Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Референдум СССР.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
115.2 Кб
Скачать

15 Марта Ельцин выступил по "Радио России". На следующий день "Куранты" опубликовали текст его выступления. В нем, в частности, говорилось:

"Хочу подчеркнуть, большинство граждан нашей республики за Союз. Это было ясно и без референдума. И можно было его не проводить. Но даже среди сторонников Союза часть людей приняла решение голосовать на референдуме против...

Мне, лично, крайне трудно будет дать на него однозначный ответ, хотя я за Союз, но такой, в который по доброй воле, а не силой объединяются республики... Референдум проводится в расчете на то, чтобы получила поддержку нынешняя политика руководства страны. Она направлена на сохранение имперской, унитарной сути Союза, системы и позволяет лишь внешне обновить его.

Что касается России, то мы за коренное обновление Союза. И за то, чтобы Россия была в обновленном Союзе...

Даже если большинство населения скажет "нет" – Союз на следующий день не исчезнет. Все останется на своих местах.

Но неудача референдума будет сигналом для руководства Союза, что та политика, которая им проводится, нуждается в серьезных коррективах...

Если большинство населения скажет на референдуме "да", ситуация также не улучшится. Для этого недостаточно проголосовать на референдуме. Нужна просто иная радикальная политика. Политика реформ".

По поводу российского референдума Ельцин сказал следующее:

"Россия традиционно была республикой без власти. Власть принадлежала Центру и партийным органам...

Нужны какие-то решительные неординарные шаги по укреплению прежде всего исполнительной власти в республике и на местах.

Референдум проводится для того, чтобы получить согласие граждан на это...

Введение поста Президента поможет укрепить суверенитет республики.

Это поняли и в других республиках, поэтому в некоторых уже есть президенты и президентские структуры власти.

... И во время избирательной кампании я выступал за введение поста Президента в России. И сегодня остаюсь сторонником президентства.

Если референдум скажет "да", я буду баллотироваться на пост Президента. Но вот буду избран я или кто-то другой, это решать только избирателям.

Уверен, что будет выставлена не одна кандидатура...

Но главное не в том, кто будет избран, а в том, что не будет больше в России высших руководителей, подобранных узкой группой людей".

Гораздо меньше внимания уделяла референдуму газета "Вечерняя Москва". В нескольких номерах газеты были опубликованы письма читателей и телефонные опросы москвичей. В начале кампании в высказываниях читателей преобладало мнение, что на вопрос союзного референдума невозможно ответить ни "да", ни "нет". Позже появились высказывания и "за" и "против", перед самим референдумом мнения "за" начали преобладать.

Не слишком большое внимание уделяла референдуму и газета "Московский комсомолец". 21 февраля в этой газете была опубликована аналитическая статья кандидата исторических наук Г. Кертмана, в которой был подвергнут критике вопрос, вынесенный на союзный референдум. Автор статьи объяснял, что оба варианта ответа плохи – ответ "да" дает решающий перевес союзным властям, препятствующим демократизации и подлинному обновлению Союза; ответ "нет" будет способствовать разрушению Союза "до основания". Автор видел выход в параллельном проведении в республиках референдума с вопросом, поставленным по-иному.

26 февраля на первой странице "МК" был опубликован материал Т.Ф. Цыбы "Превратимся ли мы в "туземцев мирового захолустья"?", в котором с издевкой цитируется методический материал Московского горкома КПСС по подготовке к референдуму (в "Курантах" аналогичная публикация появилась лишь 5 марта). Пресс-центр горкома ответил на это 1 марта в "Московской правде" заметкой "Спасибо за рекламу", в которой, в частности, заявил: "И ничего особенного в этом нет – обычная внутрипартийная работа, рассчитанная на членов своего движения, сторонников".

27 февраля газета сообщила о том, что президиум горкома ВЛКСМ высказался в поддержку Союза, а парламентская группа "Демократическая Россия" – за то, чтобы ответить "нет" на вопрос союзного референдума и "да" за введение поста Президента России.

6 марта на первой странице газеты была опубликована статья депутата Сокольнического райсовета К.А. Катаняна "Последняя надежда режима?" Автор критиковал вопрос союзного референдума и выражал надежду на то, что он будет изменен. В качестве крайней меры он предлагал уносить бюллетень с собой.

15 марта на первой странице "МК" было опубликовано большое интервью с секретарем горкома КПСС Л.С. Вартазаровой, которая высказалась за Союз и против введения постов Президента России и мэра Москвы.

