности, где скрыть нерешительность и трусость очень просто: в травматологии, например, свои недоделки можно списать на первоначальную тяжесть повреждения органа или конечности. Сумеет ли хирург примириться со своей совестью, зная, что человек стал инвалидом, в том числе, и по его нечестности, недобросовестности и трусости? Такой хирург, наверное, сможет.