Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Morozov_Sergey_-_Sex_i_Rang.pdf
Скачиваний:
130
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
1.67 Mб
Скачать

кажущееся неограниченное число вариантов оригинального поведения. Задача упрощается, когда можно отследить, как эти программы работают у предков человека.

Невозможность следования биологической программе вызывает подсознательные стресс и дискомфорт

7. Программы: оптимизация

Программы оптимизированы не на сохранение особи, и тем более не на получение ею комфорта. Программы направлены на сохранение популяции. «Хорошо для популяции» часто оборачивается «плохо для особи».

Например, почему мужчины относительно быстро теряют сексуальные способности? На первый взгляд должно быть совсем наоборот: мужчины с повышенным сроком сексуальной годности должны были оставлять больше потомков, а потомки наследовали бы долговременные сексуальные способности. Но что хорошо отдельным генетическим линиям, не всегда хорошо популяции. Популяции, где у мужчин повышенный срок сексуальной годности, становились менее вариабельными, чем популяции с низким сроком. В условиях полигамии, когда права на женщин принадлежат одному мужчине или малой группе мужчин, эти мужчины могли бы реализовывать свои права гораздо дольше, например, альфа-самец бы менялся не раз в три-четыре года, а раз в пять-семь лет. Значительная часть группы бы не оставляла потомства вообще. Менее вариабельные популяции, пусть и превосходящие более вариабельные популяции по продолжительности сексуальной жизни мужчины, проигрывали из-за сужения генетического диапазона.

Альфами почему-то становятся именно тогда, когда сексуальные способности относительно сильно снижаются. Стать альфа-самцом рано – это хорошо для особи. Но если бы

42

альфа-самцами становились рано, ими бы становились не проверенные временем самцы, и претендентов бы было слишком много, что привело бы к многочисленным конфликтам.

В эволюционной борьбе выигрывали не лучшие экземпляры, а лучшие сообщества. Сексуальные способности мужчин снижаются со временем. Но это хорошо для следующего поколения мужчин. И это дает популяции большую вариабельность, и в сексуальных отношениях участвует большее количество мужчин – уменьшается срок смены поколений. Такая же точно ситуация происходит и с продолжительностью жизни. Можно представить, что когда-то существовали человеческие группы с повышенным здоровьем и соответственно повышенной продолжительностью жизни. Но в этих популяциях в силу этого же достоинства потомство происходило бы от малой группы мужчин и разных вариантов людей было бы меньше. Кроме того, ресурсы всегда ограничены, и в таких группах они бы перераспределялись от детей к старикам, что тоже делало группу менее конкурентоспособной по сравнению с группами, которые не тратили на стариков ресурсы. Человек рекомбинативен, и его достоинства в большинстве случаев являются его недостатками. То же самое справедливо и для человеческой группы.

Разница мужчины и женщины эволюционно обусловлена с целью добиться большего охвата возможностей. У некоторых групп кроманьонцев мужчины были хищниками на 75%, а женщины были растительноядными на 75%. Несколько меньший разброс у шимпанзе. Это же касается всех других возможностей и областей деятельности. Возможно, что по превышению этой цифры может начаться слишком узкая специализация с отмиранием универсальных функций. А это в плане эволюции тоже не хорошо. Современное общество унаследовало это в следующем виде: чем более мужчины и женщины различаются в функциях, тем выше охват возможно-

43

стей этого общества, тем более оно эффективно и конкурентоспособно. Эффективность – способность получить больший результат на одну и ту же единицу вложенной энергии и ресурсов.

В природе к размножению допускаются фактически все самки и далеко не все самцы. Это у обезьян; у мартышек несколько другая система. В результате эволюция самцов идет быстрее, у них жестче отбор. А поскольку интеллект является важнейшим условием отбора и успешности, именно этим объясняется среднее превосходство мужчин в интеллекте. Естественно, в мужском интеллекте, ориентированном на захват и удержание ресурсов.

Мужчина был создан войной в большей степени, чем женщина. Мужчины прошли больше «бутылочных горлышек» отбраковки. Проигравшие мужчины уничтожаются, женщины проигравших мужчин сохраняются и достаются победителям – то есть лучшим.

В качестве примера сложного поведения можно рассмотреть особую тактику, которая называется «охотой за черепами». Такого инстинкта нет и быть не может – для инстинкта это слишком сложно.

Охота за черепами проводится с помощью рейдов. Группа охотников отслеживает группу противника и ждет, пока кто-то отобьется от группы. Если охотники чувствуют, что расстояние достаточно велико и шума никто не услышит, они нападают группой и наносят множественные ранения. После этого группа возвращается на свою территорию. Группа состоит из самцов; но иногда к группе присоединяются молодые самки с проблемами половой самоидентификации.