16 марта в "МК" были опубликованы тексты выступлений М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина по телевидению, а также мнение народного депутата СССР А.М. Емельянова. По мнению Президента СССР, на союзном референдуме решался "главный вопрос, затрагивающий сегодняшний и завтрашний день нашего многонационального государства". Вот несколько фрагментов из его выступления:

"Наше "да" сохранит целостность государства, которому тысяча лет и которое создано трудом и разумом, неисчислимыми жертвами многих поколений...

Наше "да" – это не сохранение старых порядков с засильем Центра и бесправием республик. Положительные итоги референдума откроют путь к радикальному обновлению союзного государства, превращению его в федерацию суверенных республик, где надежно будут гарантированы права и свободы граждан всех национальностей.

Наше "да" на референдуме и заключение Союзного договора позволят положить конец разрушительным процессам, происходящим в нашем обществе...

Успех референдума – это я тоже хочу подчеркнуть – откроет новые возможности для уверенного продолжения всех начатых в стране реформ...".

В статье Емельянова "Перевернуть пирамиду" критиковался вопрос союзного референдума, но не содержалось никаких рекомендаций: "Как голосовать на союзном референдуме – дело совести каждого. Я попытался показать, что будет означать наше голосование". И далее народный депутат СССР призвал избирателей прийти на избирательные участки и поддержать предложение о введении в России поста Президента.

"Независимая газета" публиковала главным образом аналитические и информационные материалы. В публикациях газеты не было ни призывов, ни прямых рекомендаций. Пожалуй, единственное исключение – статья главного редактора В.Т. Третьякова "17 марта как день политического выбора", опубликованная 21 февраля. В ней Третьяков приводит четыре варианта поведения избирателя: отвечать "да", "нет", не ходить и унести бюллетень (почему-то забыв про пятый вариант – вычеркнуть оба ответа, сделав бюллетень недействительным) и приходит к выводу, что унести бюллетень – "меньшее из всех зол". Двумя днями раньше в газете было опубликовано интервью с Е.Г. Боннэр, в котором она сказала, что унесет бюллетень с собой.

14 марта "Независимая газета" опубликовала три большие статьи, посвященные союзному референдуму. Статья А. Шерстюка была озаглавлена предельно ясно: "Формулировка противоречит закону". Л.И. Сигал в статье "Демократы подменили тезисы" спорил с аргументами демократов, а К. Степанян в статье "Что будет, если сказать "да" – с аргументами сторонников голосования за Союз. Ни один из трех авторов не высказался прямо, как он считает нужным голосовать.

5.4. Голосование и подведение итогов голосования

5.4.1. Голосование

14 марта президиум Перовского райсовета принял решение не проводить в Перовском районе московский опрос. Президиум Моссовета и Московская городская избирательная комиссия приняли меры к тому, чтобы опрос на территории района все же был проведен. 16 марта в районном Совете прошло совещание, на котором было выработано компромиссное решение.

По данным газет “Куранты” и “Московский комсомолец”, опрос в Перовском районе проводился, но на многих участках бюллетени опроса выдавались только тем, кто на этом настаивал. 40 участковых комиссий района провели, как обычно, самостоятельный подсчет голосов по опросу, а остальные 128 передали бюллетени опроса в городскую комиссию. Последней пришлось самой считать бюллетени, поэтому результаты опроса были опубликованы на неделю позже, чем результаты референдумов СССР и РСФСР по Москве.

Основными проблемами в ходе голосования были неточности в списках избирателей и голосование без открепительных. По данным журналистов “Московского комсомольца”, в списки избирателей не было включено целиком несколько домов. Зато один дом оказался сразу в списках двух участков. Зафиксировано множество фактов, когда в списках избирателей числились умершие и находящиеся на службе в армии (впрочем, это – не редкость в любой избирательной кампании).

Открепительные удостоверения, положенные по закону для тех, кто голосует не по месту жительства, отпечатать и выдать не успели. Поэтому пришлось разрешить командировочным и гостям столицы голосовать по заявлениям без открепительных. Разумеется, это создало возможность для злоупотреблений – один избиратель мог проголосовать несколько раз. Репортер агентства “Студинформо” А. Какоткин проверил эту возможность: имея на руках лишь собственный паспорт, он с 13 до 20 часов сумел получить право проголосовать на 10 участках в 5 районах Москвы. На двух участках такого права ему не дали.