Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Лекция - 15 - Философия бытия. Ч

.1.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
97.28 Кб
Скачать

В проблеме специфики сознания в данном случае, нас интересует один аспект – существование сознания. Несомненно, существование сознания неотделимо от деятельности мозга и нервной системы индивида, от существования его тела. Но сложность и диалектика бытия индивидуализированных форм духовного в том и состоят, что сознание и все его проявления принципиально к ним несводимы, так как его элементы внепространственны. Ведь мысль, переживание, образ не являются ни физическими предметами, ни чисто материальными состояниями. В мозгу они тоже не даны как какие-то пространственные конфигурации. Ни являются именно идеальными образованиями. Время сознания, «локализуясь» в физическом времени мира, обладает и своими специфическими особенностями. Мысль способна мгновенно преодолевать пространство и время. Человек способен мысленно воспроизводить времена, в которых он не жил. С помощью памяти человек способен «помещать» в настоящее также и прошлое, мыслить и тревожиться о будущем. Однако в человеческом сознании всегда существует только его настоящее: прошлое сознания уже кануло в поток переживаний и частично исчезло необратимо. Некоторые же прошлые переживания хранятся в человеческой психике (часто «за порогом» сознания).

Сознание человека – одновременно и его самосознание. Так, Кант видел уникальность человеческой личности в единстве её самосознания. Сейчас бесспорно, что сознание включает в себя и бессознательное. Отметим его уровни. Первый – это неосознанный психический контроль человека за жизнь своего тела, который осуществляется автоматически (именно бессознательно). Второй уровень – это процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период его бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания. Так, рождение мысли, образа находится в недрах бессознательного с последующим осознанием их. Наконец, третий уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека

В заключение отметим бытие объективированного духовного, формы его материализации, которые рождаются в лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным феноменам её бытия. Наиболее универсальны естественные и искусственные, знаково-символические, формы существования, воплощения духовного.

Как же и где рождаются и существуют эти формы? К примеру, когда-то в глубокой древности человек придумал идею колеса. Она воплотилась, сначала, «опредметилась» в реальных колёсах, а потом стала вести Ии своё относительно самостоятельное существование. Она воплотилась в знаниях о колесе, а сами эти знания потом стали «работать» в великом множестве всё более сложных устройств. Так смертные люди породили бессмертную идею. Она обособилась от индивидуального сознания и действия, Началась жизнь идеи.

Можно сказать, что подобные идет «шествуют» в мире человеческой жизни, но «шествуют» идеи не сами по себе, а вместе с развитием других конкретных индивидов, поколений людей. Для них они становятся своего рода общезначимыми принципами, правилами, схемами действий. Они преобразуются, отбираются, накапливаются, образуя духовное богатство человеческой цивилизации и культуры.

Выделим теперь особые способы бытия объективированного духовного. Они также материализуются, воплощаются в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» духовного – это предметы и процессы (книги, чертежи и формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронза статуй, плёнки фильмов, слайды и файлы, «виртуальные» миры компьюторов и т.д.). Никакие «чистые» (свободные от объективированных воплощений) идеи и ценности невозможны. Мир идей обогащается, а тем самым приобретает всё большее значение их относительно самостоятельное, а не абсолютное, как утверждал Платон, бытие. Специфика этого бытия в том, что его элементы (идеи, идеалы, нормы, ценности и пр.) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь – это специфическое «место бытия» объективированного духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.

Особую роль в духовном играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного. В первом случае речь идёт о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют духовную структуру личности, во втором случае – о воплощённых в науке, культуре, массовом сознании (их документах) идеях, идеалах нормах, ценностях.

Идеалист смотрит на всё бытие, в особенности на бытие природы, с «высот» бытия духа. И тогда предметы природы и природа в целом представляются ему «неподлинным», бытием, где господствовали бы хаос, случай, если бы природное было предоставлено самому себе. В истории философской мысли живучей оказалась такая общая модель бытия, которая отводила духовному роль онтологического (бытийственного) и аксиологического (ценностного) первоначала, «подлинного бытия», от которого якобы и должны исходить оформленность, системный порядок, целесообразность, развитие в природе. В отличие от подобных трактовок на первое место среди форм бытия диалектико-материалистическая традиция ставит развивающееся бытие вещей, процессов, состояний природы.

Но исследование бытия – только предпосылка осмысления единства мира. От выявления предпосылок необходимо перейти к изучению проблемы единства мира в её полноте. Это будет сделано в следующей лекции, посвящённой вопросу о движущейся материи, о пространстве и времени как формах её существования.