Это поведение замечено у шимпанзе, у охотников-соби- рателей, редко, но регулярно встречается у групп молодых людей в современном обществе, обычно в виде групповой охоты

44

на представителей иных национальностей и низших социальных групп – бродяг, бомжей. Некоторые народы в качестве доказательств приносят домой черепа – отсюда и происходит название. У индейцев охота была усовершенствована – чтобы не таскать тяжелый целый череп, они брали только скальп.

Охота за черепами – это не просто инстинкт, это целый комплект программ. Кроме того, в процессе охоты интеллект обязателен, поскольку в инстинктах всю последовательность действий, к тому же еще и требующую планирования, не описать. Для реализации нужны и самоконтроль, и сила.

«Охота за черепами» на первый взгляд не нужна тем, кто охотится – это опасно, это вызывает сильнейший стресс, и тем более не нужна тем, на кого охотятся. Но она нужна группе – чтобы захватить территорию соседей, и она нужна непосредственно виду – для того, чтобы вид совершенствовался в интеллекте и силе через уничтожение менее интеллектуальных групп. Скорее всего, периодически появлялись группы, которые охотой за черепами не занимались. И были уничтожены.

Все новейшие достижения всегда использовались для главных целей – для войны. И у протолюдей, и сейчас все передовые достижения относятся к военной сфере. И всегда мирное использование технологии было результатом последующей конверсии. Последователи Маркса-Энгельса будут огорчены, но человека создал не труд. Человека создала война.

Труд не несет в себе видимого элемента естественного отбора, а человек был создан именно отбором, а самый быстрый групповой отбор идет через войну. К тому же у человека слишком короткая история, чтобы мирным путем, без уничтожения проигравших, можно было успеть получить такие интеллектуальные достоинства.

45

Программы бывают относительно новыми и старыми. Например, альфа-поведения – это старые программы, им десятки миллионов лет. «Охота за черепами» – это новая программа, поскольку есть только у человека и шимпанзе. Еще одна из относительно новых программ, которой не больше 10 миллионов лет – это программа перехода женщины в другой род. Чем старше программа, тем точнее она работает, и тем меньше особей рождается с нарушениями в этой программе.

Ушимпанзе, когда самка заканчивает созревать, у нее включается потребность уйти из своего рода и найти другой. Эта программа в природе очень редкая – в большинстве видов из рода в род переходят самцы, которые потом бросают вызов вожаку в другом роде. У шимпанзе, помимо самок с правильной программой, очень часто встречаются самки, которые в другой род не переходят, а живут в буквальном смысле со своими родственниками.

Ународов, которые живут деревнями, женщины в большинстве случаев отдаются замуж в другую деревню. Склонность молодых женщин к путешествиям отмечена в литературе многократно, в том числе в книге Кинадзавы «Почему красивые люди имеют больше дочерей?». Эта книга, ее идеи будут далее подробно рассмотрены.

Как вариант работы программы, многие женщины склонны к бродяжничеству – как в прямом значении, так и к многочисленным поездкам по гостям и тусовкам.

После родов программа должна переставать работать. У шимпанзе она всегда перестает работать. У женщин – иногда продолжает.

46

Программы могут работать правильно, неправильно, правильно в неправильной среде. Невозможность следования программе вызывает стресс, и это основная причина расстройств и психозов у женщин. Но большинство женщин не знают причины стресса.

В современном обществе многие женщины продолжают жить на родительской территории. И если эта программа у них работает, то она подсознательно подавляется, что вызывает стресс. Конфликтов в парах, живущих на территории жены, больше, чем в парах, живущих на территории мужа.

Очень многие животные силой прогоняют достигших нужного возраста детей. И люди тоже. Программы не понимают, что за дверью не саванна с шимпанзе, а холод и человеческое общество. Родители, вернее, их подсознательные программы, часто подсознательно хотят прогнать созревшую девушку со своей территории, и очень часто с сознательным нежеланием это делать. Это вызывает многочисленные стрессы и конфликты. И они еще более усиливаются, если девушка не может уйти с родительской территории – ведь ее программа тоже требует, чтобы она ушла.

Переход в другой род – очень опасное предприятие для молодой самки шимпанзе. Находящиеся в одиночестве самки часто становятся жертвами хищников, и иногда охотников за черепами – шимпанзе в состоянии охоты находятся в состоянии сильного стресса и забывают, что самки – их основной ресурс. Да, переход опасен для отдельной особи. Но группы, где самки не уходили, выродились в результате кровнородственного скрещивания.

Программы, прописанные в живых существах, оптимизированы в пользу популяций, а не отдельных особей. Хорошо для популяции – плохо для особи. Это правило будет постоянно присутствовать.

47